Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию как подсистема обеспечения информационной безопасности государства
(Попов Д. Г.)
(«Юридическая психология», 2009, N 2)
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНОМУ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОЗДЕЙСТВИЮ КАК ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Д. Г. ПОПОВ
Попов Д. Г., кандидат педагогических наук, доцент.
В статье обосновывается необходимость организации противодействия негативному информационно-психологическому воздействию. Автором дается определение понятия «противодействие негативному информационно-психологическому воздействию». Исследуются цели и задачи такого противодействия. Сформулированы принципы организации противодействия негативному информационно-психологическому воздействию: системность, адекватность, целеустремленность, категорийность, последовательность, активность, комплексность, оперативность.
«Владеющий информацией, владеет миром».
Девиз Общества вольных каменщиков
Наш сегодняшний мир с полным основанием можно назвать миром информационным. Идея В. И. Вернадского о том, что уровень развития коммуникации определяет уровень развития цивилизации, изложенная в учении о ноосфере земли, оказалась весьма плодотворной. Технический прогресс, усовершенствовав средства коммуникации, сделал современный мир более компактным, более взаимосвязанным, но и более управляемым. Процессы глобализации проходят в мире отнюдь не безболезненно. И каков этот мир будет в будущем, во многом зависит от той модели мироустройства, которая будет спроецирована на психику и сознание человека сегодня. Безусловно, прав Ф. Бекон, который заметил, что общество (социум) называет правильным не то, что действительно истинно, а то, что господствует в мнении большинства. Неразграниченность информационной сферы делает информационно-психологическое оружие чрезвычайно незаметным, гуманным и опасным. Противоборство между странами, имеющее место прежде всего в информационной сфере, стало реалией уже в середине двадцатого века. Информационное противоборство, информационно-психологическая война, несмотря на кажущуюся невинность и неопасность, доказали свою высокую эффективность в достижении победы одной противоборствующей стороны над другой. «Мир, в котором мы живем, к концу двадцатого века вступил в новую полосу глобальных перемен. Научно-технические достижения радикально преобразовали материальные основы общественной жизни. Со всей определенностью в настоящий момент можно сказать, что уже не территория, не природные ресурсы олицетворяют и обеспечивают высокий жизненный уровень народа, а его духовный, интеллектуальный и информационный потенциал».
Действительно, страны, имеющие высокий уровень развития информационных технологий, обладают значительным превосходством над другими странами. Весь ход развития мировой истории подтверждает это убедительнейшим образом. Цель любой войны, как продолжения политики, и политики правительства любой страны — заставить противника, конкурента, партнера принять выгодное для своей страны решение. Общественное мнение само по себе превратилось в прекрасный инструмент достижения этой цели. Оказывая влияние с помощью той или иной информации, доводимой по средствам коммуникации, на мировоззрение, сознание, психику людей, оказалось возможным достичь того, что правительства стран, подвергшихся информационному воздействию, принимают невыгодные для своего народа и своей страны решения.
Насыщенность мира новейшими средствами воспроизведения, передачи и получения информации значительно облегчила информационно-психологическое воздействие на людей. Мозг человека, его психика, сознание поддаются изменению и сами, в свою очередь, способны изменять существующую объективную реальность посредством деятельности людей. В этом большое благо (благо созидающего творческого начала в человеке) и большая опасность (опасность стать жертвой чьей-то манипуляции). Современные технологии информационного воздействия позволяют дезориентировать человека в происходящих событиях, управлять его поведением и поступками незаметно для него самого. Причем сегодня такое воздействие оказывается не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне. Информационно-психологическое воздействие позволяет управлять не только отдельными личностями, но и социальными группами (формальными и неформальными), государственными институтами и целыми государствами. Массовое управление, или, точнее, управление массами через средства массовой информации, оказалось достаточно эффективным. Причем это управление посредством формирования необходимого манипулятору общественного мнения через формирование того или иного отношения к событию (комментарий). Контроль над общественным мнением стал целью глобальной политической борьбы.
Полученная не вовремя, неполная либо искаженная информация ведет к неверному решению, поступку. С древнейших времен существование и выживание человека зависели от двух вещей: того, насколько полно и своевременно он получал информацию об угрозах и опасностях; и того, насколько оперативно и адекватно реагировал на нее.
