К вопросу об источниках изучения вероисповедной политики Российской империи в 1721 — 1917 гг. (на материалах Государственного архива Смоленской области)

(Гавриленков А. Ф.) («История государства и права», 2008, N 21)

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1721 — 1917 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

А. Ф. ГАВРИЛЕНКОВ

Гавриленков А. Ф., доцент кафедры социологии Смоленского государственного университета.

В статье представлена авторская классификация источниковой базы вероисповедной политики Российской империи в 1721 — 1917 гг. На основе исторического анализа отмечается, что данная источниковая база свидетельствует, что до настоящего времени в отечественной научной литературе проблема вероисповедной политики в Российской империи в синодальный период (на материалах Государственного архива Смоленской области) не изучалась. The article contains the author’s classification of the sources of information on the religious policy in the Russian empire in 1721 — 1917. Historic analysis of the sources of information shows that until recent time there has been conducted now research in the Russian scientific literature devoted to the religious policy in the Russian empire in the synodic period (based on the information from the State archive of the Smolensk Region) <*>. ——————————— <*> Gavrilenkov A. F. Notes about the sources for the research of the religious policy in the Russian empire in 1721 — 1917 (based on the information from the state archive of the Smolensk Region).

Вероисповедная политика Российской империи в 1721 — 1917 гг. (на материалах Государственного архива Смоленской области) ранее не была предметом специального научного рассмотрения. Тем не менее некоторые общие аспекты данной проблемы получили освещение в литературе и научных работах, посвященных в основном православной тематике. В рамках обозначенного нами исследования источниковая база проблемы разделяется на следующие группы: 1) архивные материалы; 2) официально-документальные материалы; 3) периодические издания; 4) дневники, воспоминания. Первая группа источников — материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Ключевые позиции в исследовании обозначенной проблемы занимают материалы Государственного архива Смоленской области (ГАСО). Из документов РГИА интерес представляют фонды N 381, 796, 797 (Канцелярия Синода, Канцелярия обер-прокурора Синода) <1>. Часть архивных документов РГИА посвящена истории Римско-католической и Греко-католической (униатской) церквей. Ряд дел указанных фондов посвящены истории духоборчества и униатства, имеющих отношение к вероисповеданиям, действовавшим на территории Смоленской губернии в XVIII — начале XX в. ——————————— <1> РГИА. Ф. 381. Канцелярия Синода; Ф. 796. Канцелярия обер-прокурора Синода; Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Синода.

Среди документов РГАДА особый интерес в контексте заявленной темы представляют фонды N 12 и N 288, которые позволяют представить то, каким образом формировалось отношение Российского государства к Римско-католической церкви во второй половине XVIII в., о времени проникновения старообрядчества на территорию Смоленской губернии в XVIII в. <2>. Наибольшую значимость при изучении вероисповедной политики Российского государства в заявленный период представляют фонд N 1 и фонд N 47 ГАСО <3>. В связи с тем что тема исследования в том виде, в котором она заявлена, не разработана, нами было использовано и введено в научный оборот значительное количество архивных дел, которые позволяют прояснить отношение органов государственной власти в рассматриваемый период к различным вероисповеданиям, действовавшим на территории Смоленской губернии. ——————————— <2> РГАДА. Ф. 12. Разряд XII; РГАДА. Ф. 288. Материалы переписей раскольников. Дела и документы: о взыскании со старообрядцев окладных сумм, об исключении из окладов. <3> ГАСО. Ф. 1. Канцелярия смоленского генерал-губернатора; Ф. 47. Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского.

Самостоятельную группу документов ГАСО составляют дела, в которых приводятся статистические данные о количественном составе старообрядчества, католицизма, ряда протестантских конфессий, ислама, иудаизма, а также ряда сект, вышедших из православия. Научный интерес представляет фонд N 391 ГАСО, в котором дано описание приходов Смоленской епархии, в котором представлены православными священниками данные о количественном составе различных конфессий в том или ином приходе <4>. В основе данных сведений была программа, разработанная смоленским краеведом И. И. Орловским. Архивные материалы, посвященные православной церкви, позволяют сделать выводы о ее структуре, о деятельности монастырей на территории Смоленской епархии, раскрыть социальный состав православного монашества второй половины XIX — начала XX в., рассмотреть процессы, происходившие внутри самой церкви, не только на Смоленщине, но и в стране в целом <5>. ——————————— <4> ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. И. И. Орловский. <5> Там же. Ф. 47. Оп. 1.

