К вопросу о комплексном характере регулирования отношений в сфере рекламы

(Свиридова Е. А.)

(«Новый юридический журнал», 2013, N 1)

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ ХАРАКТЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

Е. А. СВИРИДОВА

Свиридова Е. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. В данном случае речь идет лишь о характере правовых норм, регулирующих рекламные отношения. Деятельность по рекламированию должна быть отнесена к области частного права. В этой связи Федеральный закон «О рекламе» следует рассматривать как акт комплексный, в котором одновременно присутствуют и частноправовые, и публично-правовые начала.

Ключевые слова: реклама, частное право, публичное право, рекламные правоотношения.

To the question of complex character of the relations in the advertizing sphere

E. A. Sviridova

Sviridova E. A., candidate of jurisprudence, associate professor «Civil law» of Financial University under the Government of the Russian Federation.

Advertizing activities are object of complex standard legal regulation. In this case it is a question only of nature of the precepts of law regulating the advertizing relations. Activities for advertizing shall be carried to area of private law. In this regard, Federal Law «About Advertising» should be considered as the act complex at which at the same time are present and it is private — legal and publicly — the legal beginnings.

Key words: advertizing, private law, public law, advertizing legal relationship.

Как справедливо было замечено В. В. Лобачевым, реклама представляет собой многоаспектное и многогранное явление [Лобачев В. В. Легальное понятие рекламы в системе правового регулирования информации // Вестник Волжского ун-та. Тольятти, 2001. Вып. 14. С. 276].

Реклама затрагивает как частные, так в определенной степени и общественные интересы. Отчасти поэтому так сложно дать однозначную трактовку понятию рекламы как правового явления. Отношения, возникающие при производстве и распространении рекламы, по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности и в соответствии со ст. 2 ГК РФ регулируются гражданским законодательством.

Вместе с тем есть ряд нормативных актов, не относящихся к гражданскому законодательству, но существенно влияющих на характер отношений, возникающих при производстве и распространении рекламы. Это позволяет сделать вывод о том, что отношения в рекламе регулируются комплексом законодательных и иных правовых актов гражданского, административного, уголовного и муниципального права и образующих в своей совокупности единую, но вместе с тем неоднородную нормативную базу рекламного законодательства [Нечуй-Ветер В. Л. Выступление на межрегиональной конференции «Городская реклама: проблемы и перспективы ее развития». Москва, 27 — 29 октября 2000 г. // Бюллетень Научно-практического совета Центра правовой поддержки рекламной деятельности].

В судебной доктрине высказывается мнение о том, что отношения в области рекламной деятельности являются гражданско-правовыми [Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»]. На наш взгляд, более обоснованной представляется точка зрения о комплексном характере этих отношений [Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей / Под общ. ред. В. П. Крашенинникова. М., 1998. С. 8]. Если предположить, что Закон о рекламе — акт только гражданского законодательства, то справедливо требование о необходимости учета в нем таких установленных ст. 1 ГК РФ общих начал гражданского законодательства, как, например, равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Однако если определение рекламы, данное в ст. 437 ГК РФ, приведено в полном соответствии с отмеченными выше общими началами гражданского законодательства, то применение этих общих начал к Закону «О рекламе» не всегда возможно. Примером чему является ст. 33 указанного Закона. В ней предусмотрены полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы — Федеральной антимонопольной службы, которая наделяется правом во внесудебном порядке давать обязательные для исполнения участниками рекламной деятельности предписания. При этом между рекламодателем и производителем или распространителем рекламы существует договор как гражданско-правовое обязательство, заключение, исполнение и расторжение которого регулируются нормами гражданского законодательства. Законодательство о рекламе предусматривает существенные ограничения для производства, размещения и распространения рекламных материалов. Закон содержит как прямое ограничение рекламной деятельности в виде закрепления общих и специальных требований к рекламе и установления ответственности за их нарушение, так и косвенное. Косвенные ограничения на рекламу предусмотрены в основном налоговым и таможенным законодательством и носят финансовый характер.

В этой связи показательно Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П [Российская газ. N 1(7). 1997]. Как следует из его смысла, регулирование отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы, связанное с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции федерального законодателя. Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства. Следовательно, субъекты Российской Федерации не могут принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые составляют основы единого рынка.

Вместе с тем следует отметить, что, если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений и не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее ст. 72, 73, 76 (ч. 2, 4, 5 и 6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы (в рамках, установленных ст. 19 Федерального закона «О рекламе»), поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Таким образом, следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, который указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Это обстоятельство обусловлено тем, что отношения, возникающие в связи с рекламной деятельностью, весьма разнородны: имущественные, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, и отношения, основанные на власти-подчинении. Отсюда и регулирование рекламной деятельности также должно осуществляться комплексно, совместно нормами частного и публичного законодательства, что прослеживается в Законе «О рекламе» [Челышев М. Ю. Взаимодействие гражданского права с публично-правовыми отраслями (На примере права интеллектуальной собственности) // Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М. И. Никитина. Казань: Абак, 1997. С. 5 — 10].

