Исторический обзор применения информационно-психологических воздействий в военном деле (отечественный и зарубежный опыт)

(Попов Д. Г.)

(«Юридическая психология», 2007, N 3)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

В ВОЕННОМ ДЕЛЕ

(ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Д. Г. ПОПОВ

Попов Д. Г., преподаватель кафедры Голицынского пограничного института, подполковник.

Любое явление общественной жизни неизбежно опирается на опыт прошлого. Так и применение в военном деле информационно-психологического воздействия имеет давние корни. Рассмотрим ряд исторических примеров, в которых явно видно, что борьба велась не только вооруженными средствами, но и путем целенаправленного воздействия на психику воинов.

Так, перед походом на Грецию персидский военачальник Ксеркс сознательно прибегнул для достижения максимального эмоционального воздействия к вымыслу, распустив слух о многочисленности персидского войска в виде легенды о том, что если все персидские воины выпустят стрелы в воздух одновременно, они затмят солнце.

Греки не остались в долгу. В персидской армии помимо самих персов находились и воинские контингенты подчиненных персам народов, в том числе малоазиатские греки или народы, достаточно близкие к грекам по языку, религии и культуре, населявшие побережье современной Турции и ряд островов Эгейского моря (ионийцы, лидийцы, мидийцы, фанагорийцы и т. д.). Греческие воины перебрасывали в лагерь персов камни с нацарапанными на них призывами о переходе азиатских греков на сторону своих единокровных братьев. И хотя перехода малоазиатских греков на свою сторону они не добились, но посеяли серьезные разногласия и недоверие среди персов и их конфедератов.

Если обратиться далее на Восток, то, безусловно, в области отношений между государствами первенство в применении специально подготовленной информации следует отдать автору книги «Трактат о военном искусстве» Сунь-Биню — полководцу китайской династии Ци, жившему в IV в. до н. э. и написавшему ее под литературным псевдонимом Сунь-цзы.

Специфическая сторона трактата в том, что многие из его общих положений легко переносятся из области военных отношений в область политики и дипломатии.

Идеи трактата в настоящее время широко используются США и другими странами НАТО в организации и тактике ведения информационно-психологических операций, в деятельности спецслужб. Первый директор ЦРУ США Алан Даллес, один из основателей и идеологов американской разведки, подчеркивал, что заслуга Сунь-цзы в том, что он первым изложил рекомендации по организации разведывательной деятельности, включая искусство контрразведывательных операций, теорию и практику психологической войны, в которых основополагающим было управление противником. По его словам, Сунь-цзы принадлежит «все искусство разведки», стройная концепция операций по введению противника в заблуждение и обеспечению собственной безопасности.

Во второй пунической войне победа Ганнибала при реке Требии в 218 г. до н. э. была во многом обусловлена тем, что римские легионы были деморализованы слухами о новом секретном оружии карфагенян, совершенно неуязвимом для пехоты. И появление на поле боя 37 боевых слонов довершило разгром римской армии.

Русский князь Святослав часто применял прием психологического давления на противника, посылая с гонцом формальный вызов: «Иду на вы». И можно привести ряд примеров того, когда противоречия после такого обращения разрешались сразу и без ненужного кровопролития (Волжская Булгария и Балканская Болгария). А несколькими годами ранее его мать, княгиня Ольга, после убийства древлянами ее мужа, князя Игоря, блестяще провела переговоры с противником, введя его в заблуждение относительно своих намерений. Проведя одновременно перегруппировку и маневр силами и средствами, Ольга сумела в короткий срок собрать войско и разгромить древлян.

Полководцами армии Чингисхана активно практиковалось распространение мнения в стане противника о неустрашимости и свирепости, преувеличенной численности монгольских войск («стена монгольского войска — облако пыли, поднимаемое копытами боевых коней»).

Первыми в Европе применили газеты для оказания информационно-психологического воздействия на противника немцы, точнее, пруссаки. Король Пруссии Фридрих Великий, ведя войну сразу с тремя крупнейшими европейскими державами (против Франции, Австрии и России), не забывал поливать грязью через свои берлинские газеты руководителей этих государств. Подобные публикации, порочащие честное имя российской императрицы Елизаветы Петровны, дошли до адресата. И императрица приказала взять Берлин и выпороть тамошних газетеров, дабы впредь было неповадно. Что и было сделано. Впрочем, чугуевские казаки, выполняя приказ Чернышева, не особенно разбирались, кто редактор, кто журналист, а кто просто наборщик в типографии.

