О модели гражданского оборота информации

(Копылов В. А.) («Журнал российского права», N 9, 1999)

О МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ

В. А. КОПЫЛОВ

Копылов Виктор Александрович — заведующий кафедрой МГЮА, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Конституцией РФ право на информацию включено в число основных прав и свобод. Впервые в российской истории введена основополагающая информационная правовая норма: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Эта основополагающая норма служит базой для формирования и развития новой комплексной отрасли — информационного права. Одним из важнейших положений информационного права является право каждого признавать информацию своей. Об этом говорит вся существующая действительность. Информация уже стала товаром, она передается и распространяется, продается и покупается, наследуется, сдается в аренду и т. п. Информационные ресурсы стали важнейшими ресурсами общества наряду с финансовыми, природными, трудовыми и иными. На их формирование и эксплуатацию затрачиваются колоссальные средства, однако, к сожалению, информационные ресурсы пока еще не включаются в состав имущества собственника, и сегодня не существует правовых механизмов, регулирующих эти отношения должным образом. О необходимости признания результатов интеллектуальной деятельности товаром и правового урегулирования отношений по поводу этого товара говорилось уже давно <*>. ——————————— <*> См., например: Рассудовский В. А. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство. // Российская юстиция. 1994. N 12. С. 9 — 13.

Как информирует Блогун, необходимы теоретические проработки, которые позволили бы обеспечить полнокровное и качественное регулирование информационных отношений, защитить всю палитру провозглашенных Конституцией РФ прав на информацию. Для этого надо более глубоко и всесторонне исследовать предмет правового регулирования информационного права — информационные отношения, прежде всего, исходя из особенностей и юридических свойств основного объекта этих правоотношений — информации. Такие исследования дали бы возможность сформулировать принципы правового регулирования, которые можно положить в основу информационного законодательства, подводя систему регулирования таких отношений под единый «правовой знаменатель». Понятие «информация» законодатель определяет как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»). Согласно общепринятому определению, которое дано С. И. Ожеговым в Словаре русского языка и которое широко применяется в быту, информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сообщения, уведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо. Законодатель вводит определения видов информации: информация о гражданах (персональные данные); конфиденциальная информация; реклама (рекламная информация); информационные ресурсы; научно — техническая, технико — экономическая, статистическая информация, архивы и т. п. Вводятся и разные организационные формы представления информации: документированная информация (документ); архивный документ, информационные продукты; информационные услуги. Введено понятие пользователя (потребителя) информации. На информационные ресурсы, библиотечные фонды и архивы законодательством распространен институт вещной собственности. Однако распространение на информационные ресурсы института вещной собственности напрямую, без учета особенностей и юридических свойств информации, приводит к ошибкам. Закрепляя право вещной собственности на информационные ресурсы, законодатель регулирует, по-существу, только лишь отношения собственности на носитель информации и оставляет без внимания права на использование информации, отраженной на носителе. Например, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 6, п. 3, ч. 2) установлено: «Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне». А это означает, что, передав информационные ресурсы государству, их собственник свободен в передаче третьим лицам сведений, содержащихся в этих ресурсах, что, естественно, приведет к раскрытию государственной тайны. Есть примеры, когда законодатель распространяет право собственности на информацию напрямую, без всяких оговорок. Об этом, например, говорится в ст. 11 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»: «Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая информация, данные по ее интерпретации и производные данные… принадлежат на праве собственности государству». Аналогичное предписание содержится в Законе РФ «О государственной тайне»: «Должностные лица… вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (часть первая ст. 10 «Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием»). Это другая крайность, которая опять-таки не учитывает феномен информации. Как просто: информация в собственности — и все. Здесь следует согласиться с мнением о том, что «позиция распространения категории «собственности» на информацию достаточно привлекательна: у информации появляется собственник, который будет защищать свои права от любых посягательств» <*>. ——————————— <*> Терещенко Л. К. Информация и собственность. // Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1995. С. 3 — 11.