Очевидно, что двадцать первый век будет эрой дальнейшего развития информационной сферы и борьбы за контроль над каналами прохождения информации (или в целом над средствами коммуникации). Возрастающая значимость информации в миропорядке обусловливает и выделяет актуальность проблемы информационной безопасности. Но говорить об информационной безопасности резонно только на государственном уровне, на уровне государственных структур. Данную проблему можно охарактеризовать как противодействие негативному информационно-психологическому воздействию (НИПВ).
Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию в данном случае выступает как часть системы обеспечения информационной безопасности страны. Информационная безопасность, в свою очередь, — это неотъемлемая составляющая национальной безопасности любого государства.
Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию (НИПВ) — элемент системы обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества, государства, которую целесообразно рассматривать как состояние защищенности психики от действия многообразных информационных факторов (воздействий), препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе.
Обратите внимание, воздействие направлено на ориентировочную основу деятельности человека, т. е. на то, что лежит в основе любой деятельности человека вообще, или, другими словами, на сам психологический механизм человеческой деятельности. И в этом главная опасность.
Почему противодействие негативному информационно-психологическому воздействию должно стать неотъемлемой составляющей деятельности государственных структур? Потому, что именно органы государственного управления, институты государства и являются в первую очередь субъектом манипуляции.
Для описания понятия «противодействие» целесообразно:
1. Определить объект защиты, т. е. что именно защищается от негативного информационно-психологического воздействия (руководство структуры, органы управления, коммуникационные линии, персонал, члены семей сотрудников).
2. Определить потенциальные угрозы, т. е. какому воздействию оказывать противодействие. Кто противник и какое негативное информационно-психологическое воздействие, на каком уровне может осуществляться. Насколько это информационное воздействие является негативным с точки зрения влияния на выполнение функциональных задач.
3. Выявить каналы возможного негативного информационно-психологического воздействия (СМИ, листовки, письма, телефонные контакты, SMS-сообщения и т. д.).
4. Определить возможный ущерб или степень того, что именно необходимо предотвратить, чего нужно избежать (уничтожения, разрушения, расчленения, подчинения, формирования неверных установок).
5. Установить то, что необходимо восстановить, если негативное воздействие уже оказано или оказывается.
6. Определить пути и средства противодействия, т. е. определить то, как избежать возможного ущерба, каким образом противодействовать в зависимости как от специфики и возможностей объекта защиты, так и от характеристик опасности, наличия сил и средств у субъектов противодействия.
7. Определить субъект противодействия (руководство, органы управления, общественные организации, сотрудники).
Все вышеперечисленное составляет основу системного подхода к организации противодействия НИПВ.
Цели противодействия негативному информационно-психологическому воздействию следующие:
— достижение или поддержание морально-психологического состояния, обеспечивающего выполнение отдельными сотрудниками и коллективами поставленных задач;
— нейтрализация или значительное ослабление последствий информационных и психологических операций и акций противника, иного негативного информационно-психологического воздействия;
— защита моральной стойкости населения и морального духа сотрудников государственных структур России;
— создание необходимых условий для решения поставленных задач;
— формирование и стимулирование у объекта негативного воздействия мнений, взглядов, эмоций, поведения, соответствующих интересам обеспечения безопасности Российской Федерации.
В качестве основных задач по информационно-психологическому противодействию можно выделить следующие положения.
Выявление и классификация потенциальных и реальных источников и каналов (информационных потоков) негативного информационно-психологического воздействия на сотрудников, членов семей сотрудников, определение способов и средств их блокирования, воздействия на них, ликвидации последствий их деятельности.
Организация взаимодействия внутри органов управления, между структурными подразделениями, между управлениями структуры, между аналогичными подразделениями взаимодействующих структур, общественными организациями и департаментом в интересах противодействия негативному информационно-психологическому воздействию противника.
Мониторинг общественного мнения с целью выявления негативного информационно-психологического воздействия на сотрудников, членов их семей.
Разработка критериев оценки морально-психологического состояния (МПС) различных категорий сотрудников, членов семей с целью определения степени негативного информационно-психологического воздействия.
Обучение сотрудников приемам индивидуальной и групповой защиты от негативного информационно-психологического воздействия (манипулирования) и организации защиты ими своих подчиненных подразделений.
Подготовка органов управления к организации и осуществлению противодействия в условиях повседневной деятельности, чрезвычайного положения, катастроф, кризисов различного порядка и мощности.
Подготовка руководителей структурных подразделений и личного состава подразделений к непосредственному осуществлению мероприятий и акций противодействия. Выработка у сотрудников психологической готовности к выполнению задач в условиях такого негативного информационно-психологического воздействия со стороны противника.
