Система законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности современной России

(Белхароев Х. У.)

(«Российская юстиция», 2014, N 1)

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Х. У. БЕЛХАРОЕВ

Белхароев Х. У., кандидат юридических наук, доцент, советник Управления федеральной поддержки территорий МЧС России.

В статье автор анализирует систему международного и российского законодательства, раскрывая основные характеристики в области обеспечения продовольственной безопасности России.

Ключевые слова: конвенция, декларация, закон, право, продовольственная безопасность.

The author discloses a system of international and russian law revealing the basic characteristics in the area of food safety in Russia.

Key words: conventions, declarations, laws, regulations, food safety.

Право на полноценное питание и на защиту от голода составляет неотъемлемую часть Международного билля о правах человека от 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Это право также закреплено в Конвенции о правах ребенка от 1989 г. и других международных правовых актах.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Право на питание относится к основополагающим правам человека, так как пища входит в систему первичных жизненных потребностей человека, обеспечивая само его существование. Поэтому в Декларации подчеркивается, что человек имеет право на такой уровень питания, который является достаточным для поддержания здоровья.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. не только указывается на фундаментальное право человека на свободу от голода, но и вменяется в обязанность государства обеспечение реализации на практике этого права.

Право на питание закреплено и в других международных правовых актах. Среди них Конвенция о предотвращении всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Женевские конвенции о защите гражданского населения во время военных конфликтов и другие.

Право на питание является делом всеобщей и непреложной справедливости и не может быть отменено. Это право — особого рода, которое непосредственно связано с унифицированными принципами, устанавливающими, что все люди имеют право на жизнь и наделены правом жить с достоинством. Государства не должны вызывать или допускать унижение людей вследствие недоедания там, где государство обладает способами искоренения этого. В случаях если государства не предприняли всех возможных действий для предотвращения недоедания и голода, они могут быть привлечены к ответственности за нарушение фундаментальных прав своих граждан.

Важнейшим международным документом универсального характера является Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1974 г. Она, в частности, гласит, что каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей.

В Риме 17 ноября 1996 г. состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам продовольствия. Это первое глобальное совещание глав государств и правительств после Всемирной продовольственной конференции 1974 г. по проблемам голода. Главы государств подписали Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности и план действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. В ней, в частности, сказано: «Мы подтверждаем нашу политическую волю и наше общее национальное обязательство по достижению продовольственной безопасности для всех и продолжению усилий по искоренению голода во всех странах, намереваясь не позднее чем к 2015 году вдвое снизить число недоедающих по сравнению с нынешним уровнем. Мы считаем недопустимым, что более 800 млн. человек по всему миру, особенно в развивающихся странах, не получают достаточно продуктов питания для удовлетворения своих основных продовольственных потребностей…».

Продовольственная безопасность на международном уровне, по данным ФАО, определяется объемом переходящего запаса зерна, соответствующего 60 дням его потребления (17% среднегодового потребления). Эти критерии применимы и для национального уровня обеспечения продовольственных потребностей и интересов личности и общества государством.

Таким образом, на международном уровне создана определенная правовая основа для обеспечения права каждого человека на получение достаточного питания, чтобы поддерживать и восстанавливать здоровье. Международные правовые акты по вопросам питания конкретизируются и реализуются в нормативных правовых актах на уровне национальных государств.

Законодательную основу обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные и ратифицированные в установленном порядке Российской Федерацией, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и другие правовые акты, регулирующие отношения в продовольственной сфере; конституции, законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в этой сфере.

Нормативные правовые акты, принятые с 1994 г. и по сей день, не отражают реального положения дел в продовольственной сфере, ориентированы на применение их в благоприятных условиях — без чрезвычайных ситуаций, без нищих и больных, без признания фундаментального права каждого на свободу от голода.

Исключительно важное значение в области решения задач по обеспечению продовольственной безопасности имеют Федеральные законы от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 29 декабря 2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В изучении содержания нормативных правовых актов в сфере продовольственной безопасности на первый план должны выступать жизненно важные интересы как личности, так и общества в целом. Такими интересами в нашей стране являются:

— наличие достаточного объема продовольственных ресурсов;

— экономическая и физическая доступность продовольствия;

— качество и безопасность поставляемого на рынок продовольствия.

Жизненные потребности и названные интересы людей защищены правовыми средствами, которые составляют систему российского законодательства в области продовольствия.