Приведенные примеры демонстрируют попытки законодателя, весьма неудачные, регулировать отношения по поводу признания информации собственной с двух крайних, но не взаимоувязанных точек зрения. Аналогичные подходы наблюдаются и в научной литературе. Здесь также, к сожалению, многие авторы пытаются решить проблему основываясь либо только на одном механизме функционирования интеллектуальной собственности, либо только на одном механизме осуществления вещного права. На наш взгляд, это ошибочные подходы. Информация — сложный объект, проявляющийся в самых разнообразных формах и видах, и одним институтом урегулировать отношения, возникающие по поводу всего этого многообразия, невозможно. Необходим комплексный подход с одновременным и взаимосвязанным применением и института интеллектуальной собственности, и института вещного права. Например, И. Л. Бачило говорит о трех ракурсах: 1) информация как источник любого интеллектуального творчества; 2) применимость института собственности к объектам информационного продукта; 3) объекты интеллектуальной собственности на элементы (параметры) информационного ресурса <*>. ——————————— <*> См.: Бачило И. Л. Институты интеллектуальной собственности и информация. // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. М., 1998. С. 56 — 80.

Как известно, Гражданским кодексом РФ информация введена в состав объектов гражданских прав. Статья 128 ГК гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Однако содержание понятия «информация» в ГК РФ не развернуто, в связи с чем возникает неопределенность. Некоторые специалисты полагают, что, поскольку в ГК РФ в части информации далее развиваются только положения по поводу коммерческой и служебной тайн (ст. 139 ГК РФ: «Информация составляет коммерческую или служебную тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам…»), то под информацией в ГК и следует понимать только лишь коммерческую и служебную тайну, а другие виды информации к Кодексу отношения не имеют. На наш взгляд, такое утверждение является лишь попыткой уйти от решения проблемы собственности в связи с информацией. Включение информации в состав ГК РФ в полном объеме — актуальнейшая задача. Однако для того, чтобы решить эту проблему, необходимо исследовать информационные отношения, возникающие по поводу признания информации своей собственной, на основе изучения особенностей и свойств информации как объекта права. Особенности и юридические свойства информации как объекта права проявляются при исследовании отношений, возникающих по ее поводу в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных прав, провозглашенных Конституцией РФ: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это соответственно процессы производства, распространения, поиска, получения, передачи, и, добавим, потребления информации. Такое исследование позволяет зафиксировать следующие особенности и юридические свойства информации. 1. Свойство физической неотчуждаемости информации. Это свойство следует из особенности информации, заключающейся в том, что она физически не может быть отчуждена от ее производителя или передающего субъекта. Знания неотчуждаемы. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование, и информация должна передаваться вместе с этими правами. 2. Свойство обособляемости информации. Оно основано на том, что информация при включении в оборот всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн; вследствие этого она обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо. Это говорит об оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта права. 3. Свойство информационной вещи (информационного объекта). Оно заключается в том, что информация при включении в оборот всегда отображается на материальном носителе, в связи с чем возникает двуединство информации и материального носителя. Это дает возможность ввести понятие сложной вещи — информационной вещи (информационного объекта), состоящей из носителя информации и самой информации, отображенной на носителе. Такая интерпретация позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — института авторского права и института вещной собственности. 4. Свойство тиражируемости (распространяемости) информации. Данное свойство следует из того, что информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве без изменения ее содержания. Отсюда следует вывод: в результате распространения одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц. 5. Свойство организационной формы. В реальных условиях информация всегда обращается не сама по себе, а в строго определенных организационных формах — документ (подлинник, копия), массив (база) данных (документов), библиотека, фонд документов, архив и т. п. Из этого следует, что при включении информации в оборот в каждом конкретном случае всегда должны оговариваться ее вид и форма представления. Это свойство позволяет также относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры. В ГК РФ существует множество разнообразных форм и видов документов, содержащих информацию, однако не выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота. Это документы, устанавливающие статус субъектов — физических и юридических лиц (акты гражданского состояния, уставы, учредительные документы и т. п.) или сопровождающие и подтверждающие обязательственные отношения — договоры разных видов и назначений. Исключив из рассмотрения такую «сопровождающую» информацию, выделим ту, которая в соответствии с действующим ГК РФ находится в гражданском обороте. Учет перечисленных выше свойств информации как объекта права позволяет отнести к информационным следующие объекты интеллектуальной собственности: патенты на изобретения; свидетельства на полезные модели; патенты на промышленные образцы; произведения литературы, науки, искусства в какой-либо объективной форме, включая программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем; сведения, составляющие коммерческую либо служебную тайну. На наш взгляд, все эти объекты в конечном итоге содержат информацию, то есть сведения и данные, лишь представленные в определенных организационных формах. Однако перечисленные объекты, с точки зрения применяемых механизмов правовой