Рецепция зарубежного опыта правовой регламентации в сфере рекламы

(Жукова Е. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

РЕЦЕПЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2013 года

Е. А. ЖУКОВА

Жукова Екатерина Александровна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области, ведущий специалист-эксперт.

В международной практике существуют различные подходы к регулированию и контролю рекламной деятельности. Длительное существование таких систем регулирования и успешное развитие рекламной индустрии зарубежных стран дают основание считать такое регулирование эффективным. Но при этом подходы к регулированию рекламной индустрии значительно отличаются. «Это связано и с историей развития и становления законодательных систем зарубежных стран, и с особенностями развития рекламной сферы, и с культурными, а также экономическими особенностями самих стран» <1>. ——————————— <1> Бородай А. Д., Грибок Н. Н. Становление и развитие индустрии рекламы в России: Монография. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2012. С. 32.

Например, в США рекламная деятельность регулируется и контролируется многими учреждениями и общественными ассоциациями. «Такой подход к контролю сложился исторически, в соответствии с существующей практикой законодательного и саморегулирования бизнеса в США. Но при этом законодательная база, используемая в регулировании рекламной индустрии, не предусматривает отдельного закона о рекламе» <2>. ——————————— <2> Бородай А. Д. Указ. соч. С. 33.

В Великобритании прижилась система средств саморегулирования. «Не желая оказаться под тотальным контролем государства, рекламные организации создали Комитет рекламной практики, разработали кодекс неэфирной рекламы, рекламодатели, рекламные агентства и СМИ договорились о совместных действиях, направленных на поддержание высоких стандартов рекламы. Позже был создан независимый Комитет рекламных стандартов, задачей которого определялось следить за соблюдением требований кодекса. Угрозы введения государственного регулирования рекламы стимулировали создание системы финансирования, которая обеспечивает существование Комиссии по стандартам в рекламе (Advertising Standards Authority, ASA) и Комитета по рекламной практике (Committee of Advertising Practice, CAP)» <3>. ——————————— <3> Грибок Н. Н. Деятельность государственных, общественных организаций и бизнеса по развитию рекламной индустрии в России (1991 — 2006 гг.): Автореф. дис. … канд. истор. наук. 07.00.02. Москва, 2011. С. 11.

По мнению А. Д. Бородай, Н. Н. Грибок, «ценный опыт зарубежных стран в области регулирования рекламной индустрии, который позволил создать и развить жизнеспособные эффективные системы регулирования рекламы, не мог быть использован в России в полном объеме, что связано и с особенностями развития рыночных отношений, и с особенностями развития рекламного бизнеса, и с особенностями российского права, и, наконец, с культурными особенностями России» <4>. ——————————— <4> Бородай А. Д. Указ. соч. С. 34.

Но тем не менее «опыт регулирования отношений в рекламной индустрии развитых стран оказал свое влияние на формирование системы регулирования российской рекламы» <5>. ——————————— <5> Бородай А. Д. Указ. соч. С. 35.

Так, в законодательстве Российской Федерации о рекламе нашел отражение опыт зарубежных стран в области применения системы саморегулирования в сфере рекламы. Правовой основой развития механизмов саморегулирования рекламы стал Закон о рекламе 1995 года, в статье 28 которого была предусмотрена возможность создания органов саморегулирования в области рекламы в форме общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов юридических лиц. В Законе о рекламе 2006 года вопросам саморегулирования в сфере рекламы посвящена глава 4, в соответствии со статьей 31 которой саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением. По мнению А. В. Минбалеева, «эффективное функционирование органов саморегулирования рекламы в большинстве случаев позволяет снимать социальную напряженность в обществе в отношении рекламы, повышает эстетическое и этическое содержание рекламы, доверие потребителей к рекламе и в конечном итоге приводит к формированию цивилизованного рынка рекламы, учитывающего интересы всех его участников» <6>. ——————————— <6> Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие / Под ред. д. ю.н. В. В. Кваниной. М.: Юриспруденция, 2010. С. 32.

