Понятие, цели, задачи, средства и методы информационно-психологической операции (американский опыт)
(Белых-Силаев Д. В.) («Юридическая психология», 2007, N 3)
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ (АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ)
Д. В. БЕЛЫХ-СИЛАЕВ
Белых-Силаев Д. В., помощник главного редактора, руководитель международного отдела журнала.
В августе 2007 г. Первым заместителем Председателя Правительства России генерал-полковником С. Б. Ивановым на заседании Правительства России было высказано мнение, что развитие информационных технологий в современном мире привело к превращению информации в эффективный вид оружия, «оружие, которое позволяет вести «боевые действия» практически на любых театрах военных действий и, что самое главное, без использования собственно военных сил». «В настоящее время в мировой практике сложилась устойчивая тенденция к увеличению роли информационного обеспечения в подготовке и ходе боевых действий», — сообщил С. Б. Иванов, особо отметив, что «информация — тоже оружие» и как оружием «информацией пользуются правительства и военные ведомства ряда государств, стремясь к достижению превосходства в средствах информационного обеспечения любых операций, а не обязательно только военных, проводимых с целью защиты своих национальных интересов». Действительно, информационно-психологические операции в современном мире стали неотъемлемой частью военных действий. Более того, уже есть примеры чисто информационного решения военно-политических конфликтов вместо собственно военных. Во второй половине XX столетия в военно-политической практике США и их союзников была выработана и апробирована новая технология целенаправленной дестабилизации и смены власти в самых разных странах без прямого насилия, а посредством подготовки и проведения информационно-психологических операций. Информационно-психологическая <1> операция — это сложный комплекс согласованных мер политического, экономического, организационно-технического и военного характера, а также разведывательно-подрывных и информационно-пропагандистских акций, осуществляемых для оказания психологического воздействия на отдельных лиц и различные категории населения, личный состав вооруженных сил, работников структур государственной власти и управления страной или отдельными регионами, членов политических партий, общественных организаций с целью изменения их чувств, психических состояний, мнений, отношений и поведения таким образом, что это способствует достижению целей, выгодных для лиц, групп, органов, организаций — субъектов этих операций. ——————————— <1> Правомерен вопрос, не избыточно ли понятие «информационно-психологическая операция», не достаточно ли термина «психологическая операция». Думается, что недостаточно, так как в термине «информационно-психологическая операция» подчеркивается целевая функция информации именно в тех случаях, когда информация выступает в роли специфического средства воздействия на психику человека с целью программирования его поведения, программирования психического состояния, вызова необходимых эмоций.
Самый яркий пример такой операции, успешно проведенной военной организацией США, — холодная война, проигранная СССР. Большой опыт по работе с общественным мнением США приобрели в Персидском заливе в 1990 г. Военно-политическому руководству США требовалось тогда мобилизовать общественное мнение как внутри страны, так и за рубежом в аспекте, «разрешающем воевать». Это было достаточно сложно, поскольку существовал вьетнамский синдром — боязнь нового Вьетнама. Однако американцы предприняли огромные усилия в указанном направлении и добились успеха. В последнее десятилетие технологии оказания информационно-психологического воздействия были доведены в США до высокой степени точности и надежности и в самое последнее время были успешно применены в военно-политических целях как в странах Ближнего Востока (Афганистан, Ирак), так и на территории бывшего СССР, в республиках, тесно связанных с Россией (в Грузии, на Украине, в Киргизии). Поэтому опыт США представляет особый интерес <2>. ——————————— <2> В дальнейшем изложении мы будем опираться на Устав американской армии FM 33-I-I «Psychological Operations: Techniques and Procedures».
