Итоги деятельности Средне-Сибирского управления Росохранкультуры
(Старокожева В. И.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2011, N 2)
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕ-СИБИРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
РОСОХРАНКУЛЬТУРЫ
В. И. СТАРОКОЖЕВА
Средне-Сибирское территориальное управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия образовано в сентябре 2008 г. для осуществления функций по государственной охране культурного наследия, контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Управление является межрегиональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в территорию деятельности которого входят три субъекта Российской Федерации: Красноярский край, Республика Тыва и Республика Хакасия совокупной площадью 4201,8 тыс. кв. км. Место расположения управления — город Красноярск, штатная численность — десять человек. В городе Абакане в качестве регионального государственного инспектора по Республике Хакасия и Республике Тыва работает представитель Управления.
На территории Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия расположено более шести тысяч недвижимых памятников истории и культуры, 115 объектов относятся к категории объектов культурного наследия федерального значения. В трех подконтрольных субъектах Российской Федерации на 1 января 2011 г. насчитывается 74 музея, 89 архивов и 1609 библиотек государственного и муниципального подчинения, контроль за сохранностью фондов которых находится в компетенции управления.
За два с половиной года деятельности Средне-Сибирского управления Росохранкультуры проведено более 180 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия и культурных ценностей. По итогам проверок выдано более 110 предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждено 50 дел об административных правонарушениях.
В 2009 г. Средне-Сибирским и Восточно-Сибирским управлениями Росохранкультуры была применена практика обмена опытом в рамках проведения совместных проверок по контролю за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий. Результаты проверок имели большое значение для внесения предложений при разработке методики проведения мероприятий по контролю в соответствии с новыми требованиями законодательства.
По результатам проверок специалистами Управления вносились предложения по развитию и совершенствованию деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры. Так, например, концепция регенерации и воссоздания историко-градостроительной среды в границах территории историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» была разработана с учетом предложений, сформированных специалистами Средне-Сибирского управления Росохранкультуры по итогам проверок указанного музея-заповедника. Проект воссоздания деревянных домов сибирской деревни конца XIX — начала XX в. в Шушенском реализован в 2007 — 2010 гг. В связи с принятием поправок в Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» наметилась дальнейшая перспектива развития музея-заповедника. Активная работа по вопросам популяризации и сохранения исторических обликов городов проводилась и с главами муниципальных образований старейших поселений края: городов Красноярска, Енисейска, Минусинска, Ачинска, Канска, пгт. Шушенское.
По инициативе руководства Управления были осуществлены работы по комплексной реставрации ряда объектов культурного наследия федерального значения, в том числе: Покровской церкви в селе Шила Сухобузимского района, Спасского собора и Надвратной церкви Захария и Елизаветы Спасского мужского монастыря, а также Успенской церкви в городе Енисейске, главного корпуса Минусинского регионального краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова. Реставрация указанных объектов стала возможной благодаря совместным усилиям Средне-Сибирского управления Росохранкультуры и Министерства культуры Красноярского края по привлечению средств как из краевого, так и из федерального бюджетов, что в целом позволило в значительной степени изменить отношение к сохранению культурного наследия в Красноярском крае.
В связи с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов по строительству Богучанской ГЭС и алюминиевого завода в Богучанском районе Красноярского края, а также железной дороги по маршруту Кызыл — Курагин Управлением организована работа по проведению археологических исследовательских и спасательных работ на осваиваемых территориях. Возобновление в 2007 г. строительства Богучанской ГЭС обнажило проблему незавершенности археологического обследования затапливаемой территории. Министерством культуры России в 2008 — 2011 гг. были выделены значительные средства на проведение спасательных работ на объектах археологического наследия, попадающих в ложе затопления водохранилища Богучанской ГЭС.
Предваряя негативные последствия малой изученности трассы проектируемой железной дороги Кызыл — Курагино, Средне-Сибирское управление Росохранкультуры неоднократно обращало внимание проектировщиков и заказчиков строительства железной дороги, лично председателя правительства Республики Тыва Ш. В. Кара-Оола на необходимость соблюдения требований сохранения археологического наследия Тывы, минимизации ущерба, наносимого культурному достоянию в процессе строительства стратегического объекта. Управлением был разработан план совместных мероприятий органов охраны объектов культурного наследия по координации деятельности при проведении исследовательских и изыскательских работ, строительстве железнодорожной трассы.
По инициативе Средне-Сибирского управления Росохранкультуры распоряжением правительства Республики Хакасия от 2 апреля 2010 г. N 68-рп создана рабочая группа по вопросам изучения и использования объектов археологического наследия Хакасии, которая является организатором и координатором деятельности по инвентаризации и изучению археологических памятников в Хакасии, установлению границ территорий объектов археологии. При непосредственном участии регионального инспектора управления Л. В. Еремина, входящего в состав указанной рабочей группы, в Республике Хакасия ведется продуктивная работа по созданию сети музеев под открытым небом, занимающихся популяризацией и сохранением археологического наследия Хакасии.
Огромная подконтрольная территория предопределяет широкий круг общения специалистов Управления с руководителями большого числа органов государственной и муниципальной власти, учреждений и организаций. Управление проводит разъяснительную и методическую работу среди сотрудников региональных органов охраны объектов культурного наследия, администраций муниципальных образований, музеев, архивов и библиотек. В ходе выездных проверок уделяется особое внимание проблемам, связанным с применением норм действующего законодательства, с которыми сталкиваются как пользователи памятников истории и культуры, так и учреждения культуры. По результатам проверок в интересах сохранения культурного наследия руководство Средне-Сибирского управления Росохранкультуры проводит итоговые встречи с руководителями органов Управления и органов охраны объектов культурного наследия подконтрольных регионов, в их адрес направляются соответствующие обращения и рекомендации. Неоднократно проходили встречи с руководителями и заместителями руководителей Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.
Средне-Сибирское управление Росохранкультуры совместно с Красноярской и Хакасской таможней успешно реализует вступившее в силу 1 января 2010 г. решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19, утвердившее Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также Положение о применении ограничений. В июне 2010 г. Управление получило благодарственное письмо начальника Красноярской таможни «за высокий профессионализм, за оперативное проведение экспертиз и оказываемую помощь в соблюдении таможенного законодательства».
Специалисты Средне-Сибирского управления Росохранкультуры многократно отмечались ведомственными и иными наградами, грамотами и благодарностями Министерства культуры Российской Федерации, губернатора Красноярского края, Законодательного Собрания Красноярского края, Министерства туризма Республики Хакасия, Военно-патриотического центра при Правительстве Российской Федерации.
——————————————————————