защиты, различны. Прежде всего, выделяются две группы объектов: первая — патенты (свидетельства), вторая — произведения. Известно, что промышленным правом защищается содержание информации. В этом смысле патенты и свидетельства как информационные объекты самодостаточны, поскольку они, с одной стороны, содержат информацию, описывающую существо (содержание) изобретения, полезной модели и промышленного образца, а с другой, — удостоверяют приоритет и исключительное право автора на их использование. При этом патенты и свидетельства могут распространяться свободно и открыто, в том числе и в гражданском обороте, выполняя дополнительные функции информирования и рекламы. В основе механизма защиты права автора на произведение лежит форма отображения информации на материальном носителе. Этим механизмом защищается право на тиражирование и распространение документа — подлинника (оригинала, первоисточника), содержащего информацию. Содержание документа, то есть информация, в данном случае не защищается. В Федеральном законе «Об авторском праве и смежных правах» можно было бы и не оговаривать тот факт, что авторское право не распространяется на идеи, методы, концепции, принципы, открытия, факты. Оно вообще не распространяется ни на какое содержание. И еще. Защищая форму отображения информации на материальном носителе, нельзя говорить только лишь о защите результатов творчества. Следуя логике, надо распространить этот механизм на любой информационный объект, в том числе и на тот, что не является результатом творчества. По идее, исходя из существа авторского права, исключительные права автора на любой текст, записанный любым субъектом на любом материальном носителе, должны защищаться этим правом вне зависимости от того, является ли этот текст изложением идеи, метода или абракадаброй. Но опять-таки возникает вопрос: а как защищать содержание информации или результат творчества по его содержанию, если они не подпадают под защиту промышленным правом? Думается, здесь можно было бы использовать совместно институт авторского права — для защиты исключительных прав на форму произведения (форму информационного объекта) и некий новый институт экспертных оценок — для оценки содержания произведения в том случае, когда возникают споры по поводу авторства на содержание произведения (то есть на информацию). Экспертиза содержания могла бы проводиться по решению суда, рассматривающего споры по этому поводу. Данная проблема становится еще более актуальной при «перенесении» механизма авторского права в информационные сети, то есть в виртуальное пространство, где материальный носитель информации заменяется на виртуальный носитель, а текст (в том числе и знак копирайт) с помощью цифровой подписи «привязывается» не к традиционной бумаге, лазерному диску и т. п., а к субъекту, проставляющему эту цифровую подпись. Именно только цифровая подпись позволит надежно идентифицировать информацию и ее производителя (обладателя). Установка же в глобальных информационных сетях счетчика единого мирового времени и закрепление порядка обязательного фиксирования момента ввода любой информации в эти сети позволит легко доказать временной приоритет производителя информации (по дате ввода в эту сеть созданной информации) с точностью до долей секунды. При возникновении же споров об авторстве содержания информации, как уже говорилось, может действовать механизм судебной содержательной экспертизы. Рассматривая механизм авторского права применительно к информации, нельзя не отметить тот факт, что российское авторское право защищает только лишь исключительные права на использование произведения и забывает при этом о наличии самого этого произведения, в первую очередь — документа — оригинала (подлинника) произведения. А ведь передается и распространяется только этот документ. И здесь, пользуясь свойством информационного объекта, можно было бы рекомендовать дополнить механизм авторского права механизмом защиты права собственности на документы, используя для этого традиционный институт вещной собственности, поскольку защищается конкретный материальный объект. Однако, применяя к документам и информационным ресурсам институт вещного права, нельзя забывать, что информационный объект — объект особый, состоящий из информации и материального носителя, и потому правомочия владения, пользования и распоряжения такой сложной вещью должны реализоваться при условии применения так называемых информационных правомочий, определяющих порядок использования информации, отображенной в этой вещи, и учитывающих юридические свойства информации, отмеченные выше. Информационные правомочия предлагается выявлять, толкуя содержание известной триады правомочий вещного собственника — права владеть, пользоваться и распоряжаться вещью применительно к такому нематериальному объекту, как информация. Понятно, что правомочия вещного собственника в чистом виде не применимы к информации как к сведениям или данным, что подтверждается рассмотренными выше свойствами информации. Однако попытаемся все же ответить на вопрос: что будут означать эти правомочия применительно к информации? Вероятнее всего, право владеть информацией означает право знать содержание информации, то есть знать те сведения или данные, которые в ней содержатся. Право пользоваться информацией означает право использовать или применять информацию в собственной деятельности. Право распоряжаться информацией означает наличие исключительных прав на тиражирование и распространение информации любым законным способом (пользуясь терминологией авторского права, личных имущественных прав). А. Б. Гальперин и Л. А. Михайлова уже предлагали нечто подобное, толкуя содержание этих понятий по отношению к интеллектуальному продукту. Под владением они понимали нахождение материалов (рукописи, монографии) в обладании лица, под пользованием — возможность извлечь из интеллектуального продукта полезные свойства для удовлетворения личных потребностей, под распоряжением — определение юридической судьбы объекта правоотношения <*>. ——————————— <*> См.: Гальперин А. Б., Михайлова Л. А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа. // Сов. гос-во и право. 1991. N 12. С. 37 — 42.

