Интерпретации понятия правовой легитимации в юридической теории
(Иванченко Ю. А.) («История государства и права», 2010, N 4)
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ <*>
Ю. А. ИВАНЧЕНКО
——————————— <*> Ivanchenko YU. A. Interpretations of the concept of legal legitimating in legal theory.
Иванченко Юрий Александрович, адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию правовой легитимности государственной власти и определены направления исследования ее форм и содержания.
Ключевые слова: государственная власть, легальность, легитимность, право, гарантии, упорядоченность.
In article the basic approaches to understanding of legal legitimacy of the government are considered and directions of research of its forms and the maintenance are defined.
Key words: the government, legality, legitimacy, the right, guarantees, orderliness.
Власть в обществе может играть не только позитивную созидательную роль. При определенных условиях она может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. Не случайно люди стремились ограничить осуществление власти, создать такой механизм ее реализации, который гарантировал бы им определенную безопасность от ее воздействия. В результате в обществе возникала потребность в обосновании необходимости существования власти в сфере властного принуждения и регламентированного насилия <1>. Всякие попытки обоснования власти приводят к вопросу общественного признания власти в контексте взаимодействия власти и сообщества, в ходе которого происходит постоянная переоценка взаимных статусов и обязательств. Легитимация государственной власти — это подтверждение ее правомочности, ее решающее обоснование. Такое состояние политической системы достигается различными способами. Особая роль в этом процессе взаимоотношений населения с властью отведена праву, и одним из таких способов является правовая легитимация. ——————————— <1> Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимность власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект Прогресс, 1996. С. 5.
Легитимность — свойство власти, которое может быть отражено в праве и может поддерживаться правом. Право как совокупность норм, предписаний определяет формальные процедуры указанных отношений. Правовые нормы закрепляют также формы властных институтов, порядок их взаимодействия друг с другом и с гражданами, способы их формирования и контроля за их деятельностью. Власть имеет возможность действий, поскольку официально закреплен их правовой статус. При исследовании института легитимации государственной власти в рамках теории государства и права необходим собственный методологический подход, отражающий специфику и сущностные характеристики правовой стороны соответствия конкретной государственной власти определенным общественным установкам, где предметом осмысления является реальность государственной власти. В юридической литературе рассматриваются различные подходы к определению понятия легитимации государственной власти. Некоторые авторы определяют легитимацию как совокупность политического и юридического начала, выраженную в доминировании общественного признания власти, нежели юридического узаконения. По нашему мнению, следует согласиться с позицией В. Е. Чиркина: «Легитимация может вовсе не иметь отношения к закону, а иногда и противоречить ему. Это процесс… посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т. е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом» <2>. Таким образом, принцип легитимности состоит в соответствии политической власти какой-либо страны ценностям, на которые опирается режим, чью деятельность этот принцип обеспечивает. Общественное признание основывается на внутренних установках под влиянием ценностных ориентиров каждого индивида, влияющих на формирование оценки существования власти. И в данном смысле легитимным признается режим, не только действующий сообразно собственным ценностям, но также и тот, который отвечает народным устремлениям. ——————————— <2> Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. N 8. С. 66.
В общем смысле легитимация представляет собой признание права давать властные указания. Ряд авторов рассматривают легитимацию государственной власти как общественное отношение между обладателями власти и подвластными и как процесс, в ходе которого власть становится оправданной и законной в глазах подвластных. Так, Е. В. Реутов рассматривает процессуальную составляющую как систему, состоящую из следующих элементов: нетранслируемая официально цель, выраженная в сохранении стабильности политических институтов; результат, выраженный в достижении полной или частичной легитимности. Процесс легитимации, который характеризует динамический аспект легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения властью легитимного статуса посредством определенных практик, направленных на агентов, располагающих ресурсами легитимации, на ценности, являющиеся основаниями легитимации, и на институты, посредством которых легитимация осуществляется. Этим автор обращает внимание на эффект неопределенности в силу всеобъемлемости власти как явления социальной реальности. Из этого следует необходимость определения критериев легитимности власти. Так, рядом авторов в качестве основного критерия легитимности используется критерий применения властью насилия. Но при этом необходимо иметь в виду различия в политической культуре обществ и различную степень легитимации насилия в политическом сознании. Другим критерием легитимности власти является степень соответствия функционирования власти сформированным в обществе нормам — как формальным, так и неформальным. Сложность использования данного критерия состоит в многообразии и противоречивости норм. Следование таким нормам, как правило, вряд ли может расцениваться как показатель легитимности по причине того, что эти нормы устанавливаются государством и не всегда могут поддерживаться обществом. С другой стороны, легитимация предполагает явный или латентный процесс оценивания власти сообществом, который также выражен в ценностях массового сознания, функционировании институтов легитимации и действиях социальных агентов <3>. Данный процесс связан с постепенным преодолением отчуждения власти от личности, личности от власти, с укреплением правовой культуры у населения и политической ответственности у властной элиты. Отдельного пристального внимания заслуживают правовые аспекты этого процесса. Право, являясь одним из важнейших социальных регуляторов, безусловно, может оказывать мощное влияние как на процесс формирования властных форм, так и на их существование. В этом смысле важным компонентом во взаимоотношении государственной власти и общества является уровень политической и государственной ответственности и правовой культуры у людей стоящих у власти и ее осуществляющих. Так, главными показателями уровня развитости правового воспитания и правовой культуры у представителей власти должно являться совершенство правовых актов и законодательства в целом; высокое качество законодательной и правоприменительной практики в повседневной политической деятельности в государстве; уровень осознания прав, обязанностей и взаимной ответственности государства и гражданина. ——————————— <3> Реутов Е. В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики. Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2007. С. 10.