М. И. Кутузову принадлежит честь первого в истории войн использования пропагандистского текста. Обращение М. И. Кутузова к населению Польши 27 декабря 1812 г. содержало призыв к переходу поляков на сторону русской армии и обещание амнистии всем сражавшимся в рядах наполеоновских войск. Данное обращение в своем окончании имело особую оговорку, в которой было сказано: «Экземпляр сего объявления всякому, имеющему оный, служит вместо охранного листа». Данное обращение было распечатано в виде листовки в значительном количестве экземпляров и дало огромный положительный эффект. С этого момента печатный станок занял прочное место в арсенале средств достижения победы над врагом.

Эпоха наполеоновских воин крайне богата гениальными начинаниями, нашедшими себе более широкое применение в современном мире. Это и экономические диверсии (выпуск во Франции перед походом на Россию крупной партии фальшивых денег), и подготовка мобилизационных ресурсов (создание во Франции национальной гвардии), и массовое применение в военных целях средств информации и пропаганды.

Англичане на полную мощь использовали ресурсы своих газет для борьбы с Наполеоном, доставляя тому массу неприятностей. Сам Наполеон был пионером в применении административных способов противодействия негативному информационному воздействию. Будучи первым консулом, он сократил количество газет во Франции с 67 до 13. А став императором, оставил только четыре официальные правительственные газеты, все из которых находились под строгим контролем главы тайной полиции герцога Равиго. При этом французские газеты были такого небольшого формата, что англичане в насмешку именовали их то носовыми платками, то салфетками.

И раз уж разговор зашел о платках, приведу такой пример. В Великобритании в целях антинаполеоновской пропаганды большими тиражами выпускали предметы повседневного обихода (прежде всего платки), содержащие комические картинки. В России для этой цели использовали лубок — лубяные картинки, афиши и устную пропаганду (сказки, притчи, анекдоты).

Интерес с точки зрения применения печатной продукции для введения противника в заблуждение представляют действия французского императора под Ульмом в октябре 1805 г. Чтобы удержать командующего австрийской армией Мака под Ульмом и не дать ему отойти на более выгодную позицию, к нему был подослан провокатор, уверявший австрийцев в том, что со дня на день в Париже вспыхнет восстание против Наполеона и в доказательство приводивший содержание нескольких номеров «парижских» газет, специально для этого напечатанных в походной типографии Наполеона.

Мак оставался на месте еще неделю, что позволило Наполеону завершить окружение всей австрийской армии и заставить ее сложить оружие.

С началом Первой мировой войны правительствами многих стран, прежде всего Антанты, были созданы специальные органы для ведения пропаганды на войска и население противника, оказания влияния на общественное мнение в нейтральных странах. Специальные органы пропаганды созданы в 1914 г. в Великобритании, в 1915 г. — во Франции, в 1917 г. — в США. В августе 1918 г. в Лондоне состоялась союзническая конференция по пропаганде. И в конце войны все пропагандистские подразделения подчинялись одному верховному командованию.

Итог деятельности пропагандистских органов в годы Первой мировой войны обобщила книга Гарольда Ласвеля «Техника пропаганды в мировой войне», изданная в 1927 г. в Лондоне. Некоторые положения из этой книги не потеряли актуальности и сегодня. Судите сами. «История империалистической войны показывает, что современная война должна вестись не трех фронтах — военном, экономическом, пропаганды. Пропагандой можно действовать как оружием, как средством влияния на нравственное состояние неприятеля, стараясь нарушить его настрой или отклонить ненависть неприятеля от воюющей с ним стороны. Успешность пропаганды зависит от искусного применения средств при благоприятных условиях. Основные стратегические цели пропаганды — это возбуждение ненависти к врагу; поддержание дружественных отношений с союзниками; сохранение добрых отношений с нейтральными странами; деморализация противника».

Таким образом, уже по окончании Первой мировой войны впервые была выделена информационно-психологическая сфера войны и пропаганда заняла место особого вида оружия, воздействующего на нравственное состояние неприятеля. Пропаганда стала пониматься как целенаправленное распространение в массах информации, разъяснение идей, воззрений, учений, взглядов, формирование отношения к тем или иным событиям и явлениям общественной жизни.

