Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России

(Касатенко А. Н.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2012, N 1)

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. Н. КАСАТЕНКО

Касатенко А. Н., аспирант кафедры теории и истории государства и права НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики».

Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации современного общества наложили отпечаток на культурную политику российского государства в начале 90-х годов, что нашло отражение в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — Основы законодательства о культуре) и других нормативных актах этого времени, определяющих ее как политику государства в области культурного развития, включающую «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры».

В настоящее время законодательство Российской Федерации о культуре состоит из Основ законодательства о культуре, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре, посвященных деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Однако 26 октября 2011 г. на официальном сайте «Российской газеты» (http:// www. rg. ru/ 2011/ 10/ 26/ kultura-site-dok. html) был впервые обнародован новый проект федерального закона «О культуре в РФ», что обострило общественный интерес к действующему законодательству.

Рассмотрим критически основные положения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (от 9 октября 1992 г.). Прежде всего отметим, что основными задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

— создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

— определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

— определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы (ст. 1 Основ законодательства о культуре).

Статья 3 содержит следующие основные термины, используемые в Основах законодательства о культуре: культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей; культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты; культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей, и др. термины.

Основы законодательства о культуре регулируют культурную деятельность в таких областях, как:

— выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

— художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

— художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

— самодеятельное (любительское) художественное творчество;

— музейное дело и коллекционирование;

— книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

— телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

— эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

— научные исследования культуры;

— международные культурные обмены;

— производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

— иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (ст. 7 Основ законодательства о культуре).

В содержание статей Основ законодательства о культуре заложено понимание прав и свобод человека в области культуры, прежде всего права на творчество (ст. 10), права на личную культурную самобытность (ст. 11), на приобщение к культурным ценностям (ст. 12), на получение гуманитарного и художественного образования (ст. 13), права собственности в области культуры (ст. 14), права создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры (ст. 15), права создавать общественные объединения в области культуры (ст. 16), права вывозить за границу результаты своей творческой деятельности (ст. 17), права на культурную деятельность в зарубежных странах (ст. 18), прав иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры (ст. 19 Основ законодательства о культуре).

Более широко трактуются права и свободы народов и иных этнических общностей. Так, они имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания (ст. 20 Основ законодательства о культуре).

В ст. 21 Основ законодательства о культуре сказано, что Российская Федерация гарантирует всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, право на культурно-национальную автономию.

Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом.

Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

Кроме того, Российская Федерация гарантирует свое покровительство в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития (ст. 22 Основ законодательства о культуре).

Также Российская Федерация осуществляет моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами страны, принимает меры по заключению межгосударственных соглашений в этой области.

Статья 25 Основ законодательства о культуре определяет формирование состава (перечня) культурного достояния народов Российской Федерации. В состав культурного достояния народов Российской Федерации входят библиотечный, музейный, архивный, кино-, фотофонд и иные аналогичные фонды. Конкретные же культурные ценности, которые входят в состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на современном этапе развития российского законодательства в сфере культурной политики стоит приоритетная задача выработки национальной стратегии государственной культурной политики, которая бы учитывала совокупность исторических, экономических, этнических факторов развития российской многонациональности, что лишь частично реализуется в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. По мнению экспертов, новый проект «Закона о культуре» должен в полной мере отражать актуальные тенденции развития межнациональных и мультикультурных отношений в российском государстве.

В этой связи в области культурной политики должны быть актуализированы следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Все ли используемые языки имеют равный статус, и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации? Является ли официальный государственный язык языком предков, или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные языки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антагонизма среди языковых групп? Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и в доминирующей, и в этнической культурах.

Именно государство помогает сформировать механизмы реализации культурной политики. Их освоение имеет особое значение для России, где культура признается национальным богатством, однако это признание не сопровождается разработкой соответствующего инструментария и остается на уровне деклараций.

Говоря о различиях в культурных стратегиях, нередко выделяют три типа участия государства в культурной политике, которые были использованы европейскими государствами за последние пятьдесят лет. К ним относят:

— харизматическую политику, смысл которой состоит в поддержке со стороны государства прежде всего организаций и отдельных персоналий, имеющих общенациональное значение и известных за пределами данного государства;

— политику доступности, основные усилия которой концентрируются на обеспечении равного доступа различных категорий населения к образцам и артефактам, признанным (в силу разных причин) классическими вершинами культурной и художественной деятельности;

— политику культурного самовыражения, в рамках которой ценной признается любая попытка культурной самоидентификации (местного или же профессионального сообщества, диаспоры, социальной группы или любого другого «меньшинства»). В этом случае классическая культурная иерархия исчезает, а главенствующее место эстетических категорий оказывается занятым ценностями культурной коммуникации и самовыражения.

Культурная политика государства имеет два уровня функционирования: на одном из них, идеологическом, провозглашаются приоритетные задачи, цели, идеалы, идеи, а на другом — практическом — вырабатываются предложения об их внедрении путем практических мероприятий, и на этом уровне возникает необходимость в институционализации форм правового регулирования процессов, происходящих в сфере культурной политики государства.

Важнейшей проблемой социально дифференцированной культурной политики является ее четкая иерархизированность по макро — и микроуровням, по источникам обеспечения (государственным, региональным, местным, коммерческим, различным формам самообеспечения), по институциональным уровням управления и регулирования.

Культурная политика России не может быть лишь сугубо внутренним делом страны и общества. Насколько Россия является органичным членом мирового сообщества, настолько и ее культурная политика должна быть частью всемирного культурно-цивилизационного процесса и отражать мировые тенденции духовно-ценностного освоения бытия. Например, отрезвление от эйфории «изолированного национального развития», вульгарного рационализма, гедонистического стремления к немедленному удовлетворению любых социальных потребностей; поиск экологических, природосберегающих алгоритмов существования; усиление гуманитарного аспекта в политике; актуализация принципов «мультикультурности», так называемой «культуры мира», апеллирующей к неконфронтационным принципам солидарности, «мягким социальным взаимодействиям», поиск новых принципов взаимодействия локального и универсального начал в культуре, и т. п.

Вступление России как преимущественно европейского по генезису своей культуры и истории государства на это «проблемное поле» культурного строительства должно стать необходимым и естественным компонентом национальной культурной политики страны.

——————————————————————