На схеме представлена структура модели гражданского оборота информации. Овальные прямоугольники обозначают субъектов правоотношений, прямоугольники — информационные объекты, стрелки — информационные отношения. Приведены два варианта оборота информации: вариант 1 представляет движение отдельных произведений, вариант 2 — движение составных произведений.

Структура модели гражданского оборота информации (схема)

Вариант 1 (отдельные произведения)

> С <

ИВ-п (документ)

/\ / \ О / \ О ИО1 / \ ИО2 ИО3 ИВ-п < > ИВ-к ИО4

* * * *

П П П П П П

ИВ-к ИВ-к ИВ-к ИВ-к ИВ-к ИВ-к

Вариант 2 (составные произведения)

> С С С <

ИВ-п ИВ-п ИВ-п

ИО5

> Информатор <

ИВ-подлинник (составное произведение, банк, база данных, АИС, архив и т. п. ИО6 ИО7

* * * *

П < П < П < > П > П > П

ИВ-к ИВ-к ИВ-к Сведения, Сведения, Сведения, данные данные данные

Условные обозначения схемы: С — создатель или производитель информации; О — обладатель прав на тиражирование и распространение информации; П — потребитель информации; ИВ-п — информационная вещь (информационный объект) — подлинник, оригинал, первоисточник; ИВ-к — копия информационной вещи (информационного объекта); Стрелки — отношения, возникающие между субъектами при передаче и распространении информации; ИО — информационные отношения.

