К дискуссии о криминалистическом обеспечении управления органами расследования преступлений

(Шмонин А. В.) («Российский следователь», 2011, N 16)

К ДИСКУССИИ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ <*>

А. В. ШМОНИН

——————————— <*> Shmonin A. V. On discussion of criminalistic provision of management of agencies of investigation of crimes.

Шмонин Андрей Владимирович, профессор кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, майор полиции.

Статья посвящена понятию и содержанию криминалистического обеспечения управления органами расследования преступлений.

Ключевые слова: криминалистика, наука, обеспечение, управление, криминалистическое обеспечение, управление органами расследования преступлений.

The article is devoted to concept and contents of criminalistic provision of management of agencies of investigation of crimes.

Key words: criminalistics, science, provision, management, criminalistic provision, management of agencies of investigation of crimes.

В последнее время на страницах научных изданий разворачивается дискуссия по вопросу о криминалистическом обеспечении управления органами расследования преступлений. Представляется, что рассматриваемый вопрос требует обстоятельного исследования. Автор настоящей статьи осуществляет попытку принять участие в дискуссии по обозначенному вопросу. Не ставя перед собой цель окончательно разрешить вопрос, быть или не быть криминалистическому обеспечению управления органами расследования преступлений, в то же время в статье освещается авторская позиция по данному вопросу, что в конечном итоге должно способствовать развитию теорий криминалистического обеспечения и управления органами расследования преступлений. Для того чтобы попытаться внести ясность в рассмотрение вопроса о криминалистическом обеспечении управления органами расследования преступлений, следует определиться с понятиями «криминалистическое обеспечение» и «управление органами расследования преступлений», при этом осветив позицию относительно приводимых выше аргументов. Краткий анализ существующих точек зрения на понятие и сущность управления показывает, что, несмотря на многообразие подходов к определению управления (социального управления, государственного управления), единство прослеживается в указании на воздействие. В одних случаях это воздействие связано с деятельностью людей (Г. В. Атаманчук, Г. Е. Зборовский и Н. Б. Костина), в других — воздействие субъекта (субъектов) на объект (объекты) (В. Е. Чиркин), в третьих — воздействие на объект управления (М. А. Москалев, С. И. Ушакова), в четвертых — воздействие на общество и отдельные сферы его бытия (А. В. Корнев) <1>. ——————————— <1> Приводится по: Ефремова Е. А. Понятие управления расследованием преступлений экономической направленности // Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия (к 150-летию образования следственного аппарата в России): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: В 3 ч. М., 2010. Ч. 3. С. 145.

Несмотря на различные подходы к определению данного понятия, большинство авторов полагают, что управление неразрывно связано с деятельностью. С учетом отмеченных и иных подходов к определению понятия управления, а также положений нормативных актов могут быть сформулированы и разные определения категории управления органами расследования преступлений. В самом общем виде под управлением органами предварительного расследования можно понимать целенаправленную деятельность, реализуемую на основе действующего законодательства и научных рекомендаций, связанную с воздействием уполномоченных субъектов этой деятельности в отношении сотрудников, государственных служащих, работников и структурных образований, осуществляющих в пределах своих полномочий непосредственное и (или) опосредованное исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. В связи с тем что управление органами расследования преступлений как социальное явление представляет собой сложно организованный объект, предложенное определение не является бесспорным. В то же время, осознавая данное обстоятельство, следует признать, что управленческое воздействие как деятельность должно основываться на правовых предписаниях и научно обоснованных положениях. Таким образом, право и наука создают условия (обеспечивают) управления органами предварительного расследования. Только в этом случае управленческое воздействие будет целенаправленным, эффективным и оптимальным. Как известно, понятие криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел было разработано и введено в научный оборот и практику обучения на кафедре организации расследования преступлений Академии МВД СССР В. Г. Коломацким в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века. В подготовленной и изданной в 1979 г. лекции ученым впервые дается определение криминалистического обеспечения. В последующих работах автор внес в предложенное определение незначительные правки, и в окончательном варианте оно имеет следующий вид: криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел — это система внедрения в практическую деятельность должностных лиц, подразделений, служб и органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью криминалистических знаний, воплощенных в умении работников использовать научные, методические и тактические криминалистические рекомендации, технико-криминалистические средства и технологии их применения в целях предотвращения, раскрытия и расследования преступлений <2>. ——————————— <2> Коломацкий В. Г. Криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений / Криминалистика. М., 1995. Т. 1. С. 62.

