Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект

(Карягина А. В.) («Реклама и право», 2011, N 1)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А. В. КАРЯГИНА

Карягина А. В., преподаватель кафедры уголовного права и процесса Таганрогского института управления и экономики.

Правовой режим рекламной деятельности представляет собой особый порядок ее регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и методов, создающих условия благоприятной (или неблагоприятной) правовой среды для удовлетворения интересов субъектов рекламной деятельности. В рекламной деятельности правовой режим включает в себя комплекс общественных отношений, закрепленных юридическими нормами и обеспеченных совокупностью юридико-организационных средств, с целью определения социального режима объекта, с одной стороны, а с другой — правовых принципов, форм и методов, прав и обязанностей ее субъектов. Понятие «правовой режим», по мнению С. С. Алексеева, «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности» <1>. Правовой режим рекламной деятельности представляет собой особый комплекс общественных отношений, в рамках которого создается комбинация юридических и социальных механизмов, регулирующих поливариантность ее состояния. ——————————— <1> Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 186.

Особенностью рекламы как объекта правоотношений является то, что она: — обладает как нематериальной, так и материальной природой; — может оказывать влияние на неограниченный круг лиц; — является средством коммуникации и обладает широким распространением; — содержит риски, которые могут оказывать влияние на развитие политико-правового и социально-экономического пространства; — не должна побуждать к совершению противоправных действий и быть недобросовестной или недостоверной; — должна производиться, размещаться и распространяться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Закон о рекламе (2006 г.) указывает, что предметом регулирования являются не столько отношения участников рекламной деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, сколько отношения, возникающие уже после ее распространения в связи с ее воздействием на объекты личных, публичных прав и интересов граждан и организаций. Таким образом, правовому регулированию подвергаются отношения в тех сферах общественной жизни, на которые оказывается информационное воздействие рекламы. К ним относятся: — конкуренция, возникающая между участниками предпринимательской деятельности в процессе реализации ими права на свободу экономической деятельности, что проявляется в пресечении недобросовестной рекламы, которая оказывает негативное влияние на рыночные отношения; — воздействие рекламы на социальные отношения, складывающиеся по поводу личных и общественных прав и интересов, как общественная и личная безопасность, регулирование данных отношений заключается в пресечении негативного воздействия на психическое и физическое здоровье населения, культурные ценности и социальную терпимость; — регламентирование воздействия рекламы на информационные отношения между субъектами информационных процессов, что проявляется в пресечении навязываемой или несогласованной рекламы, в связи с реализацией права на свободное ее распространение и получение; — реклама как специфическая разновидность информации с течением времени может трансформироваться, что требует права изменять, дополнять, корректировать сложившуюся нормативную правовую базу. Государственное регулирование информационных отношений в сфере рекламы является необходимым условием развития социально-экономических, культурных, информационных и др. сфер жизнедеятельности, а также разновидностью социального управления, регулирующего наиболее значимые общественные процессы на основе действующего законодательства. Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще русские дореволюционные юристы (С. Муромцев, Л. Петражицкий, Н. Коркунов, Г. Шершеневич и др.). В самом общем виде они определяли правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права. Правовой режим рекламной деятельности обусловлен как интересами государства, так и характером общественных отношений в ее сфере, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового регулирования в контексте их диалектического взаимодействия. Правовой режим включает в себя неотъемлемое свойство власти, ее социальной направленности, а также проявление нормативности права, но на более высоком уровне. По мнению С. С. Алексеева, правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединенного в единую конструкцию. С этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике задач и содержания регулируемых отношений <2>. Поскольку любой правовой режим обеспечивает устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, содействует оптимальному использованию конкретных объектов, не исключая и рекламную деятельность. Потребности и интересы в процессе развития общества претерпевают изменения, особенно в периоды экономических, политических, культурных преобразований, поэтому и правовой режим рекламной деятельности также подвержен трансформациям, что отчетливо прослеживается при переходе к информационному обществу, когда провозглашается право на доступ к информации, а задача государства — создавать соответствующие для этого условия. Структура правового режима рекламной деятельности включает в себя: ——————————— <2> См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1995; Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1; Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004; Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. М., 2005 и др.

— цели и предназначение режима, которые направлены на обеспечение законных прав и интересов субъектов рекламной деятельности; — распределение прав и обязанностей между субъектами рекламной деятельности; — систему органов управления рекламной деятельностью, порядок их функционирования и взаимодействия; — полномочия саморегулирующихся общественных организаций в области обеспечения правового режима рекламной деятельности; — нормативное регулирование, надзор и контроль за рекламной деятельностью, что составляет основу этого режима; — регламентацию видов деятельности в сфере рекламы и меры предупреждения и пресечения нарушений в ней. В юридической науке понятие правового режима разрабатывалось в основном в рамках общей теории права, однако в настоящее время оно находит все большее применение в различных отраслях законодательства. «Для регулирования общественных отношений в той или иной сфере правовые режимы, — пишет Л. К. Терещенко, — используются более чем в трехстах законодательных актах только федерального уровня. При этом лишь в незначительной части этих законодательных актов раскрываются понятие и содержание конкретного правового режима» <3>. Следовательно, правовой режим должен помочь сформировать необходимую юридическую технику и правовую культуру для регулирования отношений в сфере рекламы, так как он должен отражать ее объективные свойства. ——————————— <3> Терещенко Л. К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. N 1. С. 15.

