Звуковые следы и их криминалистическое значение

(Костикова Н. А.) («Эксперт-криминалист», 2011, N 2)

ЗВУКОВЫЕ СЛЕДЫ И ИХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ <*>

Н. А. КОСТИКОВА

——————————— <*> Kostikova N. A. Sound Traces and Criminalistic Importance Thereof.

Костикова Н. А., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики филиала МГЮА имени О. Е. Кутафина в г. Вологде.

Статья посвящена анализу механизма образования звуковых следов, определению их криминалистической значимости в процессе расследования преступлений <1>. ——————————— <1> Исследование выполнено при финансовой поддержке фонда научных исследований филиала МГЮА имени О. Е. Кутафина в г. Вологде, проект N 15-2011.

Ключевые слова: механизм следообразования, звук, звуковая среда, звуковой след.

The article is devoted to analysis of mechanism of formation of sound traces, determination of criminalistic importance thereof in the process of investigation of crimes.

Key words: mechanism of trace-formation, sound, sound sphere, sound trace.

Как известно, вся деятельность человека протекает в мире звуков. Не является исключением и совершение преступления, при котором возможны звуки, издаваемые человеком (высказанные в адрес потерпевшего угрозы, его крики о помощи и т. д.), а также звуки, являющиеся результатом какой-либо деятельности (произведенный преступником выстрел из огнестрельного оружия, звон бьющегося стекла при проникновении в помещение через окно и т. п.). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли использовать указанные звуки в процессе раскрытия и расследования преступлений, и если да, то каким образом? Согласно теории отражения, криминалистический смысл которой наиболее четко выразил Р. С. Белкин, событие преступления как материальный процесс действительности находится в закономерной связи и взаимообусловленности с другими процессами, событиями и явлениями, составляющими среду, в которой совершаются противоправные действия. Как всякий материальный процесс, преступление взаимодействует со средой, и одной из сторон такого взаимодействия служит отражение преступления в окружающей среде, выражающееся в ее изменениях, адекватно отражающих процесс преступной деятельности <2>. В криминалистике указанные изменения рассматриваются в качестве следов в широком смысле слова. ——————————— <2> Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 52 — 53.

Образующиеся на месте происшествия следы как результат отражения преступной деятельности довольно многообразны. Вследствие этого в криминалистике разрабатывались и продолжают разрабатываться различные основания для классификации следов, при этом следует учитывать последствия научно-технического прогресса, к числу которых, по мнению Е. П. Ищенко, относятся «расширение следовой картины совершаемых преступлений, появление новых, нетрадиционных следов, могущих быть использованными в целях раскрытия и расследования преступлений, доказывания виновности злоумышленников»; к таким следам автор, в частности, относит образные следы, запечатлеваемые следящими теле — и видеосистемами наблюдения, способными фиксировать и звуковую картину совершения преступления <3>. ——————————— <3> Ищенко Е. П. О современном состоянии российской криминалистики // Argumentum ad judicium. ВЮЗИ — МЮИ — МГЮА. Труды. Т. II. С. 219.

Таким образом, можно констатировать, что звуковой фон преступной деятельности, взаимодействуя со звуковым фоном окружающего мира, отражается в виде изменений в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Поскольку закономерности установления и фиксации звуковых следов, по справедливому утверждению А. В. Черенкова, находятся в непосредственной зависимости от процессов формирования и распространения звуков, а звуковые следы являются производными последних и состоят с ними в причинно-следственной связи <4>, то логичным представляется краткий обзор понятия звука, механизма его образования и восприятия человеком. ——————————— <4> Черенков А. В. Использование контроля записи переговоров в раскрытии и расследовании преступлений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.