С другой точки зрения, в юридической литературе рядом авторов легитимация государственной власти рассматривается сугубо как процесс узаконения, придания ей законного характера. В этом случае легитимация государственной власти понимается как легализация. Дело в том, что ряд представителей данного подхода, указывая на общее этимологическое происхождение этих терминов, настаивают на синонимичности понятий юридической легитимации и легализации. Наша задача в статье проверить, насколько справедливо данное утверждение в контексте исследования в рамках теории права. Итак, по нашему мнению, в этом смысле следует солидаризироваться с позицией С. С. Алексеева, который считает, что в широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. По его мнению, следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Также схоже мнение В. Е. Чиркина по данному вопросу. С его точки зрения легитимация находится в противоречии с формальной легализацией, если юридические законы не соответствуют нормам справедливости, общедемократическим ценностям, установкам, сложившимся у большинства населения страны. Легализация государственной власти означает «установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон» <4>. Справедливым является и определение А. В. Малько, который считает, что легальность власти — это юридическая характеристика, а «легитимность — качество взаимоотношений власти и подданных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в праве ее управлять» <5>. ——————————— <4> Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. N 8. С. 65. <5> Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 1999. С. 41.
В таких характеристиках, как легальность и легитимность, наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов власти. Качество легальности выражает способность власти действовать в рамках устанавливаемых пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Действительно, «отказ власти от этого принципа ломает элементарную упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет неэффективность и неприемлемость власти для общества. Такая власть оказывается неэффективной, нежелательной и просто опасной для людей» <6>. ——————————— <6> Вайнберг А. В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 2003. С. 23.
Подводя итог сказанному, мы констатируем тот факт, что легализация государственной власти имеет юридическую природу и выступает как правовая процедура по юридическому обоснованию и удостоверению власти. Так, легализация или в переносном смысле — легальная легитимация и просто легитимация являются близкими, но не тождественными понятиями. Легитимация — это прежде всего социально-психологическое явление. Легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти. В данном случае легитимация является социокультурной характеристикой власти и выступает в качестве процедуры признания ее права предписывать нормы поведения, опираясь в основном на насилие. Это своего рода установка на власть, которая имеет эмоционально-чувственное и практическое измерение. Также легитимация — это процесс добровольного, самостоятельного и независимого от власти признания ее населением в сфере деятельности различных механизмов самонастройки массового сознания. Таким образом, правовая легитимация является одним из наиболее эффективных современных способов обеспечения стабильности и качества жизни общества, обусловленных взаимопониманием и согласованным взаимодействием власти и общества во внутригосударственных отношениях в сфере правовой обоснованности признания власти. Однако, как мы считаем, содержание правовой легитимации не может быть сведено только к легализации и к утверждению политических способов легитимации. Дело в том, что право выполняет больше функций доверия к власти. Это проявляется прежде всего в процессе селективного формирования органов государственной власти и назначения государственных должностей, например президента, судебных органов, путем установления сроков, профессиональных цензов и т. д. То есть право используется не только путем легализации власти, но еще и устанавливает особые правила отбора на замещение государственных должностей. Кроме того, право устанавливает формы контроля в различных сферах за соблюдением органами власти интересов личности и общества в целом, что в конечном итоге является необходимым средством правовой легитимации как предпосылки формирования доверия населения к власти. В этом ключе необходимо иметь в виду, что любая система, в том числе и государственной власти, стремится к самодостаточности, у нее на определенном этапе функционирования появляются собственные интересы, которые вначале отличаются от интересов тех структур, которые эту систему создали, а затем начинают отличаться от интересов государства, от интересов общества. Для того чтобы эти явления не происходили, и необходимы всевозможные правовые формы контроля как атрибуты государственного порядка. Также в контексте легитимации право является инструментом обеспечения подлинного представительного характера законодательного органа. В этом находят свое проявление правовые основания народовластия, характеризующего полновластие народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Принцип народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. Из принципа народного суверенитета вытекает идея служения государственного аппарата интересам общества. Власть при этом называется государственной не потому, что принадлежит государству, а потому что народ пользуется государством для ее осуществления <7>. Из этого следует, что народный суверенитет есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Иными словами, суверенитет народа выражает юридическую и фактическую принадлежность всей власти народу. ——————————— <7> См.: Киров В. Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992. С. 76.
Другим проявлением правовой легитимации государственной власти является ограничение власти в межличностных сферах. В данном случае речь идет о невмешательстве власти в свободную экономику, в межличностные отношения и т. д. Такая правовая гарантированность и провозглашение некой самостоятельности и независимости от государства, по нашему мнению, является одним из правовых средств обеспечения доверия к государственной власти. Таким образом, достигаются две цели: с одной стороны, обеспечиваются и гарантируются права и свободы, с другой — создается правовая основа для доверия властным институтам. Итак, наряду с политическими предпосылками, важную роль в процессе легитимации государственной власти играет правовая сторона. Право, являясь средством обеспечения доверия общества к государственной власти, выступает в качестве арбитра во взаимоотношениях населения и государства, закрепляя критерии правовой обоснованности управления обществом, с одной стороны, и гарантии социально-правовой защищенности — с другой. Правовая легитимация государственной власти оказывает серьезное влияние на политическую, государственную и общественную стабильность и имеет основополагающее значение для стабильного развития, безопасности государства. Именно поэтому правовая сторона является необходимой составляющей процесса легитимации государственной власти.
——————————————————————