История информационной правовой политики и безопасности в РФ: доктринальный и стратегический подходы

(Карягина А. В.) («История государства и права», 2012, N 8)

ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ В РФ: ДОКТРИНАЛЬНЫЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ <*>

А. В. КАРЯГИНА

——————————— <*> Karjagina A. V. The history of legal information and security policy in the Russian Federation: doctrinal and strategic approaches.

Карягина Анжелика Владимировна, преподаватель кафедры уголовного права и процесса Таганрогского института управления и экономики.

Статья посвящена анализу государственной информационной правовой политики и проблемам информационной безопасности, которые занимают все большее место в правовом пространстве современной России. Информационная правовая политика является составной частью внешней и внутренней политики государства, а стратегия информационной безопасности направлена на решение задач совершенствования правового регулирования информационного пространства РФ.

Ключевые слова: право, государство, информационная правовая политика, информационная безопасность, информация, конфликты, информационные технологии.

The article is devoted to the analysis of the state information of legal policy and problems of information security, which occupy more and more place in the legal space of the modern Russia. Information legal policy is an integral part of the external and internal policy of the state, and the strategy of information security is aimed at solution of problems of improvement of legal regulation of the informational space of the Russian Federation.

Key words: right, the state, legal information policy, information security, information, conflicts, information technology.

В условиях трансформирующейся России происходят подчас столкновения разнонаправленных событий, приводящих не только к позитивным, но и деструктивным последствиям в контексте информационной безопасности как составной части информационной правовой политики государства. Это проявляется в так называемых информационных войнах, психологических и других социокультурных конфликтах, в ходе которых зачастую преследуются корыстные, региональные, личностные, имущественные и неимущественные интересы. В конечном итоге они оказывают воздействие на сознание властвующих элит с целью принятия ими выгодных для информационных интервентов решений. Поэтому государственная информационная правовая политика может быть эффективной лишь в случае ее комплексного и системного характера, безусловно, открытой и направленной на достижение консенсуса интересов. Современная информационная правовая политика представляет собой комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ и распространение информации, в соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ, указывающим, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», которая должна быть направленной на обеспечение развития творческого потенциала личности. Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса). Информация влияет на сознание, психику, поведение, деятельность людей, ее содержание может носить законный или противоправный характер, поэтому информационную политику нужно рассматривать как инструмент политического и правового воздействия. «В условиях модернизации общественных отношений в РФ особую роль приобретает информационная правовая политика как составная часть государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в жизни общества. Информационная правовая политика включает в себя механизмы регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, так как она является одним из связующих звеньев между личностью, обществом и государством» <1>. ——————————— <1> Карягина А. В. Обеспечение информационного суверенитета России: историко-правовой аспект // История государства и права. 2011. N 20. С. 6.

В век современных технологий информация становится таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а, значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию, требующую правового регулирования. В переходный период российской государственности происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность страны, политику, социальную сферу и многое другое, от чего в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и достигаются (или не достигаются) социальная стабильность, правопорядок и безопасность. «К правовым методам, — считает Ф. И. Шарков, — относятся разработка и совершенствование законодательства информационной сферы, разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, установление ответственности за информационные правонарушения, уточнение статуса иностранных лиц, действующих в российской информационной сфере, формирование правовой базы для региональных структур, обеспечение информационной безопасности и др. Организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности полностью базируются на действующем российском законодательстве» <2>. Таким образом, создание и совершенствование системы информационной безопасности невозможны без правовых предписаний и соответствующих нормативных правовых актов. ——————————— <2> Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связи с общественностью, журналистике. М., 2008. С. 318.

Государственная информационная политика отражена в Концепции государственной информационной политики Российской Федерации и представляет собой «способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества» <3>. В широком смысле — это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством, распространением информации, удовлетворяющей интересы государства, гражданского общества и отдельного человека, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними. Для России она должна быть связана с: ——————————— <3> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) // Российская газета. 16.02.2008. N 34.

— развитием гражданского общества; — обеспечением конструктивного диалога между государством, СМИ и обществом; — признанием презумпции открытости информации для граждан и защиты их информационных прав; — ориентацией на формирование информационного пространства, включающего свободное обращение информации, поиск, получение, производство и ее распространение; — повышением доверия общества к информации, исходящей от власти и институтов гражданского общества; — налаживанием эффективных взаимоотношений по обмену информацией с другими странами и т. д. Общеизвестно, что информационный монополизм является основной питательной средой для бюрократизма, волюнтаризма и коррупции, поэтому политическим и экономическим аспектами формирования единого информационного пространства России должны стать их преодоление в управленческих и коммерческих структурах, доступность информационных ресурсов и переход от презумпции закрытости информации к презумпции ее открытости на основе закона. По нашему мнению, для обеспечения современной информационной безопасности как части информационной правовой политики необходимы: — мониторинг действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной и рекламной сферах; — создание правовых механизмов противодействия недостоверной, ложной, неэтичной, скрытой рекламе в контексте информационной безопасности как составной части национальной безопасности; — установление правового статуса всех субъектов отношений в информационной и рекламной сферах, а также их ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации; — разработка нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере; — определение порядка возмещения последствий противоправных действий в информационной и рекламной сферах. Российская информационная политика должна быть направлена на удовлетворение информационных потребностей общества, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, культуры, образования и т. д., что будет способствовать стабилизации социально-политических отношений в государстве. Социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений между личностью, обществом и государством, так как информация может рассматриваться в качестве экономической категории, имеющей свою стоимость. Как справедливо отмечает Е. А. Зверева, «для определения общественного информационного богатства возникло понятие «информационный капитал», используемое в целях денежного отражения затрат и выгод, связанных с производством, хранением, обработкой, передачей и получением информационных ресурсов как запасов, источников информации» <4>. ——————————— <4> Зверева Е. А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. М., 2008. С. 3.

