Антикоррупционная экспертиза как способ противодействия коррупции: история проведения антикоррупционной экспертизы на современном этапе развития российского законодательства

(Гордиенко Д. А.) («Российская юстиция», 2013, N 12)

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Д. А. ГОРДИЕНКО

Гордиенко Д. А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу.

Автором статьи проведен анализ российского законодательства в области проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, рассматривается правовая основа проведения антикоррупционной экспертизы, приведены отличительные особенности действующих нормативных правовых актов, устанавливающих методику проведения антикоррупционной экспертизы, с нормативными правовыми актами, утратившими свою силу.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, нормативные правовые акты, законодательство.

The author of article carried out the analysis of the russian legislation in the field of carrying out anti-corruption examination of regulations and drafts of law acts, he considered legal basis of carrying out anti-corruption examination and distinctive features of the existing regulations establishing a technique of carrying out anti-corruption examination.

Key words: corruption, anti-corruption expertise, law act, legislation.

За последние десятилетия проблема противодействия коррупции приобрела актуальное значение как на международной арене, так и в нашей стране. Формы проявления коррупции весьма многообразны, но одинаково разрушительны для любого общества. Как отмечает В. В. Лунеев, лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т. д. являются завуалированными формами коррупции <1>. ——————————— <1> Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 269.

В XXI веке коррупция приобрела особый размах. Ежегодно в мире люди тратят на взятки в общей сложности один триллион долларов США. Эта цифра сопоставима с ВВП крупной страны <2>. Данное негативное социальное явление может проявляться во всех странах без исключения, вне зависимости от территориальных размеров государств, их уровня экономического развития и политического устройства. ——————————— <2> Интервью заместителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН), исполнительного директора Управления по наркотикам и преступности ООН Юрия Федотова информационному агентству «ИТАР-ТАСС», посвященное вопросам борьбы с коррупцией (19.12.2011) // Президент России: сайт. URL: http://state. kremlin. ru/council/12/news/14343 (дата обращения: 12.12.2012).

Масштаб угрозы, которую представляет коррупция для развития человеческого общества, обусловил степень озабоченности мирового сообщества данной проблемой. Это нашло выражение в многочисленных международных антикоррупционных инициативах, выработке фундаментальных международных документов о борьбе с коррупцией <3>. ——————————— <3> Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Дис. … канд. юрид. наук. 12.00.08. М., 2004. С. 3.

Так, 31 октября 2003 г. в ходе проведения 58-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) была принята Конвенция ООН против коррупции (UNCAC) <4>. Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой акт, в основу которого положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции, разнообразие и многоуровневый характер мер борьбы с этим злом, предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней, обязывает государства-участников проводить политику противодействия коррупции, принимать соответствующие законы и учреждать специальные органы для борьбы с коррупцией, кроме того, Конвенция призвана стимулировать углубление антикоррупционного сотрудничества на межгосударственном уровне. ——————————— <4> UNCAC — United Nations Convention against Corruption, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N A/RES/58/4 от 31 октября 2003 г. (прим. авт.).

Принимая Конвенцию против коррупции, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан <5> в своем заявлении отметил, что коррупция является коварной чумой, которая оказывает всестороннее коррозийное воздействие на общество, что, в свою очередь, подрывает основы демократии и верховенство закона, приводит к нарушениям прав человека, искажению рыночных отношений, разрушает качество жизни, позволяя процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам человеческой безопасности <6>. ——————————— <5> Кофи Атта Аннан (англ. Kofi Atta Annan) — 7-й Генеральный секретарь ООН занимал пост два срока с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2006 г. (прим. авт.). <6> Пресс-релиз Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г. GA/10199 (United Nations: Meetings Coverage & Press Releases) // Организация Объединенных Наций: сайт. URL: http://www. un. org/News/Press/docs/2003/ga10199.doc. htm (дата обращения: 12.12.2012).

