Место договоров в сфере рекламы в системе гражданско-правовых договоров России
(Терентьева О. А.) («Реклама и право», 2008, N 2)
МЕСТО ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ РОССИИ
О. А. ТЕРЕНТЬЕВА
В литературе традиционно в качестве опосредующих рекламную деятельность рассматриваются несколько видов договорных отношений, включающих отношения между рекламодателем и рекламоизготовителем, а также между рекламодателем и рекламораспространителем <1>. Они были достаточно глубоко исследованы в науке, и их применение на практике уже не вызывает столь серьезных затруднений <2>. ——————————— <1> Шугаибов З. Ш. Возможные пути дальнейшего совершенствования договорных правоотношений в сфере рекламы // Реклама и право. 2006. N 1. С. 9 — 10. <2> Свердлык Г. А., Нечуй-Ветер В. Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг: Учебн. пособие. М., 2002.
Вместе с тем анализ Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе» (далее — Закон) позволяет выделить несколько большую сферу договоров, применяющихся в рекламных отношениях, из которых, наверное, множество вопросов вызывает договор, подлежащий заключению в силу ч. 5 ст. 19 Закона. Данная норма указывает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В чем же состоят эти проблемы и трудности? Прежде всего, в том, что не определена природа такого договора. С его отраслевой принадлежностью ответ достаточно очевиден — договор носит имущественный характер. Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ, отношения, складывающиеся в рекламной сфере, являются гражданско-правовыми <3>, и соответственно договорные отношения, связанные с осуществлением рекламной деятельности, регламентируются гражданским законодательством, и следовательно, на них распространяются нормы подразделов ГК РФ «Общие положения об обязательствах» и «Общие положения о договоре». ——————————— <3> Постановление КС РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П // Собрание законодательства РФ. 1997. N 11. Ст. 1372.
Выявление природы данной категории договоров (их места в системе гражданско-правовых договоров) является важным не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Это позволит правильно определить нормы материального права, подлежащие применению в том или ином случае <4>. ——————————— <4> Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2006. С. 71 — 72.
Основополагающим для определения судами природы данного договора является информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой». Что же касается предмета исследуемого договора, то он, как следует из текста письма, состоит в том, что собственник здания передает право пользования крышей здания для размещения рекламы. Цель данного договора — распространение рекламы. Представляется, что подобное состояние правового регулирования договорной деятельности в сфере рекламы нельзя признать удовлетворительным. Очевидно, что реформирование рекламного законодательства должно реализовываться и в данном направлении. С этой целью необходимо сформировать полноценную законодательную базу для осуществления договорных отношений в рекламной сфере. Возможно, такая база первоначально будет формироваться в рамках рекламного законодательства. Когда же потребность в ее регулировании на кодифицированном уровне станет очевидной, то появится возможность ее соответствующего переноса в ГК РФ с распределением по видам договоров.
——————————————————————