Архивные материалы, посвященные старообрядчеству, позволяют проследить зарождение и развитие различных направлений и толков в старообрядчестве на территории Смоленской губернии в XIX — начале XX в. Архивные документы четко фиксируют особенности распространения старообрядчества на территории губернии, социальный состав старообрядчества. Здесь же мы находим и особенности отношения государственной власти к старообрядчеству. Фонд N 1 располагает документами, в которых отражены статистические данные о численности старообрядцев по губернии за разные годы, о мерах по ослаблению раскола, о правилах выборов старообрядцев на общественные должности, а также сведения о численности содержащихся в тюремных замках и находящихся под надзором полиции. В ГАСО сохранились документы и материалы, посвященные истории неправославных христианских конфессий (католицизм, протестантизм (лютеранство, кальвинизм), армяно-григорианская церковь) и авраамическим (нехристианским) вероисповеданиям (ислам, иудаизм). Следует заметить, что часть документов и материалов одних конфессий выделены в самостоятельные дела <6>. Документы, посвященные протестантским направлениям, исламу, а также частично католицизму, мы находим в фонде N 1. В уже упомянутом выше фонде «И. И. Орловский», в сведениях, предоставляемых приходскими священниками, мы находим и описание языческих верований <7>. ——————————— <6> ГАСО. Ф. 125. Смоленский общественный раввин; Ф. 1178. Римско-католический костел. <7> Там же. Ф. 391.

Вторую группу источников составляют официальные документы. В Полном своде законов Российской империи, изданном в разные годы (XIX — начало XX в.), мы отмечаем различные аспекты вероисповедной политики Российского государства <8>. Для характеристики вероисповедной политики Российского государства могут быть использованы различные законодательные акты — Свод основных государственных законов, Свод законов гражданских и Уставы (Устав строительный, Устав о повинностях, Уставы счетные) — и официальные статистические документы и материалы — это касается материалов однодневной переписи в городе Смоленске и Первой всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 г. <9>, материалы «Обзоров Смоленской губернии…» за различные годы — от 1878 до 1913 г. и «Памятные книжки Смоленской губернии». В ряде статистических материалов можно найти характеристику основных конфессий, действовавших на территории Смоленской губернии. ——————————— <8> ПСЗ РИ: В 2 книгах. Кн. 1 / Под ред. Л. А. Добровольского. Сост. А. Л. Саатчиан. Т. I — VIII. СПб.: Издание книжного магазина «ЗАКОНОВЕДЕНИЕ», 1911; СЗ РФ. Т. 4. Уставы о повинностях. СПб., 1857. <9> Статистический очерк города Смоленска и однодневная перепись 11 октября 1881 г. Смоленск: Типолитография А. И. Елишева и Ко, 1882; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 / Под ред. Н. А. Тройницкого. М.: Издание Центр. Стат. комитета МВД, 1904.

Периодические издания и публицистика XIX — начала XX в. относятся к третьей группе источников. В исследовании были использованы материалы из «Смоленских епархиальных ведомостей», в которых представлены статьи по историко-статистическому описанию приходов Смоленской епархии <10>. В ряде статей мы отмечаем материалы, посвященные истории взаимоотношений государства и сект, вышедших из православия. Здесь же находим материалы, в которых рассматриваются основы вероучений различных сект, действовавших на территории Смоленской губернии в XIX — начале XX в. <11>. ——————————— <10> Историко-статистическое описание прихода села Щербина, Ельнинского уезда Смоленской губернии // Смоленские епархиальные ведомости. 1874. N 13. С. 480. <11> Буткевич Т. Новый Израиль или Лубковцы // Смоленские епархиальные ведомости. 1910. N 8. С. 273 — 279.

Четвертую группу источников составляют дневники, воспоминания, религиозно-нравственные сочинения российских религиозных философов <12>. Источники, воспоминания, дневники, монографические исследования не позволяют дать утвердительный ответ по факту изучения вероисповедной политики Российского государства в обозначенный период. ——————————— <12> Чаадаев П. Я. Избранные сочинения и письма. Письма. 1835. А. И. Тургеневу (октябрь — ноябрь). М., 1996. С. 267; Достоевский Ф. М. Статьи и заметки. 1845 — 1861 // Полн. собр. соч. Т. 18. Л.: Наука, 1978. С. 32; Ильин И. А. Кризис безбожия. М.: ДАРЪ, 2005; Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. Т. I. М.: Московский философский фонд «Издательство «Медиум», 1995; и др.

——————————————————————