Данная Конвенция была открыта для подписания 9 декабря 2003 г. в мексиканском г. Мерида на состоявшейся Политической конференции высокого уровня <7>, в работе которой приняли участие делегации более ста государств, включая делегацию Российской Федерации. ——————————— <7> Политическая конференция высокого уровня для подписания Конвенции ООН против коррупции проведена с 9 по 11 декабря 2003 г. в г. Мерида, Мексика (прим. авт.).

Выработка этого документа явилась ответственным подтверждением решительного настроя международного сообщества на борьбу с коррупцией, а день открытия политической конференции высокого уровня по инициативе ООН был признан Международным днем борьбы с коррупцией, отмечаемым ежегодно 9 декабря <8>. ——————————— <8> В этот день во многих странах мира принято проводить демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к международному дню борьбы с коррупцией. Каждый год для этого дня задается какая-то определенная тема. Так, в 2011 г. день прошел под лозунгом ACT (сокращение от английского «Against Corruption Today», т. е. «против коррупции сегодня»). В 2012 г. темой международного дня борьбы с коррупцией стала «Коррупция. Твое «НЕТ» имеет значение» («Corruption. Your ‘NO’ counts») (по данным сайта РИА Новости. URL: http://ria. ru/spravka/20121209/913815767.html).

Российскую делегацию на конференции возглавлял заместитель министра иностранных дел А. Ю. Мешков. В своем выступлении он, в частности, отметил, что Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями <9>. ——————————— <9> Политическая конференция высокого уровня для подписания Конвенции ООН против коррупции. Выступление А. Ю. Мешкова // Дипломатический вестник. 2004. N 1. С. 84.

Однако несмотря на то, что Россия в числе первых подписала Конвенцию ООН против коррупции, ратифицировала она ее только в 2006 году. С момента ратификации, согласно п. 3 ст. 5 Конвенции, который предписывает государству-участнику стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней <10>, в нашей стране появились правовые основания проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. ——————————— <10> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N A/RES/58/4 от 31 октября 2003 г. / Организация Объединенных Наций: сайт. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption. shtml (дата обращения: 12.12.2012).

Между тем некоторые авторы <11> считают, что правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в нашей стране были заложены в принятом на состоявшемся 15 ноября 2003 г. в г. Санкт-Петербурге 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) Модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике» <12>. Согласно п. 2 Постановления данный Модельный закон был направлен в парламенты государств — участников СНГ и рекомендован для использования в национальном законодательстве. ——————————— <11> Н. А. Лопашенко и др. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральные и региональные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2011. С. 5. <12> Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 15.11.2003 N 22-15, Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 2004. N 33. С. 225 — 260.

В ст. 2 Модельного закона приводится определение антикоррупционной экспертизы. «Антикоррупционная экспертиза правовых актов — деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Коррупциогенный фактор — явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению» <13>. ——————————— <13> Там же.

В ст. 10 Модельного закона антикоррупционная экспертиза правовых актов обозначена как одна из мер предупреждения коррупционных правонарушений, а в п. 1 ст. 14 сказано, что «антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является видом криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов государств (для федеративных государств)» <14>. ——————————— <14> Там же.

В п. 2 ст. 14 определено, что обязательно подлежат антикоррупционной проверке национальные законы и их проекты, устанавливающие гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, а также иные нормативно-правовые акты и их проекты, относящиеся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики <15>. ——————————— <15> Там же.

Приоритетные сферы, в свою очередь, определены в ст. 5 Модельного закона <16>, к ним отнесены: ——————————— <16> Там же.