Р. С. Белкин писал, что внедрение криминалистических рекомендаций относится к вопросам организации науки, поскольку такое внедрение в практику и распространение криминалистических знаний — это уже использование результатов развития науки <3>. ——————————— <3> Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. М., 1997. Т. 1: Общая теория криминалистики. С. 121 — 122.

Необходимо частично согласиться с позицией Р. С. Белкина, так как термином «внедрение» определяется как процесс доведения криминалистических знаний (криминалистических рекомендаций и т. п.) или, иначе говоря, криминалистической продукции, до потребителей, так и процесс ее использования последними. Задача криминалистики заключается не во внедрении в практику разрабатываемой ею продукции, а в научном обеспечении этого внедрения. Внедрение криминалистической продукции рассматривается как практическая деятельность определенных субъектов, которая помимо криминалистического обеспечения нуждается в организационных, материально-технических, правовых и других видах обеспечения. Проведенное автором настоящей статьи исследование проблем криминалистического обеспечения <4> позволило сформировать выводы о сущности данного вида научного обеспечения, среди которых следует выделить: ——————————— <4> См., напр.: Шмонин А. В. Понятие и структура криминалистического обеспечения расследования преступлений // Труды Академии управления МВД России. 2010. N 1 (13). С. 3 — 8.

— криминалистическое обеспечение расследования преступлений определяется через прилагательное «криминалистическое», что указывает на связь с наукой — криминалистикой. Содержание криминалистической науки составляют криминалистические знания. Они представляют собой результат познания ею закономерностей, составляющих предмет криминалистики, и материализации этого результата в виде предлагаемых практике средств, методов и рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений; — криминалистическое обеспечение расследования преступлений — это деятельность системного свойства (динамическая (функциональная) система), и связана она с представлением заранее сформированных (усовершенствованных) криминалистических знаний руководителям и структурным образованиям (должностным лицам, органам дознания и т. п.), осуществляющим непосредственное или опосредованное производство по уголовным делам. Кроме того, эти знания способствуют развитию навыков и умений соответствующих должностных лиц; — криминалистическое обеспечение расследования преступлений должно рассматриваться как подсистема системы более высокого уровня — системы управления деятельностью органов, осуществляющих борьбу с преступностью, но подсистема, обладающая определенной степенью автономности. Данный вывод основан на позиции В. Г. Коломацкого <5>; ——————————— <5> Коломацкий В. Г. К истории криминалистического обеспечения расследования преступлений // Криминалистическое обеспечение борьбы с преступностью: Информационный бюллетень. N 13 (по материалам криминалистических чтений). М., 2001. С. 21.

