Реклама и рекламная деятельность в культурно-информационном пространстве: обеспечение прав человека и общества

(Карягина А. В.) («Культура: управление, экономика, право», 2012, N 1)

РЕКЛАМА И РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

А. В. КАРЯГИНА

Карягина А. В., преподаватель кафедры уголовного права и процесса Таганрогского института управления и экономики.

Появление новых мультимедийных технологий в конце XX в. поставило задачу соответствующего правового регламентирования рекламы как разновидности информации, что вызвано особенностями ее характера, значения, содержания, формы и способов распространения с учетом обеспечения прав человека и общества. Исследование политико-правовых основ российской и зарубежной рекламы и рекламной деятельности в контексте обеспечения прав человека и общества позволяет провести их компаративный анализ с целью использования международного опыта в российском правовом пространстве, избегая слепого копирования. В международных правовых стандартах нашли отражение достигнутые результаты по обеспечению и защите прав человека и гражданина, являющихся не только ориентиром для государств, стремящихся к демократии, но и одним из обязательных условий их интеграции в международное демократическое сообщество. Следует отметить, что концепция прав и свобод находится в постоянном развитии в силу закономерно возникающих новых поколений прав человека, и, в частности, в сфере рекламы и рекламной деятельности. Поэтому приведение внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами в области прав и свобод человека является гарантией их соблюдения <1>. ——————————— <1> См.: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и т. д.

Критерием преемственности в правовом обеспечении рекламной деятельности, по нашему мнению, выступает та часть норм, привнесенных из международного права, которая находит свое место в российской правовой системе, и чем эта пропорция больше, тем преемственность очевиднее. Соблюдение норм международного права должно быть отражено в содержании российского рекламного законодательства, которое определяет рекламу как особый вид информации, ориентированной на потребителя. При этом реклама не должна быть недостоверной или ложной, вводящей в заблуждение, или иметь некорректную форму подачи. «Проблемы в правовом регулировании рекламной деятельности вскрываются и анализируются лишь в научной литературе, где изредка предлагаются пути их решения. А на законодательном уровне данные вопросы регулируются весьма слабо, хотя рекламные отношения — это та сфера, которая видоизменяется чрезвычайно быстро и многогранно. И это требует насколько возможно быстрой реакции законодателя» <2>. При решении этой проблемы в РФ необходимо учитывать зарубежный опыт, поскольку он имеет большую историю и позволит адаптировать отечественное законодательство и правоприменительную практику к требованиям международного права и мировой экономики. ——————————— <2> Морозов А. А. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. СПб., 2006. С. 35 — 36.

Интеграция России в международное экономическое пространство, глобализация и т. д. оказывают определенное влияние на формирование российских правовых стандартов в контексте обеспечения и защиты прав, свобод человека и гражданина, что получило закрепление в ее Основном Законе. В ст. 2 Конституции РФ при определении основ конституционного строя содержится положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод — обязанность государства. Отечественный опыт взаимодействия национального и международного права, учитывая практику конституционного регулирования других государств, привел к конституционному установлению открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом международное и внутригосударственное право являются двумя различными правовыми системами, а Конституция устанавливает механизм их согласования и взаимодействия <3>. Следовательно, конституционное законодательство содержит базовые для всей правовой системы положения, в которых отражена ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права. К ним относится право на жизнь, свободу, достоинство, частную собственность, свободу мысли, творчества, доступность информации, информационную безопасность и т. д. Тем не менее правоприменительная практика сталкивается с тем, что права человека и гражданина не соблюдаются, если не подкреплены гарантиями реальной государственной защиты и юридической ответственностью за их нарушение. ——————————— <3> См.: Кикоть В. А. Конституция — основная надежда на торжество демократии и прав человека в нашей стране // Законодательство и экономика. 2003. N 12.

