Обеспечение информационного суверенитета России: историко-правовой аспект
(Карягина А. В.) («История государства и права», 2011, N 20)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <*>
А. В. КАРЯГИНА
——————————— <*> Karyagina A. V. Ensuring in formational sovereignty of Russia: historical-law aspect.
Карягина Анжелика Владимировна, преподаватель кафедры уголовного права и процесса Таганрогского института управления и экономики.
Статья посвящена проблемам правового обеспечения информационного суверенитета России как гарантии независимости государства, его экономического и социально-культурного развития. Показан историко-правовой аспект становления информационного общества, генезис информационной правовой политики в условиях модернизации общественных отношений.
Ключевые слова: информация, информационный суверенитет, информационная правовая политика, конституционные права, информационное общество.
Article is devoted problems of legal maintenance of the information sovereignty of Russia, as guarantees of independence of the state, its economic and welfare development. The istoriko-legal aspect of formation of an information society, genesis of an information legal policy in the conditions of modernisation of public relations is shown.
Key words: the information, the information sovereignty, the information legal policy, constitutional laws, information society.
Система общественных отношений, основанная на применении информационных технологий, начала формироваться во второй половине XX в., что было связано с появлением кибернетики и математической теории связи, а термин «информационное общество» появился значительно позднее, когда информатизация и компьютеризация стали практически всеобщими средствами взаимодействия человека, общества и природы. Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века, а термин приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, который считал, что процесс информатизации общества XXI в. будет пронизывать все сферы жизни людей, менять ее содержание и формы, так как информация становится одной из главных ценностей, консолидирующих человечество <1>. Впоследствии, с развитием информационных технологий, появилось еще одно понятие — «глобальное информационное общество» (GIS, или Global Information Society), включающее в себя два процесса — глобализацию и информатизацию общества, которые не могут существовать одно без другого. По мнению И. Масуды <2>, фундаментом будущего информационного общества станут компьютерные технологии, значительно повышающие эффективность интеллектуального труда. ——————————— <1> См.: Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. N 1. <2> См.: Masuda Y. The information society as postindustrial society. Wash., DC: World Future Society, 1983.
В 90-е годы XX в. отмечалось катастрофическое отставание нашей страны от информационно развитых государств, что в итоге привело к политико-правовым, экономическим и социально-культурным потерям, и, как следствие, утрате информационного суверенитета России. Анализируя генезис российской информационно-правовой политики, можно выделить ряд этапов ее становления и развития. С середины XX в. по начало 80-х годов политика государства была направлена на создание и широкое использование систем электронно-вычислительной техники, ориентированной на проведение расчетов, управление производством, подвижными объектами и т. д., рассчитанной на использование ее в науке и производстве. Впоследствии информационно-правовая политика обеспечения информационного суверенитета заключалась в поддержании стратегического паритета с США, укреплении обороноспособности страны и управлении народным хозяйством. После распада СССР и образования независимой России был принят целый ряд нормативно-правовых документов, оказавших влияние на восстановление информационного суверенитета страны. Так, в 1994 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ N 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» <3>, положивший начало единой государственной политике в сфере информатизации, отвечающей международным стандартам. Позднее, в 1995 г., — Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» <4>, расширивший содержание правовой политики в сфере информатизации и поставивший задачу качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов власти, местного самоуправления и т. д., включающего мультимедийные технологии. Таким образом, начала складываться правовая база обеспечения национального информационного суверенитета. ——————————— <3> Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 N 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» // Российская газета. 29.01.1994. <4> Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.
В июле 2000 г. Президент РФ В. В. Путин подписал «Окинавскую хартию глобального информационного общества» <5>, которая стала основой политики государства по формированию нормативной правовой базы в сфере информационных отношений. Впоследствии она стала основой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации <6>. Информационные потребности могут быть значимыми лишь в обществе с высоким уровнем благосостояния, где граждане без ущерба своему материальному положению могут пользоваться информационными технологиями в повседневной жизни. Поэтому стратегия государства по обеспечению информационного суверенитета становится экономически и социально ориентированной на переход в современную информационную среду. Произошедшие после 2000 г. социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к трансформации правового регулирования информационно-коммуникационных отношений. Однако еще требовалось разработать комплекс организационно-правовых мер по созданию национальных программ по приоритетным направлениям современных технологий, проводить политику протекционизма в области регулирования информационного пространства. ——————————— <5> Хартия Глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 — 56. <6> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895). // Российская газета. 28.09.2000.
Современное постиндустриальное общество, сформировавшееся к концу прошлого столетия, отличается от классического капитализма именно в силу прорывных информационных технологий. Академик Б. Н. Топорнин отмечает, что «информационное общество становится наиболее организованной социальной системой, поэтому оно предполагает не только высокий уровень оборота информации, но и более высокую степень правового регулирования и правовой защиты информационных отношений» <7>. Следовательно, правовая регламентация информационных отношений как новый вид исключительных прав в значительной степени оказывает влияние на эффективность государственной власти и реализацию гражданами их прав и свобод. ——————————— <7> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 19.