В настоящее время в России существует целый ряд саморегулируемых организаций в сфере рекламы (Рекламный совет России, Ассоциация рекламодателей, Международная ассоциация рекламы (Российское отделение), Национальная ассоциация наружной рекламы и информации и др.), однако следует отметить, что наибольшее количество таких организаций сосредоточено на территории города Москвы. По примеру европейских стран Законом о рекламе установлен запрет на использование в рекламе образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены; в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники; в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Такое же требование имеется и в законодательстве Германии и Испании. В то же время, например, в США образы врачей в рекламе лекарств не просто активно используются, но и подчеркиваются <7>. ——————————— <7> См.: Там же. С. 32.

Одним из важных направлений правового регулирования в настоящее время является распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, занимающей важное место в жизни современного человека. Ключевой проблемой в данном вопросе является массовое распространение спама. Спамом принято называть нежелательные сообщения, приходящие по электронной почте, по факсу, через службы и сервисы мгновенного обмена сообщениями — ICQ, SMS и т. п. Согласно Правилам оказания телематических услуг связи <8> под спамом понимается «телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя». ——————————— <8> Правила оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 // Собрание законодательства РФ. 17.09.2007. N 38. Ст. 4552.

«Термин «спам» возник в результате недобросовестной деятельности американской продуктовой компании «Хармел Фудс», которая изготавливала консервированную ветчину «SPiced hAM», которую военное начальство заказало, не узнав мнение американских солдат. Некачественная ветчина вызвала у них такую тошноту, что слово «спам» прочно вошло в сознание американцев как сугубо негативное, и «спамом» стали называть непрошенную почту неизвестных рекламодателей, которая постоянно приходит к пользователям Интернета и вызывает у них такую же тошноту, как и указанная консервированная ветчина» <9>. ——————————— <9> Минбалеев А. В. Указ. соч. С. 78.

Во многих странах запрет на спам уже давно установлен в законодательстве. Например, в США законодательство о спаме развивается как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Также отдельный закон о спаме принят в Австралии. В Европейском Союзе в 2003 году вступил в силу закон, запрещающий рассылку коммерческих электронных сообщений без согласия пользователя. По закону о защите в электронной коммерции Южной Кореи, который действует с июля 2002 года, получатель непременно должен знать, что полученное письмо является рекламным, а заголовки таких писем не должны вводить получателя в заблуждение <10>. ——————————— <10> См.: Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие / Под ред. д. ю.н. В. В. Кваниной. М.: Юриспруденция, 2010. С. 80.

Таким образом, установление статьей 18 Закона о рекламе ограничений спама соответствует мировой тенденции создания правовых основ ограничения спама в рамках единого международного информационного пространства. В вопросе регулирования распространения рекламы алкогольной продукции нормы российского законодательства являются более жесткими по отношению к аналогичным нормам ряда европейских стран. Так, статьей 21 Закона о рекламе установлен полный запрет на распространение рекламы алкогольной продукции в теле — и радиопрограммах, в то время как, например, в Германии действуют опосредованные запреты на распространение такой рекламы в программах для детей и молодежи; в Испании на телевидении допускается реклама любых спиртных напитков, в которых содержание алкоголя не превышает 20%. В телеэфире США вино и пиво рекламируются свободно. В то же время, например, на французском телевидении реклама табака и алкоголя полностью запрещена, а к подобной рекламе на радио установлен ряд ограничений <11>. ——————————— <11> См.: Минбалеев А. В. Указ. соч. С. 107 — 108.

Как и во всем мире, в Законе о рекламе запрещается реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Следует отметить, что особое влияние на формирование современного законодательства, в том числе регулирующего отношения в рекламной сфере, оказали общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Так как одним из обязательных условий интеграции государств, стремящихся к демократии, в международное демократическое сообщество является применение международных правовых стандартов по обеспечению и защите прав человека и гражданина, то приведение внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами в области прав и свобод человека является гарантией их соблюдения <12>. ——————————— <12> См.: Карягина А. В. Реклама и рекламная деятельность в культурно-информационном пространстве: обеспечение прав человека и общества // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 1. С. 14 — 16.

