Антикоррупционная экспертиза нормотворчества
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Корпоративная практика / Слияния и поглощения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМОТВОРЧЕСТВА
(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Корпоративная практика / Слияния и поглощения)
Информационное сообщение N 53
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 24 июля 2009 года
Юридическая фирма «Гольцблат БЛП» сообщает, что приняты:
— Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который вступает в силу 2 августа 2009 года;
— Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который вступает в силу 1 августа 2009 года.
Федеральные законы направлены на профилактику коррупции и борьбу с ней в сфере нормотворчества.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления и последующего устранения коррупциогенных факторов:
— положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
— положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.
Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы являются прокуратура РФ, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, иные федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также их должностные лица.
Предусмотрено, что прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов названных органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, значительного числа отраслей законодательства и пр. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции экспертирует проекты федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, проекты отзывов и заключений на проекты федеральных законов и др.
Выявленные коррупциогенные факторы отражаются:
— в требовании прокурора об изменении акта;
— в обращении прокурора в суд в установленном порядке;
— в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы другими органами, организациями, их должностными лицами.
Требование прокурора об изменении акта должно содержать указание коррупциогенных факторов и способов их устранения. Оно подлежит рассмотрению соответствующими органом, организацией, должностным лицом и учитывается ими. О результатах рассмотрения требования сообщается прокурору. Требование может быть обжаловано.
Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией, должностным лицом.
Институты гражданского общества и граждане могут проводить со своей стороны независимую антикоррупционную экспертизу, заключение которой носит рекомендательный характер, однако также подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено. В заключении должны быть указаны выявленные в акте (проекте акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. По результатам рассмотрения экспертам (гражданину, организации) направляется мотивированный ответ.
——————————————————————