Информационная составляющая правового обеспечения приоритетных национальных проектов

(Куфтин Н. Н.) («Правовые вопросы связи», 2007, N 1)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Н. Н. КУФТИН

Куфтин Н. Н., начальник правового отдела управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Приволжскому федеральному округу, полковник юстиции, соискатель ВГАВТ.

Результаты политического и экономического развития Российской Федерации в последние годы позволяют государству приступить к решению давно назревших проблем социальной сферы, каждого члена общества, отдельно взятой семьи. Современный этап в развитии социальной политики Российского государства должен стать во многом переломным, но не в плане глобального пересмотра курса развития, а в плане превращения во многом бессистемного реформирования в логическую обусловленную систему мер. Правительство страны сочло возможным осуществлять прогнозирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу <1>. ——————————— <1> Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы)», Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р // СЗ РФ. 2001. N 31. Ст. 3295; 2006. N 5. Ст. 589.

В юридической литературе отмечается, что появление самой идеи о выделении тех сфер жизни общества, на которые следует обратить особое внимание власти и общества, во многом обусловлено уникальным моментом в истории России, когда общественные институты и властные структуры готовы соединить свои усилия для достижения благополучия населения в масштабах всей страны <2>. ——————————— <2> См.: Левицкая А. Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации // Журнал российского права. 2006. N 4.

По мнению ряда авторов, современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений <3>. ——————————— <3> См.: Просвирнин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. N 3. С. 29 — 35; Сатолина М. Н. Информационное общество: к вопросу об отдельных аспектах изменения теоретико-правовых подходов к правовому регулированию общественных отношений // Государство и право. 2006. N 4. С. 81 — 86.

В ходе реализации национальных проектов особое значение приобретает реализация права человека в информационной сфере, в частности права на информацию, обеспечение которого является атрибутом современной демократии, эффективного государственного и муниципального управления. Хочется заметить, что в Российской Федерации отдельного предметного закона о праве на информацию не принято, однако считается, что право на информацию закреплено в Конституции РФ. Так, в ч. 4 ст. 29 указано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» <4>, при этом основополагающее значение для обеспечения доступа к информации имеет ч. 3 ст. 15, которая гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» <5>. ——————————— <4> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек. <5> Там же.

Конституция РФ устанавливает также в ч. 3 ст. 41 принцип ответственности за нарушение права граждан на информацию: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» <6>. Также п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает: «Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность» <7>. ——————————— <6> Там же. <7> См.: Российская газета. 2006. 27 июля.

Уголовная ответственность за информационные правонарушения установлена в ряде статей Уголовного кодекса РФ <8>. Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ также устанавливает ответственность за нарушение определенного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации <9>. ——————————— <8> Подробнее см.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательство «Норма», 2001. С. 317 — 318, 322 — 324, 588 — 592, 695 — 703. <9> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (ред. от 16 октября 2006 г.) // Российская газета. 2001. 31 дек.

В юридической литературе отмечается, что в настоящее время практически сформирована нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, но при этом указывают на ее довольно слабое применение <10>. Можно встретить и такое мнение, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях практически отсутствуют реальные механизмы реализации прав граждан на информацию. Согласно некоторым исследованиям базы данных федеральных ведомств на 95% остаются закрытыми не только для граждан и бизнеса, но и для заинтересованных ведомств <11>. ——————————— <10> См.: Лебедева Н. Н., Федосеева Н. Н. Право граждан на информацию: становление и развитие // Государство и право. 2006. N 5. С. 99. <11> См.: Поляк Ю. «Электронная Россия», промежуточные итоги // Информационные ресурсы России. 2004. N 2.

Положение начало меняться после появления правительственных Постановлений от 28 января 2002 г. «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002 — 2010)» <12> и от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» <13>. Как указывается в юридической литературе, будущие исполнители встретили этот документ без восторга, особенно требования не разглашать сведения о конкурсах на государственные закупки, проверках работы органов власти, рабочих поездках чиновников. И до сегодняшнего времени далеко не все министерства публикуют тексты выступлений руководителей, информацию о готовящихся законопроектах и заключаемых хозяйственных договорах <14>. ——————————— <12> См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010)» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531. <13> См.: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658. <14> См.: Лебедева Н. Н., Федосеева Н. Н. Указ. раб. С. 104.

Эффективность реализации приоритетных национальных проектов будет напрямую зависеть от состояния их информационной сферы. Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения может быть представлена в следующих областях: — поиск, получение и потребление информации; — создание и распространение исходной и производной информации; — формирование информационных ресурсов, подготовка информационных продуктов, предоставление информационных услуг; — создание и применение информационных технологий и средств их обеспечения; — создание и применение средств и механизмов информационной безопасности. Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации. И наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются и дополняются информационные ресурсы. Таким образом, происходит кругооборот движения информации в информационной сфере <15>. ——————————— <15> Подробнее об информационной сфере см.: Копылов В. А. Информационное право. М., 2005. С. 51 — 70.

К основным объектам информационной составляющей приоритетных национальных проектов можно отнести: — информационные ресурсы, создаваемые в ходе их реализации и используемые в процессе своей работы; — информационную систему национальных проектов; — систему формирования, распространения и использования информационных ресурсов на территории Российской Федерации <16>. ——————————— <16> См.: Там же.

В интересах решения приведенных проблем в информационной сфере должен быть положен комплексный подход, при этом основные усилия должны быть направлены на проведение единой государственной политики в информационной сфере. Подготовка информации о реализации приоритетных национальных проектов должна осуществляться в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» <17>, Постановлений Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» <18> и от 30 июня 2004 г. N 318 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи» <19>, Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 1244-р <20>. ——————————— <17> Российская газета. 1994. 10 янв. <18> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658. <19> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2781. <20> Российская газета. 2004. 27 сент.

Деятельность государства при реализации приоритетных национальных проектов должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в следующем: — доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; — систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; — осуществлении гражданами контроля за результатами деятельности и принимаемыми решениями. Информирование о реализации приоритетных национальных проектов должно проводиться в целях: — обеспечения открытости данных через информирование широкой общественности о самих проектах; — доступа граждан и организаций к информации о реализации приоритетных национальных проектов. Реализация национальных проектов, возможно, является одним из этапов эволюции государства и обусловлено необходимостью удовлетворения тех потребностей общества, которые требуют незамедлительных решений.

——————————————————————