Памятники культуры в профильных активах

(Иванюк А.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 10)

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛЬНЫХ АКТИВАХ

А. ИВАНЮК

Анна Иванюк, кандидат юридических наук, ведущий юрист АКГ «Развитие бизнес-систем».

ФГУП находится во внешнем управлении. Восстановление платежеспособности будет проводиться через мировое соглашение путем замещения активов. Часть профильных активов, обязательных к передаче во вновь создающееся ОАО, являются памятниками культуры федерального значения. Возможна ли передача памятников культуры федерального значения в собственность создающемуся ОАО?

Согласно п. 1 ст. 115 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 24 октября 2005 г.) «замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности». При этом допускается проведение процедуры замещения активов и в отношении ФГУПа-должника (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В результате внесения активов ФГУПа в уставный капитал ОАО последнее приобретает право собственности на такое имущество (п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Однако «имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества» (п. 1 ст. 217 ГК РФ). Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 5 января 2006 г., далее — Закон о приватизации) в п. 1 ст. 13 устанавливает способы приватизации федерального имущества, в том числе преобразование ФГУПа в ОАО и внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал ОАО.

Таким образом, замещение активов ФГУПа представляет собой приватизацию имущества ФГУПа, осуществляемую в рамках процедуры банкротства.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2005 г., далее — Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в частной собственности (в том числе и в собственности юридического лица). Закон о приватизации допускает приватизацию объектов культурного наследия (исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат (п. 1 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия). Так, п. 1 ст. 29 Закона о приватизации предусматривает, что объекты культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены указанным Законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (так называемыми охранными обязательствами).

Однако в настоящее время приватизация объектов культурного наследия федерального значения приостановлена до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия). Анализ действующего законодательства РФ и судебной практики по применению п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия позволяет сделать вывод, что приватизация приостановлена лишь в отношении тех объектов, которые не были разграничены (см., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. по делу N А56-50380/03, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 апреля 2005 г. по делу N А56-29957/04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. по делу N А56-42620/04, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2003 г. по делу N А19-8901/03-16-Ф02-4580/03-С2, Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2003 г. по делу N КГ-А40/9948-03).

Иными словами, на момент приватизации объекты культурного наследия, закрепленные за ФГУПом на праве хозяйственного ведения, должны быть разграничены и находиться в федеральной собственности. В связи с этим необходимо проверить, имеются ли документы, свидетельствующие о нахождении объектов культурного наследия в федеральной собственности. Согласно абз. 2 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной собственности на отдельные объекты, является реестр федеральной собственности. Внесение объекта недвижимого имущества (в том числе и объекта культурного наследия) в указанный реестр подтверждается выпиской из реестра федеральной собственности, которая может быть получена ФГУПом в порядке, предусмотренном п. 21 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства от 3 июля 1998 г. N 696.

При этом свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия должно быть в наличии только в том случае, если указанное право собственности возникло после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 31 декабря 2005 г.), т. е. после 31 января 1998 г. Наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации, возникшего до 31 января 1998 г., не является обязательным в силу п. 1 ст. 6 указанного Закона. Государственная регистрация такого права проводится по желанию его обладателя.

Следует иметь в виду, что объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, были отнесены к федеральной собственности на основании п. 3 раздела I приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24 декабря 1993 г.).

В отдельных случаях помимо наличия документов, свидетельствующих о нахождении объектов культурного наследия в федеральной собственности, суды также исследуют следующее обстоятельство: возникло ли право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия до введения в действие Закона об объектах культурного наследия (1 июля 2002 г.) или после (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 апреля 2005 г. по делу N А56-29957/04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2005 г. по делу N А56-42620/04). Тот факт, что право федеральной собственности на указанные объекты возникло до принятия Закона об объектах культурного наследия (о чем, в частности, может свидетельствовать выписка из реестра федерального имущества, датированная ранее 1 июля 2002 г.), является дополнительным аргументом о неприменении п. 2 ст. 63 Закона об объектах культурного наследия при приватизации таких объектов.

Таким образом, объекты культурного наследия федерального значения, закрепленные за ФГУПом на праве хозяйственного ведения, могут быть переданы в собственность ОАО в порядке замещения активов предприятия-должника при приватизации его имущественного комплекса, но при условии наличия документов, однозначно свидетельствующих о нахождении указанных объектов в федеральной собственности.

——————————————————————