Современный этап правового регулирования рекламной деятельности в РФ связан с изменением существовавшего законодательства о рекламе. В марте 2006 г. был принят Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» <4>, в котором были заинтересованы не только участники рекламной деятельности, правоприменители, но и научная общественность, т. к. в процессе социально-экономических преобразований реклама и рекламная деятельность стали требовать нового правового регулирования. Правовое регулирование рекламы и рекламной деятельности осуществляется как в национальном правовом пространстве, так и на международном уровне посредством: ——————————— <4> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 12. 20 марта. Ст. 1232.

— нормативных правовых актов, комплекса принципов, определяющих основные нормы и правила рекламной деятельности; — организационных структур, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за исполнением документов, регламентирующих рекламу и рекламную деятельность. Поэтому «правовое регулирование — это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений» <5>, — справедливо полагал А. Б. Венгеров. Будучи одним из видов социального регулирования, оно наделяет участников рекламных отношений взаимными правами, запретами, дозволениями, разрешениями и т. д., что придает им юридический характер. ——————————— <5> Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 238.

Более длительная история международного права в сфере рекламы и рекламной деятельности, чем российская, «имеет тенденцию к унификации правовых норм на территории различных государств, в связи с чем вырабатываются единые правила регулирования рекламы, действующие независимо от государственных границ» <6>. К международным документам, регламентирующим рекламную деятельность, можно отнести Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г.); принятый 2 декабря 1986 г. 47-й сессией исполнительного совета Международной торговой палаты Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты; Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (1989 г.); принятое в 2003 г. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества независимых государств (СНГ). Следовательно, мировой опыт показывает, что большинство государств стремится к выработке единых правовых норм и принципов, регламентирующих рекламу, которые должны способствовать повышению ее качества и совершенствованию механизмов контроля за соблюдением законности в этой сфере. Большинство государств не только принимают единые правила регулирования рекламы, но и создают общие органы по разрешению споров, помогают друг другу в профилактике нарушений и применении мер ответственности. ——————————— <6> Богацкая С. Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. М., 2007. С. 273.

Коммуникативная сущность рекламы позволяет создать рекламное сообщество в условиях адресности неопределенному кругу потенциальных потребителей с помощью различных информационно-коммуникационных средств. Она затрагивает частные и общественные интересы, проблемы информационного суверенитета, национальной безопасности и глобального характера ее распространения, особенности правоотношений, возникающие при ее производстве и размещении, экономические интересы и культурно-нравственные основы и т. д. Поэтому реклама и рекламная деятельность регулируются нормами как национального, так и международного права. В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование рекламы прошло длительный путь своего развития, сочетающий государственное регулирование с саморегулированием. «Цели правового регулирования рекламы, — пишет С. Г. Богацкая, — в развитых странах носят в основном предупреждающий характер, в связи с чем методы и средства регулирования рекламы направлены на предупреждение правонарушений и сознательное, добровольное соблюдение субъектами рекламного рынка установленных правил» <7>. В отличие от них развивающиеся страны используют этот опыт, но с учетом своих национальных, религиозных, экономических и других особенностей. Так, например, Е. Л. Головлева пишет: «Наиболее сильным проявлением азиатской рекламы является не континентальное, а национальное ее своеобразие, основанное на культурных, исторических и даже философских традициях и принципах. Наиболее труднорешаемой проблемой для западных рекламодателей является барьер языкового и морально-этического разнообразия стран Азии» <8>. Стремительное развитие Юго-Восточного региона привлекло западных рекламодателей, вслед за которыми устремились крупнейшие международные сетевые рекламные группы, оказавшие значительное влияние на развитие национальных рынков рекламы в этих странах. В результате в этом регионе был выработан свой стиль в рекламе, рекламной деятельности и их правовом обеспечении, сочетающий достоинства европейской рекламы и национальные культурные традиции Востока. Двойственный характер ее правового регулирования включает современную юридическую технику и традиционализм ментальности восточного общества, что чуждо большинству европейских стран, в которых установлены общие и специальные требования к рекламе, определены права и обязанности субъектов рекламного бизнеса, работают механизмы контроля за соблюдением законодательства, привлечения нарушителей к юридической ответственности. ——————————— <7> Богацкая С. Г. Указ. соч. С. 272. <8> Головлева Е. Л. Основы рекламы. М., 2003. С. 229.

