Специфика отечественного законодательства о культуре (на примере «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 г.)

(Оводов А. А.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2006, N 4)

СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ

(НА ПРИМЕРЕ «ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КУЛЬТУРЕ» ОТ 1992 Г.)

А. А. ОВОДОВ

Оводов А. А., член Комитета по связям со СМИ Московской аудиторской палаты.

Современное российское законодательство о культуре достаточно разнообразно и тем не менее хорошо систематизировано.

Законодатель основополагающую роль культуры видит в «развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства» («Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 г. с изменениями и дополнениями). Таким образом, одной из специфичных черт российского законодательства о культуре можно назвать стремление к сохранению национальной самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данный принцип преимущественно «перешел по наследству» к Российской Федерации от СССР. И на практике возникает ряд достаточно острых проблем, связанных с созданием культурных обособленных субкультур, существенно различных между собой, на территории нашей страны.

Одним из основополагающих принципов построения Советского государства было предоставление народам и народностям, живущим в пределах Советского Союза, максимума возможностей для сохранения своей культурной самобытности. К чему это привело? История показала, что страны, в которых территории были разделены по национальному признаку с предоставлением на данных территориях больших возможностей для пропаганды в большей мере культуры определенного народа или народности, например СССР, Югославия, Чехословакия, распались на несколько государств, оказавшихся в глубоком экономическом и политическом кризисе.

В нашей правовой системе данный принцип закреплен, в частности, в ст. 6 «Основ». «Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры».

Далее необходимо заметить, что особую опасность для сохранения культурного достояния России представляет возможность передачи публичных культурных объектов в частную собственность. В ст. 14 «Основ» сказано: «Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты». Данная статья оговаривает: «Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации». Но в настоящее время достаточно сложно проследить позицию законодателя по вопросу запрета приобретения публичных культурных объектов в частную собственность.

Существует позиция, согласно которой рыночные отношения — это панацея от всех экономических болезней общества. Но необходимо понимать, что сфера культуры — это особая сфера человеческой деятельности. Окружающая человека культура формирует человека. И так же как нельзя «жить в социуме и быть свободным от социума» (В. И. Ленин), нельзя и быть полноценным гражданином собственного государства в отрыве от отечественного культурного достояния.

Таким образом, на наш взгляд, государству следует запретить на федеральном уровне любой переход театров, музеев, библиотек и других публичных культурных объектов в частную собственность. Но это не означает, что необходимо подавлять инициативу других субъектов правоотношений в сфере культуры. И в связи с этим дальнейшего законодательного развития требуют положения, изложенные в ст. 32 «Основ»: «Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации. Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений».

На наш взгляд, особо следует обратить внимание на положения ст. 18: «Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств»

Закрепление данной нормы является существенным достижением в области отстаивания российских национальных интересов. Культурная экспансия — один из самых существенных факторов, обеспечивающих в XXI в. отдельным государствам возможность оказывать существенное влияние на формирование внешней политики сопредельных государств. За границей нашей Родины находится несколько десятков миллионов выходцев из России, остро ощущающих культурную и этническую связь со своей исторической Родиной.

Создание русскоязычных организаций культуры — это перспективный путь создания внутри сопредельных государств армии преданных России сторонников, способных оказывать в нужный момент воздействие на политические элиты приютивших их стран, вплоть до избрания геополитически выгодных для России политических деятелей.

На наш взгляд, отечественное законодательство должно уйти от формулировки: «Вправе создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств». Для отстаивания отечественных интересов законодательно необходимо закрепить обязанность Правительства Российской Федерации оказывать финансовую и организационную поддержку русскоязычным организациям зарубежья. В случае если данное положение противоречит внутреннему законодательству других стран, необходимо обязать Правительство Российской Федерации требовать от данных государств упразднить любые ограничения для русскоязычных организаций, основываясь на нормах международного права, например на ряде конвенций о правах человека, и в частности Конвенции о защите культурных прав.

При этом необходимо учитывать, что Россия гарантирует в ст. 19 «Основ», что «иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности», а также, что «народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях» (ст. 20 «Основ»).

——————————————————————