Основные итоги деятельности Балтийского управления Росохранкультуры в 2008 — 2010 годах
(Радюк Л. Н.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2011, N 2)
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛТИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
РОСОХРАНКУЛЬТУРЫ В 2008 — 2010 ГОДАХ
Л. Н. РАДЮК
Для решения задач, отнесенных к компетенции Службы, в 2008 — 2010 годах Управление участвовало более чем в 50 совещаниях разного уровня, в том числе в заседаниях, организованных Общественной палатой Калининградской области, правительством, министерствами и службами Калининградской области, муниципалитетами, Калининградской областной таможней.
В целях формирования эффективной системы взаимодействия с органами исполнительной власти, профильных учреждений, общественных организаций сотрудники управления участвовали в международных коллоквиумах по проблемам реставрации, международной конференции «Археология Балтийского региона: новые открытия и исследования», заседаниях экспертно-консультативного совета по вопросам сохранения, использования, популяризации ОКН при Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, круглых столах, посвященных принятию Закона о передаче имущества религиозным организациям и проблемам подводной археологии, III слете краеведов Калининградской области.
Историческое и культурное наследие Калининградской области уникально: памятники археологии эпохи неолита, бронзового, железного веков, поселения, могильники эпохи викингов, прусские городища, немецкие средневековые замки, кирхи, фортификационные оборонительные сооружения нового и новейшего времени. Все это является неотъемлемой частью западноевропейской истории и культуры. Здесь находятся 9 исторических городов, в том числе 1 крупный город — Калининград (Кенигсберг, XIII в.) и 8 малых городов: Багратионовск (Прейсиш Эйлау, XIV в.), Балтийск (Пиллау, XVI в.), Гусев (Гумбиннен, XVI в.), Зеленоградск (Кранц, XIII в.), Правдинск (Фридланд, XIV в.), Светлогорск (Раушен, XIII в.), Советск (Тильзит, XIV в.), Черняховск (Инстербург, XIV в.).
Подводя итоги 2008 — 2010 гг., следует отметить, что в результате деятельности Управления предотвращен неоправданный перевод Калининградского областного историко-художественного музея в статус автономного учреждения в связи с угрозой сохранности музейных фондов. Этот музей стал единственным в России, добровольно согласившимся поменять организационно-правовую форму бюджетного учреждения на автономную. При этом вне госзаказа (т. е. государственного финансирования) остались собственно музейные функции по сохранению государственного имущества — музейных фондов, а также зданий-памятников, в которых размещены музей и его филиалы (в том числе памятники федерального значения).
В рамках государственного контроля и надзора в сфере сохранения культурных ценностей в фондах ведомственных музеев Управлением уделено особое внимание проверкам музеев и библиотек ведения Балтийского флота в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ. Проводимые проверки выявили большую проблему, связанную с выводом документов из секретных частей воинских подразделений. На основании Приказа Министра обороны РФ о рассекречивании документов исторические формуляры воинских подразделений, хранящиеся в секретных частях с момента образования, после расформирования воинских подразделений сдаются в архив Балтийского флота. Однако, по сведениям Управления, часть исторических формуляров бывших воинских частей минует архивные учреждения, в лучшем случае попадая в музеи.
К тому же в Управление поступили сведения о том, что после передислокации музея ДКБФ из Таллина в 1992 г. часть музейных предметов и коллекций оказалась в разных подразделениях Балтийского флота, не будучи учтенной в составе фондов музея Балтийского флота (г. Балтийск) как правопреемника. Проверка, проведенная в этом музее еще осенью 2008 г., показала, что условия хранения музейных предметов, в частности находящихся в экспозиции государственных наград и оружия, не соответствуют требованиям. Длительное время не соблюдались требования по ведению учетной документации. Выдача предметов на временное хранение, возврат из временного хранения, а также списание музейных предметов производились с грубыми нарушениями инструкции.
В течение 2008 — 2010 гг. проверено 3 военных музея, 2 библиотеки (в том числе штаба Балтийского флота) на предмет выявления фонда редких и ценных изданий, который должен быть учтен в соответствии с действующим законодательством. Штабы Балтийского флота и береговых войск БФ были проверены на предмет наличия произведений живописи, имеющих идентификационные признаки отношения к музейным предметам.
В ходе этой работы Управление взаимодействовало с командованием Балтийского флота. Материалы всех проверок оперативно передавались заместителю командующего БФ — начальнику Управления воспитательной работы. Однако должной реакции так и не последовало: анализ выявленных нарушений не проводился, действия по пресечению нарушений не предпринимались. Управление пришло к выводу, что в условиях реорганизации группировки Вооруженных Сил РФ на территории анклава негативные процессы в сфере военно-музейной работы фактически никем не отслеживаются и не контролируются, командование флота от решения проблем самоустранилось. Дважды требовалось вмешательство Управления для решения проблемы сохранения и дальнейшего функционирования музея Московско-Минской дивизии (г. Калининград).
В этих обстоятельствах Управление было вынуждено плотно взаимодействовать с органами прокурорского надзора. С третьей попытки (в ноябре 2010 г.) удалось провести полноценную прокурорскую проверку в отношении Музея Балтийского флота (г. Балтийск).