— криминалистические знания развиваются в тесном взаимодействии с другими отраслями научного знания (различными правовыми, техническими, естественными, общественными отраслями знания). Такое взаимодействие — проявление одного из законов развития криминалистики (дифференциации и интеграции научного знания) выражается в разных формах: от использования данных об изучаемых этими отраслями знаний закономерностях объективной действительности до создания на базе этих данных или на базе специальных методов этих наук специальных методов и рекомендаций криминалистики. Причем такое взаимовлияние является обоюдным. Таким образом, под криминалистическим обеспечением расследования преступлений можно понимать систему представления криминалистических знаний правоохранительным органам и основанных на этих знаниях навыков и умений их должностных лиц, создающую условия для эффективного производства по уголовному делу (установления истины, установления обстоятельств, подлежащих доказыванию). Очевидно, что конечным потребителем криминалистических знаний является должностное лицо, осуществляющее производство по уголовному делу. Но данное обстоятельство не может служить основанием к утверждению о том, что криминалистика обеспечивает своими научными результатами не субъектов управления, а объекты управления. Невозможно представить ситуацию, когда субъекту управления органа расследования преступлений не нужны были бы криминалистические знания. И дело даже не в том, что руководитель органа расследования имеет право лично осуществлять производство по уголовному делу. Прежде всего руководитель органа расследования обязан руководить, оказывать процессуальное и непроцессуальное воздействие на своих подчиненных (следователей, дознавателей). Воздействие, основанное только на знании действующего законодательства, малоэффективно. Отсутствие у руководителя органа расследования, например, знаний о частных криминалистических методиках не позволяет ему оказать методическую или практическую помощь своим подчиненным по организации и осуществлению расследования конкретной категории преступлений, а значит, не позволяет ему реализовать соответствующие управленческие функции. Небесспорна позиция, согласно которой к субъектам криминалистического обеспечения относят сотрудников контрольно-методических управлений подразделений органов предварительного следствия на федеральном и региональном уровнях управления системы МВД России. Контрольно-методические управления с позиции теории управления являются структурными образованиями управленческого аппарата федерального и региональных следственных органов. В компетенцию данных образований входит в том числе оказание методической и практической помощи соответствующим следственным подразделениям и следователям в организации и осуществлении расследования преступлений на основе принимаемых руководителем следственного органа управленческих решений. Сотрудники контрольно-методических управлений сами не формируют криминалистические знания, а значит, не являются субъектами криминалистического обеспечения. В полномочия данных сотрудников, в разрезе реализации управленческих функций, входит обобщение следственной и судебной практики, разработка методических материалов по организации и осуществлению расследования конкретной категории преступлений, по тактике отдельных следственных действий, по использованию специальных знаний и криминалистических средств и методов в расследовании преступлений и т. п. При этом сотрудники контрольно-методических управлений в указанных направлениях деятельности основываются на сформированных и представленных субъектами криминалистического обеспечения (научными работниками — криминалистами) знаний по технике, тактике и методике расследования преступлений. Рассматривая криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений, следует обратить внимание на Положения, утвержденные Приказом МВД РФ от 28 декабря 2005 г. N 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», в которых содержатся требования к научному обеспечению деятельности системы МВД России. Деятельность системы МВД России охватывает и управленческую деятельность служб и подразделений органов внутренних дел. Среди приоритетных направлений научного обеспечения деятельности системы МВД России в целом и управления в этой системе в частности настоящим Приказом выделены в том числе следующие: разработка форм и методов раскрытия и расследования преступлений, а также средств и методов собирания, исследования и использования доказательств. Субъектом научного обеспечения деятельности системы МВД России является Министр внутренних дел, объектами — научные (научно-исследовательские и научно-производственные) и образовательные учреждениях МВД России, а также их структурные объединения. В этом случае криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений должно рассматриваться как подсистема системы управления в органах внутренних дел, но подсистема, обладающая определенной степенью автономности. Таким образом, в деятельности системы МВД России, как и в деятельности других правоохранительных органов, фактически существовало и существует такое социальное явление, как криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений. Следовательно, имеет право на существование одноименная научная категория. Именно в рамках криминалистического обеспечения управления органами расследования преступлений должны представляться руководителям и другим должностным лицам, осуществляющим непосредственно или опосредованно производство по уголовным делам, знания по технике, тактике и методике расследования преступлений. В этом случае представленные криминалистические знания создают условия (гарантии), с одной стороны, для повышения эффективности управленческого воздействия руководителей на подчиненных должностных лиц, с другой — оптимизируют деятельность последних по организации и осуществлению производства по уголовным делам. В то же время имеются все основания для использования в научном обороте понятия «управление криминалистическим обеспечением органов расследования преступлений». Одно понятие не исключает другое.

——————————————————————