Правовая система регулирования рекламы должна придать ей открытый и динамичный характер, но в то же время стать демпфером от ненадлежащей рекламы и произвола субъектов рекламной деятельности. Поэтому ее правовой режим направлен на защиту от недобросовестной конкуренции, заблуждения, нанесения вреда здоровью граждан, чести, достоинству и деловой репутации участников этих правоотношений. При этом обеспечивается баланс полярных интересов между производителями, распространителями и потребителями рекламы, а государство выступает в качестве арбитра между ними. Следовательно, правовой режим рекламной деятельности нацелен на решение ряда наиболее важных вопросов, регулирующих правопорядок, безопасность и стабильность правоотношений между участниками рекламного рынка. Государство, будучи гарантом правового обеспечения рекламной деятельности, должно: — инициировать законодательный процесс в этой сфере и посредством юридической техники ввести его в правовое пространство; — защищать права потребителей такими юридическими конструкциями, которые должны оказывать воздействие на весь правовой режим рекламного процесса; — поддерживать добросовестную конкуренцию, поскольку ослабление правового регулирования неизбежно компенсируется различного рода социальными суррогатами, не всегда лучшим образом обеспечивающими правовой режим. Правовой режим рекламной деятельности в РФ осуществляется по двум направлениям: как государственное, т. е. законодательное, регламентирование и как саморегулирование в форме общественного контроля за соблюдением этических и правовых норм в рекламном бизнесе с целью защиты прав потребителей. Государственное регулирование рекламной деятельности является разновидностью социального управления и элементом общественной системы. Создавая правовую базу функционирования рыночной системы, государство обеспечивает законный статус частного предпринимательства, учреждений и организаций государственного и негосударственного сектора, связанных с рекламной деятельностью, тем самым формируя нормы правоотношений между ними. Законодательство предоставляет органам исполнительной власти всех уровней право быть арбитром в области коммерческих отношений, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять соответствующие санкции. Рекламная деятельность регулируется как публичным правом, так и частным, а также нормативными и ненормативными регуляторами общественных отношений, поэтому следует проанализировать систему их взаимосвязи и ее специфику. Правовые акты федерального уровня, содержащие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность, условно можно разделить на две группы. Первую группу образуют специальные правовые нормы, которые прямо и непосредственно связаны с пониманием сущности рекламы как средства обмена рыночной информацией, к ним относятся ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе»; ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», в которой содержится запрет рекламы, воздействующей на подсознание людей; ст. 46 ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», ограничивающая рекламу этих средств; ч. IV ГК РФ, в которой реклама определяется как вид интеллектуальной собственности. Во вторую группу вошли нормы административного, налогового, гражданского законодательства, содержащие общие правовые основы рекламной деятельности. Гражданский кодекс содержит определение рекламы, отличающееся от закрепленного в ст. 3 Закона «О рекламе». Так, в ст. 437 <4> и 494 ГК РФ реклама определяется как публичная оферта товара, а в ст. 435 ГК РФ производится различие между предложениями общего характера, которые, как правило, являются не офертой, а приглашением к оферте и предложением неопределенному кругу лиц, содержащим все существенные условия договора, т. е. публичной оферты. Согласно ст. 4 ФЗ «О рекламе» признается приоритетность данного Закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ <5>. ——————————— <4> Статьей 437 ГК РФ реклама рассматривается как приглашение делать оферты. <5> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»; Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе»; ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принятый Постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. N 124-ст) и др.

Законодательные органы издают нормативные правовые акты, а исполнительные органы власти — указы и постановления, в которых определяется правовой режим рекламной деятельности. «Суть государственного регулирования рекламы, — считает А. Н. Мудров, — можно определить следующим образом: минимум государственного вмешательства в рекламную деятельность, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы табачных изделий, алкоголя и ограничение по распространению рекламы, направленной на детей и с их участием» <6>. В настоящее время в России сложилась законодательная база и появились исполнительные органы, осуществляющие контроль за ее исполнением. ——————————— <6> Мудров А. Н. Основы рекламы. М., 2005. С. 230.

В настоящее время усиливается государственный контроль за информационно-коммуникационной деятельностью, что связано с динамикой общественных отношений и появлением новых мультимедийных средств обмена информацией. Остается сложным вопрос о соглашении между бизнесом и государственной властью в области рекламной деятельности, так как большинство фирм старается не допустить вмешательства государства в свои рекламные кампании. В целях защиты от недобросовестной конкуренции предприниматели вынуждены признать необходимость вмешательства государства, если нарушаются правовые, этические и другие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность, связи с общественностью. Поэтому Федеральная антимонопольная служба, будучи уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также рекламы, в той части, которая установлена законодательством об антимонопольном органе.

——————————————————————