Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания
(Журавель Е. Г.) («Юридическая психология», 2008, N 3)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Е. Г. ЖУРАВЕЛЬ
Журавель Е. Г., кандидат психологических наук.
Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль — юридическая психология. Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности. Развитие общей и социальной психологии привело к образованию специальной дисциплины — юридической психологии, имеющей свой предмет, методы, психологические закономерности и играющей важную роль в практической деятельности юристов. Психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Основными различиями житейских и научных психологических знаний являются:
Житейские психологические знания Научные психологические знания
знания конкретны знания обобщены интуитивный характер знаний знания рациональны и осознанны передача знаний затруднена знания накапливаются и передаются источник знаний — наблюдение источник знаний — эксперимент знания ограниченны знания постоянно расширяются
В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии — онтологии <*>, названного в XVI в. психологией. Главная методологическая проблема психологии — это проблема ее объекта, предмета и метода исследования. ——————————— <*> Философия включает в себя несколько разделов — онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о способах познания), этику (учение о том, как вести себя в обществе себе подобных), эстетику (учение о прекрасном). Онтология (учение о бытии), в свою очередь, включает три подраздела — учение о Боге, учение о мире и учение о душе. Именно из философского учения о душе (как подраздела онтологии) и берет свое начало психология. — Прим. Д. В. Белых-Силаева.
Объектом исследования психологии является человек. Предметом научного изучения в психологии являются факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики. Основные задачи психологической науки: — изучение законов психической деятельности в ее развитии; — дальнейшая (и более глубокая) разработка методологических проблем психологической науки и ее общей теории; — сопоставление и интеграция накопленных и накапливаемых психологических знаний, их систематизация; — выполнение объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии; — разработка психологических аспектов повышения эффективности профессионально-практической деятельности личности в системе образования, воспитания, в промышленности, государственном управлении, военном деле, медицине, культуре, спорте и т. д.; — исследование путей реализации и практического применения выводов и рекомендаций психологической науки; — изучение и критическое осмысление достижений теории и практики зарубежной психологии. Психологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний, как общетеоретических, так и прикладных. Так, одной из сфер, нуждающейся в применении психологических знаний, является сфера правоохранительной и правоприменительной деятельности. Юридическая психология включает в себя различные особенности научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психологическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой юридической деятельности в сфере правового регулирования. Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология — научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек — право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов. Если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений. Таким образом, предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей (М. И. Еникеев). Объект юридической психологии — человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. Задачи юридической психологии: — исследование и выведение психологических закономерностей деятельности и личности человека в области правового регулирования; — разработка практических рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Юридическая психология как отрасль психологической науки включает: — разработку общих вопросов (предмет, система, методы и т. д.); — проблематику психологии нормативно-правовой регуляции, психологическое обеспечение применения норм права, правотворчества. Исходя из положений диалектико-материалистической философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления и познания, психология формирует свои методологические принципы — наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к построению психологических исследований. Применительно к юридической психологии они трактуются как научные принципы познания юридической психологии: Принцип объективного исследования психики. В основе лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических процессов в той или иной, в том числе и в противоправной, деятельности человека. Принцип детерминизма, причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Помогает объяснять изучаемые психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его (например, наследственные факторы). Принцип системности в изучении и объяснении психических явлений. Побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов. Принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности. Психика человека, его сознание на всем протяжении жизни подвергаются постоянному воздействию окружающей среды и являются отражением тех внешних социальных воздействий, которым подвергается человек. Также юридическая психология включает принципы правовой науки (законодательства): принципы законности, равенства граждан перед законом, принципы вины, справедливости, гуманизма. Рассматривая теоретико-методологические основы юридической психологии, необходимо рассмотреть естественнонаучные основы психологии. Материальной основой психики является нервная система и главным образом головной мозг. Нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную. Она функционирует как единое целое, обеспечивая регуляцию внутренних органов (низшая нервная деятельность) и взаимодействие организма с внешней средой (высшая нервная деятельность). Основной формой взаимодействия организма со средой является рефлекс. Рефлексы бывают безусловными (врожденными) и условными (приобретенными). Условные рефлексы у высших животных образуются в коре головного мозга. Основными функциональными процессами, на основе которых происходит их образование и затухание, являются нервные процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — нервный процесс, лежащий в основе любого вида активности, включая образование условно-рефлекторных связей; это выражение деятельного состояния нервных клеток, нервной системы. Оно включает исполнительные органы в работу. Торможение — нервный процесс, задерживающий, тормозящий функцию рефлекторной связи. Он противоположен процессу возбуждения. Возбуждение и торможение являются двумя сторонами единого процесса уравновешивания организма с внешней средой. Возникновение и протекание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга подчиняются определенным законам: Закон иррадиации состоит в том, что возникшее возбуждение (торможение) в одном участке коры головного мозга распространяется по поверхности больших полушарий, вызывая возбуждение (торможение) в других ее участках. Закон концентрации состоит в том, что распространение возбуждения или торможения ограничивается наведением противоположного процесса, который заставляет возникший очаг стягиваться к пунктам своего первоначального возникновения. Закон взаимной индукции заключается в том, что каждый из двух процессов способен наводить противоположный процесс. Возбуждение в одних пунктах коры вызывает торможение в других и наоборот. Способность одного процесса вызывать противоположный и есть закон взаимной индукции возбуждения и торможения. Закон системной деятельности коры головного мозга заключается в том, что реакции организма на воздействие среды не протекают изолированно друг от друга, а объединяются в целые комплексы, или функциональные системы. Функциональная система — это определенная организация активности различных элементов, приводящая к достижению соответствующего полезного результата. Теория функциональных систем разработана П. К. Анохиным. Первая сигнальная система — это условные временные связи, которые обеспечивают правильное реагирование на непосредственные раздражители, предметы окружающей действительности. Она присуща и человеку, и животному. Вторая сигнальная система, присущая только человеку, — это временные условные связи, в которых раздражителями являются не непосредственные воздействия предметов и явлений на рецепторы, а слова, с помощью которых человек обозначает эти предметы и явления. Причем человек с помощью второй сигнальной системы реагирует не на звук, а на смысл, содержащийся в слове. Динамический стереотип — это устойчивая система условных рефлексов, закрепленная и рационально видоизмененная в результате многократных повторений и упражнений в одинаковых условиях жизнедеятельности. Он является физиологической основой навыков и привычек человека. Ломка старого и формирование нового стереотипа сопровождаются сильными переживаниями человека. Доминанта — преобладающий сильный очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Понятие доминанты введено А. А. Ухтомским. Итак, подводя итог, можно сказать, что юридическая психология является полноценным связывающим звеном между психологией и правом. Она активно развивает теоретические проблемы в конкретно-научном и междисциплинарном аспектах, актуальные как в правоприменительной, так и в законотворческой деятельности. Методология конструирования экспертно-психологических понятий осуществляется через их специфическое наполнение при наложении на психологическую реальность законодательного контекста. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой. Сформировавшийся сравнительно недавно, она имеет ярко выраженный предмет, объект, принципы, задачи и методы, позволяющие ей развиваться и существенно влиять на такие области, как «человек — право» и «человек — право — общество», а также анализировать правоохранительную и другие виды юридической деятельности.
——————————————————————