В рамках исполнения поручения заместителя руководителя Росохранкультуры Н. Ю. Ефимова Управление проводило проверку фактов нарушений на территории области федерального законодательства об охране историко-культурного наследия при производстве строительных работ, осуществляемых без обязательного предварительного археологического обследования. В ходе проверки стало очевидным, что на протяжении последних лет на территории Калининградской области, и в первую очередь на территории города Калининграда, наблюдается массовое нарушение федерального законодательства по охране историко-культурного наследия. Эти нарушения главным образом выражаются в отсутствии в большинстве проектов строительства раздела об охране историко-культурного наследия, предусмотренного ФЗ N 73-ФЗ. Одно из наиболее грубых нарушений — сооружение строительных котлованов и проведение земляных и строительных работ на участках исторического культурного слоя внутри кольца вальных укреплений Кенигсберга без проведения спасательных археологических раскопок на всей площади, идущей под застройку. Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что в настоящее время в сфере строительства отсутствует система контроля за соблюдением законодательства по охране объектов культурного наследия.
Так, на участке строительства по ул. Сергеева, д. 2, в городе Калининграде в результате археологических работ, проведенных в 2008 г., выявлен объект археологического наследия — археологизированный архитектурный объект XVII в. «Здание масонской ложи «Три короны», а также средневековый культурный слой. Застройщик ООО «Инстрой» провел работы по демонтажу части подвалов, тем самым нанося ущерб историческому объекту археологического наследия и средневековому культурному слою. Обращения в органы прокурорского надзора надлежащего результата не принесли по формальной причине: средневековый культурный слой Калининграда (Кенигсберга) на учет как объект культурного наследия не поставлен.
Областной орган охраны объектов культурного наследия также не спешил навести порядок в этой сфере. Более того, именно длительные последовательные действия Управления привели к отмене Приказа Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 2 июля 2008 г. N 14 «О порядке выдачи разрешений на право обследования земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению». Содержание Приказа противоречило нормам Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», поскольку порядок выдачи разрешений был неправомерно направлен на регламентацию выдачи разрешений на право осуществления работ по выявлению объектов археологического наследия. Практическое применение порядка выдачи разрешений вело к фактическому узакониванию нарушений, фиксируемых в сфере охраны объектов культурного наследия.
Управление считает, что в Калининградской области давно назрела необходимость мониторинга археологического наследия. С его точки зрения, подобные действия должен организовать областной орган охраны в рамках областной целевой программы, а собранные материалы — послужить основой для формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия.
Управление на протяжении всей деятельности осуществляло контроль исполнения законодательства при приватизации объектов культурного наследия. Так, мы обратились в прокуратуру Калининградской области и УФАС в целях проведения проверки обстоятельств приватизации объекта культурного наследия федерального значения в связи с изданием правительством Калининградской области Постановления от 16 сентября 2010 г. N 742 «Об условиях приватизации нежилого здания, расположенного по адресу г. Калининград, площадь Маршала Василевского, дом 3» (уточненное название «Росгартенские ворота, 1852 г.»). В настоящий момент дело находится в стадии судебного разбирательства, Управление участвует в нем в качестве третьего лица.
Значительное внимание в своей деятельности Управление уделяет контролю за осуществлением поисковых работ с целью проверки многочисленных версий захоронения в годы Второй мировой войны культурных ценностей на территории области. Поисковые работы, в которых участвуют сотрудники, проходят с использованием современных методов исследования, например георадарных разведок, тесно взаимодействуя с подразделениями УВД и ФСБ по Калининградской области.
Не все заявляемые версии заслуживают пристального внимания. Однако серьезные обращения отрабатываются нами от начала до конца. Так, по обращению гражданина Германии Управление организовало и непосредственно участвовало в проведении поисковых работ с целью проверки версии захоронения культурных ценностей на территории Славского района Калининградской области. Отец заявителя, бывший житель Восточной Пруссии — лесничий, который лично формировал и закапывал клад, составил карту, на ней было отмечено место захоронения ценностей. По словам заявителя, помимо домашней утвари и другого ценного имущества в земле лежит старинная посуда, которой пользовался Наполеон во время завоевания Пруссии в 1807 г. (так называемые кубки Наполеона). Об этом историческом факте свидетельствует специальный сертификат, также находящийся среди зарытых вещей.
В связи с изменением ландшафта в результате проведения лесотехнических и мелиоративных работ в послевоенное время идентификация места захоронения по описанию существенно затруднена. Местность в точке предъявленных координат не соответствовала довоенной карте, ее участки, подходящие под описание, тщательно обследовались металлодетектором и с помощью шурфов. Всего за 2 дня поисков обследовали местность общей площадью около 2,5 кв. км. К сожалению, проведенные поиски результатов не дали.
Управлением на постоянное хранение в государственные хранилища переданы предметы, обращенные в государственную собственность: в Калининградскую художественную галерею — икона Феодосия Углицкого, в Калининградскую областную универсальную научную библиотеку — 5 единиц печатных изданий, в Государственный архив Калининградской области — довоенные карты Восточной Пруссии (18 предметов).
В рамках общей работы по сохранению культурных ценностей Управление осуществляло контроль по нескольким позициям:
— печать, выставленная на интернет-аукцион, приписываемая герцогу Альбрехту (XVI в.);
— остатки самолета «Мессершмит»;
— раннесредневековые рукописи, предложенные к продаже одному из государственных учреждений культуры в Калининграде.
Деятельность управления освещалась в 12 репортажах ГТРК «Калининград», телеканалов «Россия», «НТВ», «Культура», на радио «Россия», «Маяк».
——————————————————————