К вопросу о понятии предмета информационного права
(Воробьева Е. В.) («Финансовое право», 2007, N 7)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Е. В. ВОРОБЬЕВА
Воробьева Е. В., старший преподаватель кафедры финансового и административного права РГЭУ «РИНХ», кандидат юридических наук.
Общеизвестно, что информация издавна существует в обществе как средство общения, получения новых знаний, передачи этих знаний другим лицам, влияния на некоторые цепочки взаимосвязанных вещей. Экономисты рассматривают информацию как товар, объект рыночных отношений. Если обратиться к истории, то информация как товар начала развиваться еще в период возникновения общественного разделения труда, что повлекло за собой и совершенствование путей обмена. По мере развития ремесленничества оно все больше испытывало потребность в специальном посреднике при обмене <1>. ——————————— <1> Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротуолл К. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 1989.
В конце 50-х годов прошлого века один из основоположников кибернетики Н. Виннер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайности внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» <2>. В данном определении ученый впервые затрагивает проблему неполноты получаемой индивидом информации, с одной стороны, а с другой — необходимость защиты от «случайностей внешней среды». ——————————— <2> Виннер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31.
Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, ранее применявшиеся в кибернетике и информатике <3>. ——————————— <3> Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. С. 13.
Если говорить об информационном праве как об отрасли права, станет очевидным, что основополагающим условием эффективности применения права в качестве регулятора тех или иных общественных отношений являются определенность и должная унификация (единообразность применения) понятий, терминов и институтов, используемых участниками этих общественных отношений. Толковый словарь русского языка определяет информацию как: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо <4>. ——————————— <4> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. С. 250.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» <5> под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Новый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» <6> в ст. 2 расширил понятие «информация»: «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В приведенном контексте термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. д. <7>. Такой универсализм особенно актуален, так как в современных условиях существенно расширяются и модифицируются способы передачи информации, становясь все более доступными и разнообразными, а информационный обмен приобретает глобальный характер в рамках единого мирового пространства. Все это позволяет судить о переходе общества в новую, информационную, стадию. ——————————— <5> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства. 1995. N 8. Ст. 609 (утратил силу). <6> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Собрание законодательства. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. <7> Ковалева Н. Н. Указ. соч. С. 14.
Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом. Надо упомянуть, что такой механизм воздействия и влияния информации на общественное сознание довольно успешно в настоящее время используется так называемыми PR-компаниями. На основе в том числе и этих социальных институтов возникает проблема информационной безопасности и проблема информации как социального оружия. В период становления информационного общества важное значение приобретает право как основной регулятор общественных отношений. Мораль, выступающая наряду с правом в этой же ипостаси, не сможет обеспечить нормальное функционирование и эффективное развитие отношений между людьми в информационной сфере. Данный вывод основывается хотя бы на том, что PR-компании воздействуют именно на мораль людей, меняя и направляя их представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении в нужное русло. Поэтому мораль не может рассматриваться в качестве основного регулятора именно информационных отношений. В настоящее время необходимо использовать право для формирования «правил игры», по которым будут действовать участники информационного обмена. Поскольку мораль не может взять на себя обязанность и ответственность регулятора информационных отношений, таким регулятором должно стать информационное право <8>. ——————————— <8> Разуваев В. Э. Информационное право: актуальные проблемы формирования новой отрасли. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. С. 160.
Информационное право — новая, развивающаяся отрасль российского права, которая играет важную роль в развитии общества XXI в. А. А. Тедеев определяет информационное право как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе экономического и гуманитарного (неэкономического) использования информационной среды глобальных компьютерных сетей. Таким образом, предметом правового регулирования информационного права на современном этапе его развития должны выступать общественные отношения, формирующиеся в процессе электронной деятельности (гуманитарной и экономической), осуществляемой в информационной среде. При этом под электронной экономической деятельностью надлежит понимать предпринимательскую, а также тесно связанную с ней непредпринимательскую деятельность (иную не запрещенную законом экономическую деятельность), осуществляемую в принципиально новой, электронной, форме с использованием современных коммуникационных средств в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет. В свою очередь, электронная гуманитарная деятельность представляет собой деятельность неэкономического характера, формирующуюся в информационной среде в процессе обеспечения государством в лице его органов реализации информационных прав и законных интересов граждан и юридических лиц по свободному информационному обороту, в том числе в сфере доступа к государственному и муниципальному управлению <9>. ——————————— <9> Тедеев А. А. Информационное право: Учебник. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. С. 12.
Приведенный выше подход к пониманию предмета информационного права не является единственным. Например, В. А. Копылов под информационным правом понимает систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права — это отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов: производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов <10>. ——————————— <10> Копылов В. А. Указ. соч. С. 99.
В. Э. Разуваев рассматривает информационное право как совокупность основополагающих принципов политического устройства государства при наличии формирующегося или сформировавшегося в нем информационного общества, которым обязаны следовать физические и юридические лица как субъекты отношений по поводу сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю информации и которые регламентируют деятельность граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по информации, а также сочетание разработанных теоретических доктрин и весь массив международно-правовых норм, касающихся вопросов международного информационного обмена и деятельности субъектов международного права в информационной сфере <11>. ——————————— <11> Разуваев В. Э. Указ. соч. С. 161.
Таким образом, можно констатировать, что единого подхода к пониманию предмета информационного права не существует. Безусловно, при формировании определения предмета должен учитываться комплексный характер данной отрасли, разбросанность отдельных норм, регламентирующих правоотношения в этой сфере по множеству правовых актов. Кроме того, следует учесть, что понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового регулирования» не являются тождественными. На наш взгляд, сложность при определении предмета информационного права заключается в том, что данное определение должно быть комплексным, включающим в себя и предмет, и объект правового регулирования, а также сферу, в которой будут иметь распространение эти правоотношения. Очевидно, что ключевым моментом в понимании предмета информационного права является понятие информации. Важно также отметить, что в него должны включаться только правоотношения, опосредующие обмен этой информацией между субъектами, то есть ситуацию перехода информации от субъекта, обладающего какими-либо сведениями, к субъекту, не обладающему ими. Процесс обмена как краеугольный камень предмета информационного права позволит избежать отмеченного еще Г. Ф. Шершеневичем недостатка многих правовых конструкций — «отсутствия объединяющего начала в отношениях, которые должны составить содержание особой науки» <12>. Безусловно, это не отрицает уже разработанных концепций. ——————————— <12> Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001.
С учетом изложенного, по нашему мнению, информационное право можно определить как отрасль права, представляющую собой совокупность норм, регламентирующих взаимоотношения субъектов в информационной среде. Информационная среда, в свою очередь, — это сфера общественной деятельности, представляющая собой элемент социальной среды, обусловленная повышением в современных условиях роли и специфики влияния информационных факторов на жизнедеятельность человека и общества в целом, в которой происходит обмен любыми данными между любыми субъектами с помощью любых носителей информации.
——————————————————————