Проблемы развития юридического содержания права граждан на информацию

(Мархгейм М. В., Гавришов Д. В.) («История государства и права», 2008, N 10)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ

М. В. МАРХГЕЙМ, Д. В. ГАВРИШОВ

Мархгейм М. В., профессор кафедры международного права и государствоведения юридического факультета Белгородского государственного университета, доктор юридических наук.

Гавришов Д. В., студент юридического факультета Белгородского государственного университета.

В современных условиях информация предстает как естественная среда функционирования общества и государства. Роль информации в их развитии разнопланово подчеркивается исследователями, в том числе путем введения информационного критерия при типизации общества (информационное общество) <1> и экономики (информационная экономика) <2>, для которых характерна тенденция повышения удельного веса знаний по сравнению с услугами <3>, формированием межгосударственного информационного виртуального пространства <4>, где информация обращается в непривычной для традиционного права электронной форме <5>. При этом возрастание информационной обусловленности общества и государства неоднозначно сказывается на развитии содержания и реализации права граждан на информацию. С одной стороны, право граждан на информацию продолжает приращивать свое содержание, составляя предмет исследования в контексте иных конституционных прав граждан <6>. С другой стороны, данное право находится «в плену» определенной статичности регулирования отношений по поводу его реализации в современных условиях. Акцент здесь делается преимущественно на формах распространения информации <7>, на хранении и использовании документированной информации <8>, на информационных технологиях и защите информации <9>, на защите прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе на защите прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну <10>. При этом собственно конституционное право граждан на информацию так и не получило законодательной конкретизации. ——————————— <1> См.: Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 13; Паринов С. Информационное общество: контуры будущего // http://www. auditorium. ru/v/vconf. php? <2> См.: Корнейчук Б. В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006; Доклад об информационной экономике, 2006. Проблематика развития // http://www. unctad. org/ru/docs. <3> См.: Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 17 — 18; Зуев С. Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. <4> См.: Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. <5> См.: Рассолов М. М. Информационное право. М.: Юристъ, 1999. С. 5. <6> См.: Архипов В. В. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти // Адвокат. 2004. N 7; Мисник Г. А. Право на доступ к экологической информации // Журнал российского права. 2007. N 2; Попов А. А. Экологическая информация: правовое регулирование доступа и предоставления // Законодательство и экономика. 2005. N 6; Трубецков А. Д. Вопросы информации о риске и медицинское право // Медицинское право. 2005. N 4. <7> См.: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. 8 февр. <8> См.: Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 27 окт. <9> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля. <10> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. 2006. 29 июля.

Отметим, что после вступления в силу Конституции Российской Федерации, закрепившей в ст. 29 право каждого на информацию, Указ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» <11> явился первым актом главы Российского государства, посвященным правам человека. Исходя из того что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, а также в целях обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в нем содержалось требование, адресованное Комиссии законодательных предположений при Президенте Российской Федерации, «разработать проект закона Российской Федерации «О праве на информацию» и представить его Президенту Российской Федерации для внесения его в Федеральное Собрание в качестве первоочередной законодательной инициативы». По прошествии более 14 лет названный федеральный закон так и не был принят. Справедливости ради необходимо уточнить, что проект федерального закона «О праве на информацию» в середине 1996 г. был таки внесен в Государственную Думу, рассматривался в течение трех лет и в конце 2000 г. оказался отклоненным ею в первом чтении <12>. ——————————— <11> Российская газета. 1994. 10 янв. <12> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 декабря 2000 г. N 962-III ГД «О проекте федерального закона «О праве на информацию» // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 27.

Нет однозначности и в попытке отнести право на информацию к какому-то одному из четырех поколений прав человека. Исходя из предыдущих содержательных причислений права каждого на информацию, а также иных доводов, представленных в научной и учебной литературе <13>, можно утверждать, что это право первого поколения. Если же придерживаться иной аргументации, то современное содержание права на информацию дает основания отнести его к третьему <14> или четвертому <15> поколениям прав человека. С учетом этого, а также в связи с тем, что каждое такое поколение имеет собственную логику юридического регулирования, конституционное право каждого на информацию сложно, но важно законодательно упорядочить. ——————————— <13> См.: Общая теория прав человека / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996. С. 21; Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. М.: Логос, 2006. С. 125. <14> См.: Мутагиров Д. З. Философия третьего поколения прав человека // Философия и политика. Т. 5. СПб., 1997; Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. М.: Логос, 2006. С. 127. <15> См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2004; Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права человека. М.: Эксмо, 2006. С. 60; Рудинский Ф. М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. 2000. N 1 (15); Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института // Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб., 2003.

В этом процессе необходимо придерживаться соответствующих норм и принципов международного права, но с обязательным учетом того, что вместе с развитием цивилизации содержание права на информацию определенным образом приросло и изменилось. Полагаем, что сегодня недостаточно продолжать рассматривать право на информацию в качестве составной части права на свободу убеждений, выражения собственных мнений, как это — прогрессивно для своего времени — отражено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 19) <16>, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ч. 2 ст. 19) <17>, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ч. 1 ст. 10) <18>. ——————————— <16> Российская газета. 1998. 10 дек. <17> Библиотечка «Российской газеты». 1999. Вып. N 22 — 23. <18> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Следует исходить не просто из понимания информации как сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления <19>, но из того, что с этим связана мера возможного поведения человека в общественных отношениях, вероятность самовыражения личности, а также необходимость установления надлежащих гарантий реализации и защиты конституционного права на информацию. Вполне обоснованно, если в данном законе будут прописаны существенные позиции обеспечения доступа к информации, имеющей общественное значение. При этом, как представляется, важно, чтобы закон сохранил свое наименование с позиции «о праве на», а не «о порядке обеспечения права». Именно такая перемена уже произошла с названием закона, регулирующего отношения по поводу обращений граждан: активно обсуждался проект федерального закона «Об обращениях граждан» <20>, а принят — «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» <21>. Вопрос о качестве осуществленного законодательного регулирования мы не ставим. Однако подчеркнем, что смещение в названии акта акцентов с конкретного конституционного права на порядок деятельности уполномоченных структур в связи с данным правом усиливает ощущение производности первого от второго. Такой подход, на наш взгляд, не согласуется с внятным аксиологическим предпочтением человека, его прав и свобод, установленным ст. 2 Конституции России. ——————————— <19> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля. <20> См.: Федеральный закон «Об обращениях граждан» (проект) // Российская юстиция. 2004. N 6; Гаршин В. Нужен закон «Об обращениях граждан» // Российская юстиция. 2004. N 6; Хаманева Н. Ю. Право граждан на подачу обращений // Гражданин и право. 2000. N 1. <21> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 5 мая.

——————————————————————