Особый интерес представляет рассмотрение модельного кодекса рекламы и рекламной деятельности — Международный кодекс рекламной практики, разработанный комиссией по рекламе Международной торговой палаты <9> (далее — Кодекс), который неоднократно пересматривался начиная с 1937 г. с учетом правовых новаций кодексов и правил рекламы разных стран. Он содержит в основном нормы этики, которые должны соблюдаться при проведении рекламной деятельности. Как модельный правовой акт Кодекс предназначен для каждой страны в отдельности, содержит нормы саморегулирования и дисциплинарного характера, если рекламная деятельность подрывает общественное доверие. Совет по рекламной практике Международной торговой палаты несет ответственность за его действие в тех странах, где компетентный орган саморегулирования еще не создан. Ответственность за соблюдение правил Кодекса лежит на органах и учреждениях отдельно каждой страны, а при необходимости — на национальном органе в совете по рекламной практике Международной торговой палаты. Кодекс состоит из двух частей: ——————————— <9> Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) (в ред. от 2 декабря 1986 г.) // Закон. 1996. N 12.

— первая часть содержит правила поведения и исполнения, включающие императивные и диспозитивные нормы, которые должны применяться ко всей рекламе; — во второй части регламентируются отношения между рекламной промышленностью и ее клиентами. В структуру Кодекса входит приложение, которое содержит особые условия применения правил регулирования отдельных видов рекламы в зависимости от способов ее распространения и характера содержания. Предназначение Кодекса заключается в дальнейшей унификации стандартов рекламной деятельности и упрощении перемещения товаров и услуг через границы, что должно принести пользу потребителям и всей мировой экономике. Создание Кодекса свидетельствует о том, что промышленность и торговля, стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности (рекламодатели, рекламопроизводители, средства массовой информации и иные рекламоносители), признают свою ответственность перед потребителями, устанавливая стандарты этического поведения для всех субъектов рекламной деятельности. «Кодекс в первую очередь, — считают его авторы, — является средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства» <10>. Положения Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты не являются обязательными к применению, но определяют общие принципы поведения в данной сфере, подразумевая следование не только букве, но и духу закона. Основные принципы и нормы Кодекса устанавливают, что реклама должна: ——————————— <10> Там же.

— быть законной, честной и достоверной (ст. ст. 2, 3, 4); — разрабатываться с высоким уровнем ответственности перед обществом с учетом принципов добросовестной конкуренции, общепринятых в коммерческой деятельности (ст. ст. 5, 14 — 18); — быть надлежащей независимо от вида рекламоносителей и оцениваться по тому действию, которое оказывает на потребителя; — соответствовать этическим стандартам; — проявлять осторожность, если предназначена для детей и молодежи или изображает их (ст. ст. 4, 11 — 13); — не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах личности, общества и государства (ст. ст. 7 — 9). Принципы и нормы Кодекса призваны обеспечить справедливый баланс интересов коммерческих организаций и потребителей, производителей и распространителей, антимонопольного законодательства и частных интересов, государственного контроля и саморегулирования посредством соблюдения международной профессиональной этики в рекламной деятельности. Помимо товаров и услуг предметом рекламы могут быть мероприятия гуманитарного характера, направленные на решение социально значимых задач. При этом Кодекс является не только инструментом самоорганизации, но используется и в судебной или арбитражной практике европейских государств как справочный материал для национальных правовых систем в принятии судебных решений в сфере регулирования рекламного бизнеса. Однако такое регламентирование не всегда позволяет решать возникающие проблемы как в организационном, так и в содержательном плане с точки зрения появления новых средств и приемов в рекламе, возникающих быстрее, чем это находит отражение в законодательстве.

——————————————————————