Требования к организации противодействия негативному информационно-психологическому воздействию можно сформулировать как: системность, адекватность, целеустремленность, категорийность, последовательность, активность, комплексность, оперативность.
Попробуем раскрыть некоторые из них и рассмотреть те обстоятельства, при которых достигается их выполнение.
Системность заключается в научном, системном подходе к проблеме организации противодействия негативному информационно-психологическому воздействию противника. Достигается выработкой единой методологии решения проблем противодействия негативному информационно-психологическому воздействию на всех уровнях от государства до территориального управления федерального органа исполнительной власти.
Комплексность заключается в том, что, поскольку негативное информационно-психологическое воздействие со стороны противника оказывается комплексно, следовательно, и противодействие ему должно носить такой же характер. Что достигается только при организации четкого взаимодействия в интересах противодействия как внутри департамента, так и с различными заинтересованными взаимодействующими структурами.
Целеустремленность заключается в строгом подчинении целей противодействия, его задач потребностям деятельности. В сосредоточении основных усилий на объектах, от морально психологической устойчивости которых зависит успешное выполнение поставленных задач. Достигается: правильным определением целей и задач, объектов защиты на основе глубокого знания специфики деятельности, основных характеристик складывающейся обстановки и обоснованного предвидения ее изменений.
Категорийность заключается в том, что мероприятия и акции противодействия должны быть направлены на уровне управления на объекты негативного воздействия с учетом их деления на различные категории (возраст, пол, национальная, культурная, религиозная принадлежность и т. д.). Достигается учетом этой специфики при проведении акций и мероприятий противодействия.
Адекватность заключается в том, что мероприятия и акции противодействия, исходя из имеющихся возможностей, должны соответствовать степени негативного воздействия и обеспечивать устойчивое выполнение возложенных задач. Достигается всесторонним осмыслением сильных и слабых сторон защищаемого объекта.
Активность заключается в настойчивом стремлении добиваться выполнения поставленных задач в любых условиях обстановки и всеми возможными способами. Достигается: творческой и умелой организацией применения имеющихся сил и средств, проявлением инициативы.
Оперативность заключается в своевременном блокировании каналов поступления негативной информации; в быстрой ликвидации последствий воздействия или снижения деструктивных последствий. Оперативность достигается: своевременным использованием полученных данных о морально-психологическом состоянии объекта; своевременной, обоснованной оценкой эффективности форм и методов противодействия, внесением своевременных изменений в его содержание.
Эффективность заключается в достижении максимально возможного результата, соответствующего поставленной цели при минимальных затратах в использовании сил и средств. Эффективность зависит от правильно сформулированных целей, определяющих задачи, правильного выбора (определения) направления сосредоточения основных усилий, избранных методов, приемов, форм противодействия; последовательности и настойчивости в достижении цели; упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий.
Последовательность заключается в соблюдении определенного алгоритма, этапности в решении задач противодействия.
Основные направления противодействия НИПВ:
— превентивное информационно-психологическое воздействие на источники негативной информации; блокирование, регулирование, фильтрация информационных потоков (информационных каналов);
— нейтрализация или значительное ослабление НИПВ путем выработки невосприимчивости к нему у объектов воздействия;
— сведение к минимуму угроз психологической безопасности сотрудников, членов их семей путем формирования благоприятной информационно-психологической среды;
— ликвидация последствий НИПВ, психологическая реабилитация сотрудников, членов их семей.
Уровни противодействия НИПВ: индивидуальный, групповой, профессиональный (на уровне всей структуры).
Этапы противодействия НИПВ: этап ориентировки, этап выявления угроз, аналитический этап, этап определения мер противодействия, этап принятия решения, этап реализации, этап осуществления контроля и коррекции принятых мер.
Классификация мероприятий противодействия НИПВ:
— по степени активности (интенсивные, неинтенсивные, мало интенсивные);
— по длительности воздействия (долговременные, средние, краткосрочные);
— по масштабам воздействия (оперативно-тактические, тактические, частные);
— по объектам воздействия (индивидуальные, групповые);
— по характеру (организационные, информационные, психологические).
В качестве вывода необходимо отметить, что обеспечение надежного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию представляет собой одно из важных направлений обеспечения безопасности страны на уровне и в зоне ответственности различных государственных структур и их департаментов. Системное понимание самого явления, планирование такой работы в государственных учреждениях является насущным требованием времени.
——————————————————————