В широком смысле звук представляет собой физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. В силу упругости, присущей любому веществу, любой среде, колебания передаются на соседние участки, причем возникают уплотнения и разрежения среды. Так образуются звуковые волны, которые, распространяясь в пространстве, достигают органа слуха и приводят в состояние колебания барабанную перепонку. Последние, в свою очередь, передаются во внутреннее ухо и воспринимаются рецепторными клетками кортиева органа. Под воздействием деформации волосков рецепторных клеток синхронно со звуковыми колебаниями освобождается электрическая энергия, возникают биотоки, которые служат раздражителями тончайших окончаний веточек слухового нерва. В слуховом нерве происходит процесс пространственно-временного преобразования звуковых колебаний в нейронное возбуждение, передаваемое частотной импульсацией. По этому нерву и проводящим путям продолговатого мозга возбуждение передается в кору височных долей головного мозга, где происходят анализ и синтез звуковых раздражений <5>. ——————————— <5> Подробнее см.: Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: ВЛАДОС, 2001; Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т. Н. Ушаковой. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Звук обладает специфическими свойствами, которые имеют в основном физическую природу <6>. К ним относятся: ——————————— <6> Подробнее см.: Морозов И. М. Занимательная биоакустика: Рассказы о языке эмоций в мире животных и человека. М., 1983; Плужников М. С., Рязанцев С. В. Среди запахов и звуков. М.: Молодая гвардия, 1991.

а) динамичность (это свойство может быть применимо в криминалистических целях, поскольку, зная скорость распространения звука, можно определить расстояние до источника звука; кроме того, человек обладает высокой способностью определять направление звука с точностью до одного градуса); б) рассеиваемость (это свойство необходимо учитывать при использовании приемника звуковой информации, например диктофона, применяемого для запечатления разговора интересующих следствие лиц, поскольку на определенном расстоянии от источника звук практически не поддается фиксации); в) делимость звука (указанное свойство позволяет получить несколько одинаковых по информационному значению отображений звука в разных точках пространства, что в процессе расследования преступлений может способствовать установлению местонахождения конкретного источника звука в определенный, зафиксированный на материальном носителе промежуток времени); г) дифракция (это свойство заключается в способности звуковой волны огибать препятствия и позволяет, в частности, слышать шум улицы, доносящийся через открытое окно, и т. д.); д) отражение (указанное свойство состоит в способности звуковых волн отражаться от твердой поверхности и дает возможность передавать звук из одного места в другое с сохранением его информационной сущности; если отражение звука происходит в закрытых помещениях, то в этом случае следует говорить о реверберации; учет данного свойства в процессе расследования преступлений может способствовать установлению обстоятельств события, например, доносившийся из соседней квартиры шум борьбы может свидетельствовать о предполагаемом времени преступного посягательства, возможных свидетелях происшествия и т. п.). Кратко рассмотрев общее понятие звука, его свойства, процесс образования и восприятия, обратимся к раскрытию понятия «звуковой след». Следует отметить, что в криминалистической науке данному вопросу не уделялось большого внимания, поэтому на сегодняшний день общепризнанного понятия в теории не существует. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать точки зрения отдельных авторов, имеющиеся в литературе, и на их основе сформулировать наиболее точное понятие. По мнению М. В. Салтевского и Ю. Ф. Жарикова, под звуковым следом понимаются чередующиеся сжатия и разрежения среды, распространяющиеся во все стороны от колеблющегося тела, а с субъективной точки зрения — мысленный образ, след памяти о конкретном источнике звука <7>. ——————————— <7> Салтевский М. В., Жариков Ю. Ф. Предмет, содержание и задачи криминалистической акустики // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1988. Вып. 37. С. 119.

Анализируя данное определение, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в первой его части авторы, говоря о звуковом следе, отождествляют последний с колебательным движением упругих тел, а это, как мы отметили ранее, есть понятие звука в широком смысле. Вторая часть анализируемого определения больше напоминает понятие идеального следа, применяемое в криминалистике. Таким образом, понятие звукового следа, сформулированное указанными авторами, на наш взгляд, не отвечает критериям полноты и четкости. Коллектив авторов учебника по криминалистике предложил следующее определение: звуковые следы — это изменения, оставляемые в материальной среде устной речью человека <8>. ——————————— <8> Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р. С. Белкина. М.: Норма, 2005. С. 363.

