Правовое регулирование рекламной деятельности
(Акилова Е. В.)
(«Налоги» (газета), 2007, N 3)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. В. АКИЛОВА
Акилова Е. В., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Основным нормативным документом, регулирующим рекламный бизнес сегодня, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на то, что указанный Закон вступил в силу с 1 июля 2006 г., до указанной даты основным нормативным документом в области рекламы был Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 108-ФЗ).
Рассматривая рекламу как вид деятельности, конечно же следует остановиться на основных понятиях, используемых в рекламном деле.
Согласно ст. 3 Закона N 38-ФЗ:
«…реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования — товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
(Для справки: под «товаром» в данном случае следует понимать продукт деятельности (в том числе работу, услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.)
рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама».
Отметим, что все четыре вида субъектов являются участниками рекламного рынка. Причем потребители рекламы (физические и юридические лица) — это самая многочисленная доля участников рекламных акций, рекламодатель, как правило, выступает в единственном числе. Обратите внимание, что субъектов, оказывающих рекламные услуги, Закон N 38-ФЗ подразделяет на два вида: рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Причем эти функции может выполнять как один субъект хозяйственной деятельности (юридическое или физическое лицо), так и два самостоятельных субъекта.
——————————————————————