— реализация избирательных прав и права на референдум; деятельность политических партий; государственная и муниципальная службы; служба в коммерческих организациях; — служба в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями; — особые сферы исполнения полномочий органов государственной власти, в том числе: законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, бюджетный процесс, банковская деятельность, кредитование, эмиссия ценных бумаг, приватизация государственного и муниципального имущества, государственные закупки, регистрация и лицензирование видов деятельности, экспертиза и сертификация товаров и услуг, предоставление и получение международной финансовой и гуманитарной помощи. Таким образом, с принятием Модельного закона у российского парламента появилась возможность имплементировать целиком или частично положения, касающиеся антикоррупционной экспертизы, в отечественное законодательство. Однако этого не произошло. Первое косвенное упоминание в современном российском законодательстве о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) можно найти в утвержденном в 2005 г. Положении о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности <17>. В нем говорится, что на Комиссию возлагается функция организации проведения криминологической экспертизы отдельных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения общественной безопасности в целях выявления в них положений, способствующих коррупции, а также по поручению Совета Безопасности — экспертизы проектов решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по указанным вопросам <18>. ——————————— <17> Указ Президента РФ от 28.10.2005 N 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 44. Ст. 4536. <18> Там же.

В октябре 2005 г. Правительство Российской Федерации утверждает Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг. <19>, заложив в нее существенный антикоррупционный потенциал. Так, Концепцией установлено, что необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. ——————————— <19> Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах» (ред. от 10.03.2009) // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.

В связи с тем что в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции, Концепцией определены критерии их распределения в группы с повышенным коррупционным риском. Для таких органов исполнительной власти характерны: — наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств; — высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы; — высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями. Кроме того, Концепцией предусмотрена необходимость: создания специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции; внедрения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; создания методической основы оценки коррупциогенности государственных функций; разработки пакета антикоррупционных нормативных правовых актов, а также ведомственных и региональных антикоррупционных программы. Несмотря на всю монументальность прописанных в Концепции механизмов, ограничивающих возможности коррупции, следует согласиться с мнением Н. А. Лопашенко, которая справедливо отмечает, что из-за отсутствия единой методики проведения криминологических экспертиз и неурегулированности их правового статуса (юридические последствия этих экспертиз нигде официально не были прописаны в федеральном законодательстве) данные экспертизы носили ситуативный и по большей части формальный характер <20>. ——————————— <20> Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральные и региональные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2011. С. 13.

10 мая 2006 г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В. В. Путин отметил, что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения, признавая, «что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития — коррупцию» <21>. ——————————— <21> Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (10 мая 2006 г.) // Российская газета (Федеральный выпуск). 2006. 11 мая. N 4063.

С этого момента в национальном законодательстве начинается планомерное, систематическое противодействие коррупции. Начинают формироваться правовые и организационные основы противодействия данному негативному социальному явлению. В 2006 году, как уже отмечалось выше, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, официально закрепив в своей правовой системе обязанность проводить специализированную экспертизу законодательства, направленную на снижение коррупционных рисков. В июле 2008 г. Указом Президента утвержден Национальный план противодействия коррупции <22>, который наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями содержал ряд мер общего стратегического характера, в том числе меры, направленные на совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы. ——————————— <22> Национальный план противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 31.07.2008 N Пр-1568 // Российская газета. 2008. 5 августа. N 164(4721).

В декабре 2008 г. в России принимается специальный Федеральный закон «О противодействии коррупции» <23>, которым были установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Кроме того, в законе дано развернутое понятие термина «коррупция». ——————————— <23> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Так, согласно ст. 1 данного Федерального закона к коррупции следует относить: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных выше деяний от имени или в интересах юридического лица <24>. ——————————— <24> Там же.

В ст. 2 того же Федерального закона определена правовая основа противодействия коррупции, ее составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты <25>. ——————————— <25> Там же.

Согласно ст. 6 профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, среди которых значится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов <26>. Позднее данная статья дополнится профилактической мерой, включающей в себя рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений <27>. ——————————— <26> Там же. <27> Пункт 2.1 ст. 6 введен Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730.