Определение направлений информационной правовой политики выполняет стратегическую роль для научных исследований и практических рекомендаций, которые хотя и не носят официального характера, но, тем не менее, позволяют наметить курс на стабильное и безопасное развитие. «Реклама должна быть, — считает А. Н. Толкачев, — социально корректна в отношении любых физических и юридических лиц (в том числе потребителей и конкурентов), а также сравниваемых товаров, т. е. реклама не должна высмеивать или порочить уклад жизни, традиции, социальное положение и базовые культурные ценности общества» <5>. Перспективы развития и использования современных информационных технологий позволяют сделать вывод, что эта область будет заполнять все больший сегмент в Концепции национальной безопасности РФ. ——————————— <5> Толкачев А. Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М., 2008. С. 30.

Концептуальной основой информационной правовой политики Российского государства является положение, согласно которому ее фундаментальной сущностью является способность государства контролировать свое информационное и духовное пространство, что осуществимо посредством управления им через взаимодействие системы «информация — человек». Посредством правовых механизмов государство реализует свои социальные функции, направленные на удовлетворение различных потребностей населения в сфере доступа к информации и ее использование в своих интересах. Создание и совершенствование системы информационной безопасности включают в себя усиление правоприменительной деятельности в области информации, обеспечение средств защиты информационных систем, подготовку соответствующих кадров, мониторинг информационной безопасности и т. д., т. е. те мероприятия, которые не должны осуществляться без правовых предписаний. Серьезное внимание проблеме национальной информационной безопасности России стало уделяться только с начала 90-х годов XX в., что было обусловлено распадом СССР, как следствием его поражения в информационно-идеологическом противоборстве. Современные вызовы и угрозы, включающие глобализацию, неконтролируемые демографические процессы, проблемы экологии, экономические кризисы, интенсивное развитие науки и техники, информационную вседоступность и т. д., стали причиной новых проблем для безопасности социума, что предопределило необходимость исследования и разработки концепции национальной безопасности в РФ. В отличие от тех стран, в которых государство является формой обеспечения и основным инструментом реализации безопасности гражданского общества, Россия, в силу исторических причин, делала основной упор на идеологическую составляющую, то в форме православия, то коммунизма и т. д., полагая, что эти доктрины станут достаточной защитой ее безопасности сами по себе. В настоящее время информация определяет экономический, научный, культурный, образовательный и иные потенциалы общественного развития наравне с материальным производством, поэтому государство заинтересовано в обеспечении информационной безопасности как защите национальных интересов. В Доктрине информационной безопасности РФ указывается, что «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» <6>. Следовательно, безопасность и стабильность информационного пространства государства приобретают особое значение в условиях глобализации и невозможности полного контроля информационных потоков, связанного с современными научно-техническими достижениями. Поэтому категория «информационная безопасность» разрабатывается многими прикладными науками, но ее стратегические вопросы относятся к ведению теории государства и права. ——————————— <6> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. 28.09.2000.

В условиях современного развития социума стали возникать проблемы, не имеющие аналогов в истории, что затрудняет поиск адекватных решений и заставляет искать способы обеспечения безопасности объектов социальной сферы, среди которых особое место занимает национальная безопасность государства и общества. Происходящие изменения связаны с новой ролью информации, которую она приобрела в ходе научно-технической революции и общественного прогресса. Информация становится необходимым компонентом как интеллектуальной, так и материальной деятельности людей, а информационная правовая политика должна быть ориентирована на реализацию национальных интересов и программ, что предполагает: — соблюдение конституционных прав и свобод в области доступа к информации, содержащей культурный и научный потенциал страны; — правовое обеспечение информационной государственной политики, направленной на предоставление достоверной информации и доступ граждан к открытым государственным информационным ресурсам; — развитие информационных технологий, накопление, сохранение и эффективное использование современных информационных ресурсов; — защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним, обеспечение недопустимости противоправной деятельности в информационном пространстве и т. д. Модернизационные процессы в социальной политике государства ориентированы на выстраивание цивилизованных отношений, отражающих жизнеутверждающие ценности и начала с постепенным вытеснением негативных черт социального характера, сложившихся в условиях недостатка информации <7>. Поэтому, проводя анализ государственной информационной правовой политики, следует особое внимание обратить на проблемы информационной безопасности, которые занимают все большее место в социальном и правовом пространстве современной России. ——————————— <7> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (30 ноября 2010 г.) // Парламентская газета. 03.12.2010. N 63.

——————————————————————