Средства, способы, приемы оказания информационно-психологического воздействия получили дальнейшее развитие в годы Второй мировой войны. И в первую очередь в Третьем рейхе. Там быстрее всего осознали важность информационного воздействия для достижения своих целей. Именно Гитлер после прихода к власти в Германии впервые предпринял попытку глобального информационно-психологического воздействия на население других стран. В августе 1938 г. в Германии были созданы специальные воинские формирования — войска пропаганды. Именно они сыграли решающую роль в успешном проведении стратегической дезинформации под кодовым названием «Ледокол» — информационно-психологической операции по обеспечению внезапности нападения на СССР. И надо отдать должное, операция «Ледокол» немецким войскам пропаганды с блеском удалась. Нападение Германии на Советский Союз до определенной степени действительно было внезапным. Немецкое информационно-психологическое воздействие на советские войска и население, оказываемое в первую очередь в виде пропаганды, в первые годы войны было настолько успешным, что из шести миллионов наших военнослужащих, попавших в плен, более половины оказались в плену именно в первые дни войны. Как ни печально, но это факт.

Но все же и Советский Союз добился определенных успехов в этой области за годы войны. В августе 1944 г. седьмой отдел Главного политического управления был развернут в Управление. В этом же году появился и новый термин «пропагандистская операция», под которой понимался комплекс пропагандистских действий в области печатной и устной пропаганды, наглядной агитации (в ее проведении довольно часто использовались военнопленные). Все эти действия были подчинены характеру боевых действий, планам и задачам командования. Всего за 1944 — 1945 гг. было проведено 27 подобных операций.

Автор книги «Психологическая война» Поль Лаинбарджер так описывает деятельность наших пропагандистов в годы Великой Отечественной войны: «Русские достигли блестящих, буквально потрясающих результатов в пропаганде в период военных действий. Они добивались огромных успехов в использовании пропаганды в тактических операциях по склонению солдат к капитуляции. Они более, чем любая другая нация из Объединенных Наций, использовали средства психологической войны в целях привлечения на свою сторону населения оккупированных районов. Но, как и все другие русские, использовали стратегическую пропаганду как для достижения немедленного результата, так и для достижения результата, который проявляется постепенно, вызревая подобно плоду». Завершает свою книгу П. Лаинбарджер выводами, которые не потеряли актуальности и сейчас. «Психологическая война стала признанным видом военного искусства. Психологическая война независимо от того, как она будет называться в будущем, не может быть изъята из арсенала современной войны».

Во второй половине XX в. произошло более 400 войн и военных конфликтов, в ходе которых совершенствовались теория и практика информационно-психологического воздействия.

Война во Вьетнаме, проигранная США во многом благодаря общественному мнению населения своей собственной страны, стала отправной точкой формирования современных теоретических взглядов на информационно-психологическое противоборство. Постепенно концепция психологической войны была заменена концепцией специальных операций или специальных методов ведения войны. Психологические операции вошли составной частью в проводимые вооруженными силами специальные операции. Сошлюсь лишь на некоторые из них. Как уже упоминалось выше, недооценка общественного мнения во время Вьетнамской войны привела к международной изоляции США и стимулировала рост антивоенного движения внутри Соединенных Штатов. Опыт был учтен. И в 1982 г. Великобритания путем проведения ряда психологических операций в ходе англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова довольно успешно выставила себя в качестве невинной жертвы и добилась осуждения Аргентины в качестве агрессора, апеллируя к мировому общественному мнению через страны Европейского сообщества, НАТО, государства Британского содружества.

Хорошие результаты показали подразделения психологических операций в период войны в Персидском заливе в августе 1990 г. Там впервые планирование психологических операций на период подготовки и ведения войны осуществлялось наряду с планированием боевых действий. Оно было включено в план проведения операции «Щит пустыни». В ходе проведения разнообразных мероприятий с помощью радиовещания, видеопропаганды, печатных материалов, звуковещания и других средств осуществлялось информационно-психологическое воздействие на психику военнослужащих иракской армии.

Особая роль отводилась средствам массовой информации, чья работа строилась в строгом соответствии со стратегическим замыслом американского командования на основе специальных инструкций и наставлений Пентагона для корреспондентского корпуса. В соответствии с инструкциями в структуре органов военного управления многонациональными силами было создано 40 журналистских пресс-бюро, в каждом из которых находился офицер по связи с общественностью. Его функции заключались в подборке и шлифовке разнообразных материалов, которые военное руководство считало наиболее подходящими для передачи представителям прессы. Или же предоставлялись в распоряжение телекомпаний специально отснятые клипы, изображавшие в нужном свете ход к подготовке и ведению боевых действий. Американские, английские, французские журналисты, включенные в состав аккредитованных при командовании многонациональных сил пресс-бюро, в письменной форме обязывались соблюдать жесткие нормы в отношении характера и содержания передаваемых сообщений, установленные военным руководством.