Однако во всех рассмотренных выше нормативных правовых актах лишь упоминалось о необходимости проведения экспертизы (антикоррупционной, криминологической, правовой), а процедура ее проведения не раскрывалась. Первыми документами, описывающими процедуру проведения антикоррупционной экспертизы, в нашей стране стали утвержденные в марте 2009 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции <28>, и Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции <29>. ——————————— <28> Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1240 (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). <29> Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 196 «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1241 (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

В соответствии с Правилами экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (экспертиза на коррупциогенность), проводилась в отношении проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов федеральных законов, поступивших для подготовки проектов официальных отзывов и заключений Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, а также проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов. Утверждая Правила, Правительство Российской Федерации не только обратило внимание на необходимость проведения экспертизы федерального законодательства, но и рекомендовало высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты о проведении экспертизы (в том числе независимую экспертизу) проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. По мнению ряда авторов, указанная рекомендация Правительства Российской Федерации послужила мощным импульсом к повышению активности региональных законодателей в данном направлении <30>. ——————————— <30> Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральные и региональные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2011. С. 14.

В соответствии с Правилами Приказом Министерства юстиции Российской Федерации было утверждено Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность <31>. ——————————— <31> Приказ Минюста России от 31.03.2009 N 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 17 (документ утратил в связи с изданием Приказа Минюста России от 27 июля 2012 г. N 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»).

Принятие Правил и Методики проведения антикоррупционных экспертиз повлекло череду изменений в целом ряде постановлений Правительства Российской Федерации, что, в свою очередь, указывает на актуальность проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных правовых актов. Так, соответствующие изменения и дополнения были внесены в Постановления Правительства Российской Федерации <32>, <33>: от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; от 15 апреля 2000 г. N 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»; от 2 августа 2001 г. N 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»; от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»; от 28 июля 2005 г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти». ——————————— <32> Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 242 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1443. <33> Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2346.

Летом 2009 года принимается специальный Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» <34>, устанавливающий правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Это стал, по сути, первый закон, полностью регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы в нашей стране. ——————————— <34> Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.

В качестве субъектов проведения антикоррупционной экспертизы Федеральный закон определил: органы прокуратуры РФ (п. 1 ч. 1 ст. 3); Министерство юстиции РФ и его территориальные органы (п. 2 ч. 1 ст. 3); органы, организации, их должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (п. 3 ч. 1 ст. 3); институты гражданского общества и граждан РФ (ч. 1 ст. 5). Принятый Федеральный закон содержал большое количество противоречий с утвержденными ранее Правилами и Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов. В этой связи законодатель Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» <35> утвердил новые Правила и Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, признав утратившими силу старые. ——————————— <35> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. 2010. 5 марта. N 5125.

Между тем многие эксперты отмечают, что принятые новые Правила и Методика уступают старым. Так, был сокращен целый ряд коррупциогенных факторов. По их мнению, и с этим трудно не согласиться, сужение понятия коррупциогенных факторов — это путь назад в борьбе с таким злом, которым является коррупция <36>. ——————————— <36> Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральные и региональные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2011. С. 28.

Рассмотрев развитие федерального законодательства в области проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), необходимо отметить, что на рубеже XX и XXI веков законодательство Российской Федерации прошло тяжелый путь становления, развития и укрепления. Первые нормативные правовые акты современной России не всегда соответствовали антикоррупционным требованиям и содержали в себе положения, способствующие формированию условий для проявления коррупции. Прошло более десяти лет, прежде чем законодатель обратил на это внимание. За это время коррупция обрела отчетливые формы и стала реальной угрозой целостности российского общества. Но даже в наше время процесс становления в России института антикоррупционной экспертизы еще не завершен. Учитывая происходящие под влиянием социально-экономических и общественно-политических факторов изменения в российском обществе, законодателю следует проводить мониторинг действующего законодательства, отслеживая проявление новых коррупционных рисков и угроз, внося в него соответствующие изменения.

Список использованной литературы

1. Лопашенко Н. А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральные и региональные аспекты). М.: Юрлитинформ, 2011. 2. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. 3. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Дис. … канд. юрид. наук. 12.00.08. М., 2004.

——————————————————————