Американская доктрина исходит из того, что психологическая война преследует несколько главных целей: 1) деморализовать противника; 2) подорвать его веру в собственную стратегию и (или) доверие к своим руководителям; 3) убедить противника в правоте своей пропаганды; 4) поддержать веру и решимость своих друзей (сторонников), находящихся в оперативном тылу противника. Психологическая война является органической составляющей как общевойскового боя, так и любой специальной операции, в том числе и секретной. Вместе с тем ее нельзя считать самостоятельным видом боевых действий, так как она приводит к успеху лишь при условии подчинения ее целей, задач и методов целям и задачам национальной политики, военной доктрины, избранной стратегии. В американской доктрине принято различать психологическую войну, направленную против войск и населения противника, от информационно-психологического воздействия (пропаганды и контрпропаганды), направленной на свое собственное население и вооруженные силы. Что касается материальных средств, через посредство которых до объектов воздействия доводится направленная информация, то к ним в США еще со времен Второй мировой войны относили: 1) радиостанции; 2) мобильные громкоговорящие установки; 3) листовки (с фотографиями, карикатурами); 4) плакаты и транспаранты; 5) пропагандистские брошюры; 6) пропагандистские кинофильмы (документальные, мультипликационные, игровые); 7) газеты; 8) журналы; 9) открытки (с рисунками и фотографиями); 10) подложные письма (от вымышленных отправителей); 11) стенные газеты и фотостенды; 12) тематические выставки; 13) граммофонные пластинки. После 1950 г. к ним добавились: 1) цветные слайды для репродуктирования на экран; 2) телевидение; 3) аудиокассеты; 4) символические сувениры (надписи, наклейки, нашивки, вымпелы, настенные календари, пластиковые пакеты, маски, статуэтки и т. п.); 5) электронные сети (прежде всего и главным образом Интернет). Есть значительное сходство в инструментарии и методах психологических операций (американский термин — PSYOP) с «паблик рилейшнз» (PR). Есть даже совпадающие задачи (например, создание благоприятного имиджа действий США). Цикл психологической операции состоит (как и в PR) из трех этапов: оценки, планирования, исполнения. Каждый этап включает в себя по два подэтапа; оценка включает сбор разведывательной информации и анализ целевой аудитории; планирование включает разработку продукта и отбор средств воздействия; исполнение включает производство средств воздействия и распространение информации с помощью этих средств. Психологические операции делятся на три типа: стратегические, оперативные и тактические. Стратегические операции преследуют результаты, которые появятся в обозримом будущем. Оперативные — направлены на региональные целевые аудитории. Тактические — призваны непосредственно поддерживать военные действия. Задачи стратегических информационно-психологических операций: 1) поддержка и обоснование американской политики за рубежом; 2) поддержка контрэлит; 3) усиление друзей и ослабление врагов среди лидеров стран-противников; 4) усиление противоречий между административной, экономической, военной, религиозной и культурной элитами стран-противников по принципу «divide et impera» — «разделяй и властвуй». Задачи оперативных информационно-психологических операций: 1) подготовка населения к вводу американских войск; 2) усиление недовольства населения и вооруженных сил своим правительством и др. Задачи тактических информационно-психологических операций: 1) создание благоприятного имиджа американский военных; 2) снижение боевого духа и эффективности боевых действий противника и др. Вопрос об эффективности информационно-психологической операции в американской концепции является ключевым. Эффективность определяется такими факторами, как: 1) тип и местонахождение целевой аудитории; 2) число и разнообразие коммуникативных каналов, воздействующих на аудиторию; 3) степень насыщенности программ воздействия; 4) степень соответствия текстов сообщений стандартам аудитории. Предложены два вида индикаторов результативности информационно-психологических операций: прямые и непрямые. Прямые — это соответствующие действия со стороны противника (например, сдача в плен). Используются также опросы пленных (перебежчиков). Непрямые — это анализ изменений в частной оперативной обстановке, т. е. обстановке в зоне проведения операции. Контрпропаганда также использует вполне определенные приемы для опровержения сообщений противника. Вот некоторые из таких приемов: 1) прямое опровержение (оно должно быть достоверным и быстро достигать аудитории, чтобы не дать проявиться разрушительному эффекту сообщения противника; однако этот тип опровержения одновременно привлекает внимание и служит поводом к распространению новой враждебной информации); 2) непрямое опровержение (направлено не на повтор сообщения, а на другие его характеристики, например на то, чтобы вызвать сомнения в достоверности текста или компетентности его авторов); 3) отвлечение внимания (введение новых тем, уводящих сознание в сторону от проблемы); 4) молчание (в ряде случаев лучше промолчать, чтобы не привлекать внимания к чужому сообщению); 5) минимизация (локализация вреда информации путем акцентации внимания на тех аспектах враждебного сообщения, которые положительны по отношению к «нам»); 6) предупреждение (собственный, инициативный разговор на темы, которые, предположительно, будут подняты противником). Место и роль СМИ в информационно-психологической операции. Практически все страны в современном мире открыты воздействию международных СМИ (особенно таких, как радио, телевидение, Интернет), что резко повышает эффективность информационно-психологических операций. Поэтому США стремятся к контролю за основными международными СМИ. По замыслу военного ведомства США, СМИ как участники локальных вооруженных конфликтов могут способствовать следующим вариантам действий: 1) формированию casus belli (повода к войне); 2) сокрытию планирования военной операции; 3) указанию иного направления главного удара (направления сосредоточения основных усилий); 4) дезинформации относительно характера вооруженного вмешательства; 5) подрыву боевого духа противника и его населения; 6) укреплению морально-психологического состояния своих сил; 7) преувеличению успеха кампании. Значительное место в американской доктрине отведено изучению возможностей информационно-психологических операций в обороне и нападении. К задачам информационно-психологических воздействий в нападении отнесены: 1) программирование поведения; 2) программирование психического состояния; 