Следует заметить, что комплексный характер регулируемых отношений, положенный в основу данного Закона, отнюдь не делает его актом публичного права. В данном случае речь идет лишь о характере правовых норм, регулирующих рекламные отношения. Деятельность по рекламированию должна быть отнесена к области частного права. В этом аспекте следует согласиться с мнением Конституционного Суда РФ по этому поводу. Тот факт, что в законодательстве о рекламе содержатся императивные публичные нормы, не означает публично-правового характера всего акта. Этот правовой акт является комплексным, основное содержание которого составляют частноправовые нормы. Ограничения, носящие публичный характер, отнюдь не изменяют правовой природы Закона «О рекламе» как частноправового акта законодательства. Так, императивное требование Закона к содержанию рекламы ценных бумаг, с одной стороны, не порождает никакого особого правоотношения между рекламодателем, рекламопроизводителем и государством, и с другой стороны, не придает — само по себе — рекламе ценных бумаг никаких публично-правовых свойств.

Законодательство всегда строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по своей природе нормы права (частного и публичного), чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями и комплексно урегулировать их. Комплексными признаются нормативные акты, в которых содержатся нормы разных отраслей права, ни одни из которых явно не преобладают количественно. По существу, комплексным характером обладают и нормативные акты, содержащие нормы преимущественно одной отрасли законодательства, как, например, Гражданский кодекс, в котором можно выявить и нормы иной отраслевой принадлежности. Так, в ГК РФ прямо содержатся нормы публичного права, предписывающие частным лицам действовать с учетом публичных интересов, например, осуществлять определенные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49). Следовательно, и так называемые отраслевые кодифицированные акты не лишены элементов комплексности [Попондопуло В. Ф. Система общественных отношений и их правовые формы. К вопросу о системе права // Правоведение. 2002. N 4(243). С. 78 — 101].

Можно сделать вывод, что в отличие от отрасли права, включающей нормы права только одного рода (таких отраслей всего две: частное право и публичное право), отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные акты, составляющие ту или иную отрасль законодательства, всегда включают в себя нормы разных отраслей права [см., например: Нефедов Д. В. Правовой статус коммерческого банка: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 10; Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 109; Толстой Ю. К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. N 1. С. 45]. Отраслей законодательства может быть сколько угодно много, по меткому выражению О. С. Иоффе, «вплоть до банно-прачечного законодательства», но такой отрасли права не существует. То, что за последние десятилетия приобрело устойчивое название отраслей права: государственное, гражданское, трудовое, налоговое, административное, уголовное, процессуальное и т. д., по существу, является не отраслями права, а отраслями законодательства. Каждая из них представлена системой комплексных нормативных правовых актов, содержащих нормы частного и публичного права, направленных на регулирование разнородных общественных отношений в соответствующей сфере общества: в экономике, социальной сфере, управлении и т. д. [Подробнее об этом см.: Коммерческое право / Под ред. В. Ф. Яковлевой, В. Ф. Попондопуло. СПб., 1993].

В этой связи Федеральный закон «О рекламе» следует рассматривать как акт комплексный, в котором одновременно присутствуют и частноправовые, и публично-правовые начала.

Создавая систему правового регулирования рекламы как многогранного явления общественной жизни, законодатель предусмотрел органичное сочетание частноправовых и публично-правовых начал. Еще И. А. Покровский, говоря о частном и публичном методах регулирования, отмечал, что «как тот, так и другой приемы правового регулирования теоретически применимы ко всякой области общественных отношений. Какой именно из них будет применен в том или другом случае в данном конкретном историческом обществе, — это зависит от всей совокупности жизненных условий. Во всяком случае, каждый из указанных приемов имеет свою особую социальную ценность» [Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 43 (серия «Классика российской цивилистики»)]. Однако сущность общественных отношений, которые подлежит урегулировать с помощью определенной системы правовых норм, не является единственной причиной для избрания той или иной системы правового регулирования. Как писал Б. Б. Черепахин, «применение к определенным жизненным отношениям того или иного способа правового регулирования зависит не только от содержания этих отношений, но также и от целого ряда других условий, которые, все вместе взятые, заставляют законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их построения и регулирования» [Черепахин Б. Б. К вопросу о публичном и частном праве. Иркутск, 1926. С. 26]. Все оговоренные выше теоретические построения находят свое отражение в законодательстве о рекламе.

Как уже было сказано, отношения, возникающие в ходе производства, размещения и распространения рекламы, являются объектом комплексного правового регулирования, т. е. могут регулироваться различными видами законодательства (гражданского, административного, уголовного, финансового и др.), и относятся к различным предметам ведения (защита прав и свобод человека и гражданина, информация и связь, общественный порядок, охрана здоровья и т. д.).

Библиографический список

1. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей / Под общ. ред. В. П. Крашенинникова. М., 1998.

2. Коммерческое право / Под ред. В. Ф. Яковлевой, В. Ф. Попондопуло. СПб., 1993.

3. Лобачев В. В. Легальное понятие рекламы в системе правового регулирования информации // Вестник Волжского ун-та. Тольятти, 2001. Вып. 14.

4. Нефедов Д. В. Правовой статус коммерческого банка: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1994.

5. Нечуй-Ветер В. Л. Выступление на межрегиональной конференции «Городская реклама: проблемы и перспективы ее развития». Москва, 27 — 29 октября 2000 г. // Бюллетень Научно-практического совета Центра правовой поддержки рекламной деятельности.

6. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998 (серия «Классика российской цивилистики»).

7. Попондопуло В. Ф. Система общественных отношений и их правовые формы. К вопросу о системе права // Правоведение. 2002. N 4(243).

8. Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947.

9. Толстой Ю. К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. N 1.

10. Челышев М. Ю. Взаимодействие гражданского права с публично-правовыми отраслями (на примере права интеллектуальной собственности) // Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М. И. Никитина. Казань: Абак, 1997.

11. Черепахин Б. Б. К вопросу о публичном и частном праве. Иркутск, 1926. С. 26.

——————————————————————