Продовольственная безопасность страны — важный элемент национальной безопасности. Из этого следует, что государство, чтобы обеспечить эту безопасность, использует целый арсенал защитных средств, в первую очередь нормативно-правовых: таможенные тарифы, компенсационные сборы, акцизы, налоги с продаж, квоты и т. п.

С нашей же точки зрения, прежде всего должно быть правовое регулирование в сфере продовольственной безопасности. Оно должно быть отлажено как на общенациональном, так и на региональном уровне.

Важнейшим направлением деятельности федеральных и региональных органов власти является разработка законодательной базы, обеспечивающей продовольственную безопасность в юридическом плане. Совершенно очевидно, что здесь обозначаются две взаимосвязанных составляющих: законы федеральные и законы субъектов Федерации.

Федеральные законы на основе конституционных норм должны:

— активизировать процесс рыночных преобразований в АПК, сделать их необратимыми;

— обеспечить политические, социальные и экономические условия для искоренения бедности и достижения продовольственной безопасности всех и каждого.

Федеральные законы от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заложили правовые основы для оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам, в том числе и в продовольственной сфере.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ потребительские корзины, разрабатываемые в субъектах Российской Федерации, в установленном порядке проходят экспертизу, совместно с федеральными органами исполнительной власти.

В решении задачи расширения и укрепления материальной и финансовой базы агропромышленного комплекса большую роль играют Федеральные законы от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Принципиальным положением Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» является то, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов обязаны ежегодно предусматривать в соответствующих бюджетах средства для формирования региональных продовольственных фондов.

Закон позволяет создать в нашей стране систему государственного продовольственного обеспечения, которая существует во многих странах. Но особенно он актуален для субъектов Российской Федерации, которые именно в соответствии с ним работают над созданием региональных производственных фондов.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264 «О развитии сельского хозяйства» регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, устанавливает правовые основы реализации государственной политики в сфере развития сельского хозяйства, по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий. Правовое регулирование в сфере развития сельского хозяйства осуществляется указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, обеспечивает единство экономического пространства путем установления требований к организации, осуществлению и развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции.

Закон предполагает эквивалентность товарного обмена между городом и селом, обеспечение устойчивости продовольственного рынка в условиях конъюнктурного повышения цен. Обеспечение доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей товаров, осуществляет регулирование торговой деятельности посредством:

— установления требований к ее организации и осуществлению;

— антимонопольного регулирования в этой области;

— информационного обеспечения в этой области;

— государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Россия располагает 10% площадями земли сельскохозяйственных угодий в мире, вполне достаточными для производства необходимого количества основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Тем более создана правовая основа в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Важная задача государства в регулировании продовольственного рынка, его защита от внешней экспансии с учетом требований Федерального закона 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

Одна из существенных целей государства — это упорядочение системы государственного кредитования и бюджетного финансирования аграрной сферы. Необходима программа финансового оздоровления организаций и предприятий агропромышленного комплекса. С целью обеспечения не только краткосрочного, но также и долгосрочного льготного кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Нерешенной проблемой, тормозящей развитие аграрной реформы, остается рост долговых обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанное с этим отсутствие средств для технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Правовые основы, наработанные к настоящему времени, далеко не всегда демонстрируют свою прочность и напрямую не защищают жизненно важные интересы личности, общества и государства в сфере продовольственного обеспечения.

Полагаясь на результаты собственного исследования и точки зрения других авторов, мы рекомендуем с учетом требований ВТО:

— разработать и принять федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации»;

— доработать Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

— рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации с целью применения тарифной квоты на товары, поступающие из других стран.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека, принята Резолюцией 217A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. (http://www. un. org/ru/ — официальный сайт ООН).

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят Резолюцией 2200A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 3 января 1976 г. (http://www. un. org/ru — официальный сайт ООН).

3. Конвенция о правах ребенка, принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (http://www. un. org/ru — официальный сайт ООН).

4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принята Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 г. (http://www. un. org/ru — официальный сайт ООН).

5. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, принята 16 ноября 1974 г. Всемирной продовольственной конференцией, созванной в соответствии с Резолюцией 3180 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1973 г. и принятая Резолюцией 3348 (XXIX) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1974 г. (http://www. un. org/ru — официальный сайт ООН).

6. World Food Summit, WFS 96/3-Corr.1, Pome, Italy, 1996 // Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Рим 13 ноября 1996 г.

7. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

9. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303.

10. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 27.

11. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

12. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

13. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

14. Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.

15. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

——————————————————————