В условиях модернизации общественных отношений в РФ особую роль приобретает информационная правовая политика как составная часть государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в жизни общества. Информационная правовая политика включает в себя механизмы регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, так как она является одним из связующих звеньев между личностью, обществом и государством. В России, как считает Е. А. Зверева, «сформировался информационный рынок, на котором продаются и покупаются информационные продукты как массивы аккумулированной информации, специально предназначенной для потребителя» <8>. Возможность усиления информационной зависимости от растущего объема потребляемой информации как динамичного ресурса требует ее постоянного правового обновления и совершенствования, так как экономический потенциал современного государства определяется уровнем развития его информационной структуры. ——————————— <8> Зверева Е. А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. М., 2008. С. 4.
В этих условиях актуальным становится формирование политико-правовых приоритетов в области «гонки информатизации», поскольку преимущество имеют те страны, которые стали лидерами в построении своего информационного пространства. «Иметь важную информацию, — считает В. П. Пугачев, — значит иметь власть; уметь отличить важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть» <9>. Поэтому сегодня мир делится на информационно богатые и информационно бедные страны, рискующие утратить информационный суверенитет, вынужденные зависеть от обстоятельств и подчиняться воле государств, более успешно осуществляющих информационную правовую политику. ——————————— <9> Пугачев В. П. Политология. М., 2000. С. 410 — 411.
В современной науке существует ряд определений информационного общества, выдвигающих на первый план различные его черты. По нашему мнению, содержание информационной правовой политики должно быть ориентировано прежде всего на защиту информационного суверенитета государства и определяться: — ориентацией на повышение качества информации, которая становится важным ресурсом социально-экономического и культурного развития; — формированием инновационного информационного образовательного пространства, позволяющего применять интерактивные методики в учебном процессе; — развитием информационной инфраструктуры, определяющей конкурентоспособность национального информационного продукта на внутреннем и международном рынке; — внедрением информационно-коммуникационных технологий в социально-экономические, политические, культурные и другие процессы; — уровнем использования мультимедийных технологий в управленческой, организационной и других сферах деятельности. При этом следует отметить, что информационное общество несет с собой новые проблемы, решение которых зависит от правовых, политических и других установок государственной власти. Поэтому удовлетворение информационных потребностей может быть реализовано посредством политических и юридических механизмов, обеспечивающих конституционные права граждан на производство, получение, распространение, использование информации для достижения социальной стабильности, законности и правопорядка. «Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, — отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации 2008 г., — является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» <10>. Поэтому с информационным обществом связывается ожидание повышения качества информации, ее доступности и эффективного использования в социально значимых сферах, и, как следствие, улучшение качества жизни, что требует соответствующего правового обеспечения. ——————————— <10> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212) // Российская газета. 16.02.2008. N 34.
Увеличение количества информации порождает новые проблемы и прежде всего это правовое обеспечение условий приемлемого риска в процессе достижения информационной безопасности, национальных приоритетов и интересов, а также возможности минимизации потерь от воздействия источников недопустимого риска в информационном пространстве. Таким образом, риск в информационной сфере можно охарактеризовать как деятельность в условиях неопределенности его последствий, поскольку неадекватная оценка содержания информации может приобрести форму правомерного риска, фактически не являясь таковым. Развитие техники и технологии создает потребность в новой парадигме информационной стратегии и доктрине информационной безопасности российского общества. Современная информационная правовая политика пробивает себе дорогу в форме исторической необходимости, содержащей как прогрессивные, так и регрессивные черты. Прямое отношение к безопасности человека и общества имеют угрозы глобального и регионального характера, к которым относятся информационный экстремизм, терроризм, появление новых видов информационных неконтролируемых потоков как системами национального, так и международного права, т. е. того, с чем человечество не встречалось до сих пор. В широком смысле государственная информационная политика — это особая сфера правового регулирования жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством, распространением информации, удовлетворяющей интересы как государства, гражданского общества, так и отдельного человека, и направлена на обеспечение их творческого, конструктивного диалога. Для России правовое обеспечение информационного суверенитета связано: — с признанием презумпции открытости информации для граждан и защиты их информационных прав; — с ориентацией на формирование информационного пространства, включающего свободное обращение информации, поиск, получение, производство и ее распространение; — с повышением доверия общества к информации, исходящей от всех уровней публичной власти; — с налаживанием международных правовых взаимоотношений по обмену, использованию, производству и т. д. информационными продуктами. Государственная информационная политика в РФ основана на конституционных правах и свободах в информационной сфере, плюрализме в идеологии, праве СМИ рекламировать различные политические, культурные, национальные, этноконфессиональные ценности и ориентации, которые могут не совпадать с политикой государства, но при этом должны не противоречить законам. Поэтому информационная правовая политика заключается в учете интересов и потребностей не только отдельных лиц, групп населения, но и всего общества в целом. В противном случае установление тотального контроля в области информации может привести к стагнации общественных отношений, актам гражданского неповиновения, информационному экстремизму, терроризму, т. е. всему тому, что несет угрозу информационному суверенитету государства и в итоге основам конституционного строя Российской Федерации.
——————————————————————