Итоги войны в Персидском заливе во многом определены глобальным и комплексным применением сил и средств информационно-психологического воздействия на информационно-психологическую среду иракского общества. США и другие страны антииракской коалиции, применив методы информационной блокады и информационной экспансии, навязали военнослужащим и населению Ирака восприятие происходящих событий в соответствии с поставленными целями операции.

США и их союзники создали благоприятную для реализации своих военно-политических целей информационно-психологическую среду в иракском обществе и мировом сообществе. Психическая деятельность части иракских военнослужащих была дезорганизована. В плен сдавались целые подразделения. В штабе генерала А. Шварцкопфа утвердили дату начала активных действий наземных сил только тогда, когда количество деморализованных среди иракских военнослужащих, т. е. психогенные потери, составило 60% от общей численности иракских вооруженных сил. Политическое руководство Ирака не смогло найти никакой международной поддержки своим действиям. Одновременно шла огромная работа по поддержанию психологической устойчивости военнослужащих многонациональных сил. В средствах массовой информации преувеличивались боевые успехи стран коалиции, завышались данные о потерях противника. Любая негативная социальная информация, все, что могло отрицательно сказаться на морально-психологическом состоянии личного состава многонациональных сил, было решительно запрещено военной цензурой.

Над поддержанием морального духа военнослужащих стран коалиции активно работали психологи, журналисты, капелланы, медицинские работники и другие специалисты. Это привело к минимальным психогенным потерям среди военнослужащих многонациональных сил.

В целом действия США в войнах и военных конфликтах по оказанию воздействия на информационную сферу укладываются в следующую схему:

— создание общественного мнения по интересующим проблемам, имеющее целью оправдать и узаконить свои действия, составить негативное представление о противнике (прием демонизации включает дискредитацию руководства, замалчивание положительного, преувеличение, выпячивание недостатков, навязывание негативных характеристик);

— организация политической и экономической изоляции противника, существенные удары по финансам и в целом экономике противника (санкции, эмбарго и т. д.), культурная изоляция (запрещение обучения в учебных заведениях других стран путем санкций против учебных заведений и отдельных преподавателей);

— начало активных военных действий авиацией и ракетами, создание коалиционных воинских контингентов (маскировка под войска ООН, многонациональные силы, НАТО и т. д.), наземные операции проводятся с использованием либо коалиционных, многонациональных, сил, либо национальных армий, используемых в качестве пехоты США. Пример: хорватская армия, созданная на деньги НАТО, ими же вооруженная и обученная, укомплектованная офицерами и даже генералами, срочно уволившимися перед этим из своих армий — армий стран, входящих в НАТО, а по окончании боевых действий в них восстановившихся.

О той или иной военной операции, в том числе информационно-психологической, надо судить по ее результату, а не по тому, как ее освещает зарубежная и отечественная пресса. Так, например, после трагедии 11 сентября США, обвинив Афганистан в организации террористических акций, провели военную операцию на территории этой и прилегающих стран. На территории бывшего Советского Союза, а ныне ряда независимых государств появились американские военные базы. Нельзя не сказать также и об успешном применении информационно-психологических операций при организации и осуществлении так называемых оранжевых, розовых, зеленых и так далее цветных революций на территории государств СНГ. Этот опыт еще будет изучен и обобщен. А пока сама история применения в мировой политике и военном деле информационных воздействий разворачивается перед нами в искусном и искусственном сталкивании лбами русского и украинского народов по газовой проблеме, Куршской косе, Крыму, Черноморскому флоту.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. Человечество постоянно использовало и продолжает использовать различные приемы информационно-психологического воздействия для достижения поставленных целей на различных уровнях. В связи с появлением новых технологий в информационной сфере опасность последствий применения негативного информационно-психологического воздействия, особенно со стороны информационно развитых стран, возрастает. Информационно-психологическое воздействие, применяемое странами в военной сфере, прошло длинный эволюционный путь от пропагандистских акций до информационно-психологической войны. Глобальное информационно-психологическое противоборство, ставшее реалией в конце XX в., представляет серьезную опасность для существования как отдельных стран и народов, так и для всего человечества в целом.

——————————————————————