Интеграция России в международное экономическое пространство, глобализация и т. д. оказывают определенное влияние на формирование российских правовых стандартов в контексте обеспечения и защиты прав, свобод человека и гражданина, что получило закрепление в ее Основном Законе <13> (далее — Конституция Российской Федерации). ——————————— <13> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. N 237.

В статье 2 Конституции Российской Федерации при определении основ конституционного строя содержится положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод — обязанность государства. Отечественный опыт взаимодействия национального и международного права, учитывая практику конституционного регулирования других государств, привел к конституционному установлению открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом международное и внутригосударственное право являются двумя различными правовыми системами, а Конституция Российской Федерации устанавливает механизм их согласования и взаимодействия <14>. ——————————— <14> Карягина А. В. Указ. соч. С. 14 — 16.

К международным документам, регламентирующим рекламную деятельность, можно отнести Мадридское соглашение о международной регистрации знаков <15>; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты <16>; Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении <17>; Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) <18>. ——————————— <15> Соглашение о международной регистрации знаков: заключено в Мадриде 14.04.1891 // Публикация ВОИС. N 260(R). 1992. <16> Международный кодекс рекламной практики: принят на 47-ой сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты // Закон. 1996. N 12. С. 54 — 57. <17> Европейская конвенция о трансграничном телевидении: заключена в г. Страсбурге 05.05.1989 // Совет Европы и Россия. 2003. N 1. С. 50 — 58. <18> Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности: заключено в г. Москве 19.12.2003 // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 1(44). С. 187 — 192.

Таким образом, прослеживается унификация правовых норм на территории различных государств, вырабатываются единые правовые нормы и принципы, регламентирующие рекламу, что должно способствовать повышению ее качества и совершенствованию механизмов контроля за соблюдением законности в этой сфере. «Большинство государств не только принимают единые правила регулирования рекламы, но и создают общие органы по разрешению споров, помогают друг другу в профилактике нарушений и применении мер ответственности» <19>. ——————————— <19> Карягина А. В. Указ. соч. С. 14 — 16.

Среди международных документов, регулирующих отношения в рекламной сфере следует отметить Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты, предназначением которого явилась унификация стандартов рекламной деятельности и упрощение перемещения товаров и услуг через границы, что, по мнению А. В. Карягиной, «должно принести пользу потребителям и всей мировой экономике» <20>. ——————————— <20> Карягина А. В. Указ. соч.

Международный кодекс рекламной практики устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться рекламодатели, рекламопроизводители, средства массовой информации, а также содержит основные правила, соблюдение которых, по мнению Международной торговой палаты, должно обеспечить справедливый баланс между интересами коммерческих организаций и потребителей. «При сравнении российского законодательства и Международного кодекса рекламной практики можно заметить, что часть положений Кодекса нашла отражение в ФЗ о рекламе, однако не все, поэтому остается надеяться на соблюдение профессиональной этики в сфере рекламной индустрии» <21>. ——————————— <21> Кирюшина И. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 35.

Документом, свидетельствующим о попытке унификации законодательства и объединения усилий в сфере правового регулирования рекламы, является Соглашение о сотрудничестве стран — участниц Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности. Предметом Соглашения является регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках стран — участниц Содружества Независимых Государств, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Таким образом, опыт регулирования отношений в рекламной индустрии развитых стран оказал свое влияние на формирование системы регулирования российской рекламы. Особенностью же данной системы стал отдельный Закон «О рекламе» как основа такого регулирования, в нормах которого прослеживается стремление к унификации международных стандартов рекламной деятельности, однако существует и отличие в подходах к регулированию отдельных вопросов, что связано в первую очередь с особенностями экономического и культурного развития России.

——————————————————————