В данном понятии в качестве следообразующего объекта называется устная речь человека, и правильность этого утверждения не вызывает сомнения, но, как отмечалось выше, источниками звука могут быть различные механизмы (например, огнестрельное оружие) и другие объекты. В связи с этим становится очевидной неполнота приведенного определения. Довольно сходные понятия звукового следа преступной деятельности приводят Д. А. Турчин и А. В. Черенков: это зафиксированное в идеальной и материальной форме изменение звуковой среды, возникшее в результате воздействия на нее преступной деятельности и информационно с этой деятельностью связанное <9>; отраженные в сознании познающего субъекта или зафиксированные на аудионосителе изменения звуковой среды, возникшие в результате противоправной деятельности <10>. ——————————— <9> Турчин Д. А. О закономерностях развития учения о материальных следах в криминалистике // Актуальные проблемы криминалистики и уголовного процесса на современном этапе: Материалы научно-практической конференции 21 мая 2004 года. Владивосток: Медицина ДВ, 2004. С. 14. <10> Черенков А. В. Использование контроля записи переговоров в раскрытии и расследовании преступлений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 23.

Изложенная точка зрения, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность и основные характеристики звуковых следов, позволяющие отграничить последние от иных изменений, происходящих в результате совершения преступления. Однако в данном определении не учтено следующее обстоятельство: фиксация изменений звуковой среды, происходящая в идеальной (в памяти людей) и материальной (запись звука на различные носители) формах, может носить как целенаправленный, так и случайный характер. Например, потерпевший производит аудиозапись телефонного разговора с лицом, вымогающим взятку. В данном случае фиксация изменений звуковой среды (звукозапись) осуществляется с заранее установленной целью — получить объективное подтверждение противоправных действий со стороны преступника. Рассмотрим иную ситуацию. В распоряжение следователя попадает бытовая фонограмма, изготовленная вне связи с преступлением, но содержащая информацию о противоправном поведении иных лиц. Например, на аудиокассете, содержащей поздравления юбиляру, оказался зафиксированным звук выстрела и шум двигателя автомобиля. Здесь отражение изменений звуковой среды на материальном носителе носило случайный характер. На основе вышеизложенного представляется возможным предложить следующее понятие звукового следа. Звуковой след — это целенаправленно или случайно запечатленное в определенной форме (идеальной или материальной) изменение звуковой среды, обусловленное противоправной деятельностью, содержащее информацию о механизме преступления. Звуковые следы, как и следы в целом, содержат информацию о механизме преступления, поэтому их значение для процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений трудно переоценить. Как справедливо отметил в свое время А. А. Леви, в результате исследования звуковых следов может быть получена значительно большая информация, чем при изучении иных следов, например следов рук, ног, орудий взлома и т. п. Объясняется это тем, что следы такого рода носят статический характер, в них отображается только окончательный результат следообразования, в то время как звуковые следы отражают динамику вызвавшего их явления <11>. Они позволяют воссоздать акустическое состояние места происшествия, создавшуюся атмосферу и эмоциональное состояние участников, их число, установить, кто, что сказал, и т. п. ——————————— <11> Леви А. А. Звукозапись в уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1974. С. 99.

Подводя итог изложенному, следует сказать, что информация, содержащаяся в звуковых следах, имеет различную степень значимости для раскрытия и расследования преступлений и может быть представлена в вербальной (например, разговор жертвы и преступника, зафиксированный на материальный носитель, может использоваться для доказывания факта преступного события и т. д.) и невербальной (например, звуковой фон, отображенный наряду с вербальной информацией, позволит предположительно установить место производства записи, степень его зашумленности и т. п.) формах. Также представляется целесообразным отметить, что звуковые следы, как и иные виды материальных и идеальных следов, при своевременном их обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании позволяют сотрудникам правоохранительных органов получать доказательственную и ориентирующую информацию, способствующую в конечном счете раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

——————————————————————