3) вызов необходимых эмоций; 4) навязывание противнику способа мышления; 5) нарушение адекватности мышления и анализа; 6) навязывание вкусовых качеств (симпатий, антипатий и т. д.); 7) внедрение идеологических блоков; 8) изменение социального статуса живой силы противника; 9) вызов (обострение) заболеваний (психических и физиологических); 10) снижение физического и психического потенциалов; 11) влияние на генетические свойства. Владение технологиями информационно-психологических воздействий позволяет обеспечить в защите (обороне): 1) обнаружение факта воздействия; 2) определение характера угроз, источника и метода воздействия; 3) снятие воздействия; 4) реабилитацию; декодирование поведения объекта воздействия; 5) блокирование источников воздействия; 6) повышение устойчивости своих сил к информационно-психологическому воздействию противника. К частным методам информационно-психологического воздействия относятся: 1. Будничный рассказ. Прием используется для адаптации человека к информации явно негативного содержания. Так, если нужно приучить людей спокойно воспринимать незаконные действия американской армии, влекущие кровь, жертвы, насилие, то телеведущий, политик, выступающий в СМИ, со спокойным лицом, ровным голосом, как бы походя, сообщает о самых тяжких преступлениях. Через несколько недель подобной практики зрители перестают реагировать на массовые убийства при обстрелах и воздушных бомбардировках. Имеет место психологический эффект привыкания. 2. Внушение (суггестия) — это фундаментальный механизм, используемый во всех формах информационно-психологического воздействия. Суггестию можно определить как попытку убедить других людей в принятии конкретных представлений без представления логических оснований для принятия таковых. Суггестия эффективна только тогда, когда субъекту информационно-психологического воздействия удается создать впечатление, что он действует в соответствии с представлениями своего реципиента. Или тогда, когда содержание внушения не представляет угрозы для убеждения аудитории (достаточно, чтобы аудитория думала, что нет угрозы). 3. Голодовка. Достаточно эффективный прием, оказывающий психологическое давление на власть другого государства. Подбирается группа хорошо оплачиваемых людей с крепким здоровьем, которые, ничем не рискуя, устраивают себе «курс лечебного голодания» в каком-либо публичном месте. Вокруг этой акции СМИ поднимают невообразимый шум. 4. Забалтывание. Метод используется тогда, когда надо снизить политическую актуальность какого-либо события или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Противник непрерывно восхваляется к месту и неуместно, постоянно говорится о его необыкновенных способностях, постоянно держится на слуху его имя (название организации), явно преувеличиваются его достижения и способности. Очень быстро реципиентам такого воздействия это надоедает, одно имя этого человека (название организации) вызывает раздражение. В то же время авторов данного мероприятия нельзя обвинить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления. Кроме того, метод забалтывания американцы часто применяют для создания так называемого информационного шума, когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему. 5. Использование стереотипов. В соответствии с психологическими законами перцепции человек воспринимает предметы и явления объективной действительности стереотипно, т. е. соотнося данный конкретный объект либо явление действительности с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Апелляция к стереотипам (свой, чужой, хороший, плохой, правильный, неадекватный) служит одним из приемов целенаправленного психологического воздействия. 6. Информационная блокада сопровождает сегодня практически все военно-политические конфликты. Так, война в Ираке изображалась американцами как чистая и справедливая. Западные СМИ (CNN, BBC и др.) всячески восхваляли достоинства «хирургически точных ударов», а свидетельства противоположного характера (гибель и страдания гражданских лиц) всячески замалчивались. Информационная блокада всегда тесно связана с информационным доминированием. 7. Использование медиаторов. Самый большой эффект на человека оказывают не массированные пропагандистские кампании в СМИ, а циркулирующие в обществе мифы, слухи и сплетни. Поэтому наиболее эффективное информационно-психологическое воздействие на человека осуществляется через значимых для него знакомых людей (лидеров мнения), выступающих в роли трансляторов мнений и слухов. 8. Комментарии. Сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора. Цель приема — создание такого контекста, в котором мысли человека автоматически направляются в нужную сторону (к нужным выводам). При этом комментарием могут являться и пара-, и экстралингвистические средства коммуникации. Американский специалист О’Хара в работе «СМИ для миллионов» так пишет о ведущем: «Его сообщение может выглядеть объективным в том смысле, что оно не содержит одобрения или неодобрения, но его вокальное дополнение, интонация и многозначительные паузы, а также выражение лица часто имеют тот же эффект, что и редакторское мнение». 9. Констатация свершившегося факта. Желаемое положение вещей подается как свершившийся факт. 10. Обращение к авторитетам. Авторитет, на мнение которого ссылаются, может быть известным политиком, актером, ученым, кем угодно. Лишь бы его профессиональный профиль более или менее соответствовал ситуации. Авторитет может быть и анонимным («ученые пришли к выводу», «источники информируют», «эксперты считают», «широко известно», «люди говорят»). 11. «Очевидцы» событий. Демонстрируется опрос многих как бы случайных людей, слова которых формируют необходимый смысловой и эмоциональный ряд. Особенно сильный эффект производят пожилые люди, плачущие дети, молодые инвалиды. Характерен пример времен войны в Персидском заливе. В октябре 1990 г. мировые СМИ облетел рассказ 15-летней кувейтской девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили 15 младенцев и положили их на холодный пол умирать. Президент США Дж. Буш использовал рассказ о мертвых младенцах 10 раз в течение 40 дней перед началом вторжения в Ирак. Сенатское обсуждение по одобрению военной акции также неоднократно возвращалось к этому факту. Позже, однако, выяснилось, что эта девочка была дочерью посла Кувейта в США и никак не могла видеть того, о чем рассказывала, так как все время находилась на территории США. Еще позже стало известно, что «свидетели» были подготовлены PR-компанией «Hill and Knowlton», но это уже никого не интересовало, так как дело было сделано.
——————————————————————