Создатель информации обладает всеми перечисленными информационными правомочиями (знать содержание информации, применять информацию в собственной деятельности, передавать и распространять информацию) по факту производства им информации. При этом он становится также и собственником подлинника документа, на котором отображена созданная информация, и может включить его в состав своего имущества, оценивая информацию как нематериальные активы. Реализуя правомочия передачи и распространения информации на основе свойств физической неотчуждаемости и обособляемости информации, он вправе передать (ИО1) оригинал с исключительными правами на распространение информации или передать (ИО2) копию документа с неисключительными правами обладателю, заключив соответствующие договоры. Обладатель информации приобретает по договору права на использование информации и при этом одновременно получает в собственность оригинал (подлинник) — ИВ-п или копию документа — ИВ-к, созданного производителем информации. Он также может включить эти документы в состав своего имущества. Реализуя правомочия обладателя информации и опираясь на свойства тиражируемости и организационной формы, обладатель осуществляет тиражирование и распространение информации в виде копий оригинального документа. Потребитель информации приобретает отдельный экземпляр тиража, реализуя свои информационные правомочия знать и применять сведения, отображенные в экземпляре тиража, в собственных целях. Однако, исходя из правомочий потребителя информации, он не имеет права на тиражирование и включение этой информации в гражданский и иной оборот. Конкретный приобретенный им экземпляр может быть включен в состав его имущества; при этом информация, отображенная в этом экземпляре, оценивается как нематериальные активы. Все — и создатель информации, и обладатели информации (их может быть несколько), и потребители информации — в соответствии со свойством тиражируемости становятся собственниками информационных объектов, содержащих одну и ту же информацию. И каждый из них включает эти объекты в состав своего имущества. Естественно, что стоимости оригинала документа, копии, переданной создателем обладателю по договору, или копии, приобретаемой потребителями, разные. Информационные отношения, возникающие между обладателями информации и потребителями, могут быть нескольких типов. На схеме обозначены два типа отношений. ИО3 — отношения, возникающие между обладателем и потребителем по факту приобретения последним конкретного традиционного экземпляра тиража, например, на бумаге (книга, статья и т. п.). В связи с тем, что тиражировать книгу в бумажном варианте сложно, права потребителя такой информации, как правило, специально не оговариваются и никаких договоров не заключается. Достаточно упоминания в законодательстве об авторском праве контрафактных экземпляров. ИО4 — это отношения, которые возникают при распространении информации на машинном или ином виртуальном носителе, где изготовить и распространить тираж достаточно просто. Поэтому такие информационные отношения обычно оформляются договором оферты (или, как еще говорят, «оберточным» договором). Как выше отмечалось, каждый из упомянутых субъектов информационных отношений включает приобретенный им экземпляр документа, содержащий одну и ту же информацию, в состав своего имущества (своих информационных ресурсов). Права на использование этих информационных ресурсов у создателя, обладателя и потребителя разные. Основное отличие прав потребителя информации от прав других субъектов в том, что он не вправе тиражировать и распространять информацию, содержащуюся в приобретенном информационном объекте, в коммерческих целях, а использует ее только в собственных интересах (например, для повышения уровня знаний, обучения, принятия собственных решений, реализации установленных функций и т. п.). Вариант 2 представляет структуру модели при создании и распространении составных произведений. Здесь вводится еще один вид субъекта информационных отношений — информатор. Информатор — это физическое или юридическое лицо, выступающее в качестве собственника — создателя информации или собственника — обладателя информации и осуществляющее профессиональную деятельность по информационному обслуживанию, то есть деятельность по подготовке информационных продуктов или по предоставлению информационных услуг. Информатор производит сбор, накопление, обработку, хранение и актуализацию информации, формирует информационные ресурсы как информационные вещи (в форме библиотек, архивов, банков данных, автоматизированных информационных систем и их сетей и т. п.) и на их основе осуществляет информационное обслуживание. При включении в информационные ресурсы информации, относящейся к интеллектуальной собственности, информатор обязан соблюдать имущественные права авторов таких произведений и выплачивать им за это авторский гонорар. Исключительные права на передачу и распространение открытой информации, не представляющей результат творчества, создатели которой не претендуют на личные имущественные права по ее поводу и не возражают против включения этой информации в информационные ресурсы информатора, должны принадлежать информатору. Исключительное право на передачу и распространение информации из таких ресурсов возникает с момента формирования этих информационных ресурсов и не требует специальной регистрации. При подготовке информационных продуктов и предоставлении информационных услуг информатор обязан соблюдать имущественные права авторов произведений, включенных им в состав собственных информационных ресурсов, и выплачивать им авторский гонорар при каждом обращении потребителя к их произведениям и получении этих произведений потребителем. Информационные ресурсы включаются в состав имущества информатора. Таким образом, собственники информационных объектов могут быть двух видов: а) собственник — создатель (производитель) или обладатель информации, отображенной в этом информационном объекте; б) собственник — потребитель информации, содержащейся в приобретенном им информационном объекте. Собственник информационного объекта — создатель или обладатель информации имеет исключительные (для производителя информации), а может быть и неисключительные (для обладателя информации) права на тиражирование и распространение информации, отображенной в этом объекте. При этом он имеет все правомочия вещного собственника по отношению к своему экземпляру информационного объекта (оригиналу, копии объекта), то есть может продать, передать, подарить, сдать в аренду этот объект. Собственник информационного объекта — потребитель информации имеет право только лишь применять в своей деятельности информацию, отображенную в этом объекте и не имеет права включать ее в гражданский оборот. Он также обладает всеми вещными правами на законно приобретенный им информационный объект и может включать его в состав своего имущества.

Некоторые выводы и предложения

1. Информация (сведения, данные или сообщения) может находиться в гражданском обороте в форме информационных объектов — информационных ресурсов (в том числе и отдельных документов), информационных продуктов (специально подготовленных с учетом потребительских свойств информационных ресурсов) или в виде информационных услуг по подготовке информационных ресурсов (информационных продуктов) или по предоставлению возможностей пользователю самостоятельно реализовать свои права на поиск и получение необходимой ему информации. 2. Право признавать открытую информацию своей собственной (так называемое право информационной собственности) реализуется в совокупности и в тесной взаимосвязи с институтами: авторского права, защищающего исключительное право производителя информации на распространение созданной им информации — информационного объекта (оригинала, подлинника документа); вещной собственности, закрепляющей право собственности на отдельные экземпляры информационных объектов (информационных ресурсов, информационных продуктов как оригиналов (подлинников), так и копий документов). 3. Собственники информационных объектов могут быть двух типов: собственник — производитель (обладатель) информации, отображенной в принадлежащем ему информационном объекте; собственник — потребитель информации, отображенной в принадлежащем ему информационном объекте. Оба они обладают равным объемом вещных прав на принадлежащие им экземпляры информационных объектов, но разным объемом информационных правомочий по использованию информации, отображенной в этих объектах. 4. Информационные ресурсы (информационные продукты) должны включаться в состав имущества собственника (владельца) при отнесении информации, содержащейся в этих информационных объектах, к нематериальным активам. 5. Существующий механизм авторского права целесообразно расширить, распространив его действие на любого создателя (производителя) любой информации и в любой форме. 6. Целесообразно дополнительно к авторскому праву, защищающему право на форму отображения информации, разработать механизм защиты права на содержание информации в информационном объекте, применив для этого экспертизу и сравнительную оценку содержания при возникновении споров на эту тему в суде. 7. В виртуальном пространстве огромную роль начинает играть электронная цифровая подпись — единственное средство, обеспечивающее формирование виртуального информационного объекта в форме электронных экземпляров информационных объектов, в которых информация «привязывается» не к носителю, а как бы к субъекту. 8. Необходимо дополнить ГК РФ соответствующими нормами, раскрывающими содержание информации как объекта гражданского права, а также разработать проект Федерального закона «Об информационных ресурсах», в которых урегулировать правомочия собственников информационных ресурсов с учетом информационных правомочий.

——————————————————————