Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации

(Саличкина А. Ю.) («Таможенное дело», 2012, N 1)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

А. Ю. САЛИЧКИНА

——————————— <*> Salichkina A. Yu. Application of measures of customs-tariffs regulation of external trade activity on the basis of approach of priority support of priority directions of development of the Russian Federation.

Саличкина А. Ю., аспирантка ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия».

В условиях присоединения России к ВТО и создания единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС важнейшим направлением совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенно-тарифное регулирование. Автор уделяет особое внимание применению мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и предлагает пути решения основных проблем в данной сфере.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, внешняя торговля, приоритетные направления развития РФ, ЕврАзЭС, ВТО, Таможенный союз.

In conditions of accession of Russia to the WTO and creation of a uniform economic territory within the frames of the EurAsEC the most important direction of improvement of state regulation of external trade activity is customs-tariffs regulation. The author pays a great attention to application of measures of customs-tariffs regulation of external trade. The author proposes the ways of resolution of fundamental problems in this sphere.

Key words: customs-tariffs regulation, external trade, priority directions of development of the RF, EurAsEC, WTO, Customs Union.

В условиях присоединения России к ВТО и создания единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС важнейшим направлением совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенно-тарифное регулирование. Однако указанные события повлекут за собой создание ряда ограничений в сфере применения таможенно-тарифных мер. В частности, ставки таможенных пошлин будут ограничены тарифными обязательствами, предусмотренными Протоколом о присоединении России к ВТО. По таким товарам, как, например, телефоны, фрукты, фармацевтические товары, сельскохозяйственная техника, самолеты и авиаоборудование и др., Россия в течение 2 — 3 лет (длительность переходного периода) должна будет снизить ставки пошлин в 2 раза. В этой связи Единый таможенный тариф Таможенного союза будет изменяться в сторону снижения в соответствии с тарифными обязательствами, т. к. Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. предусмотрено, что с момента присоединения одного из государств — членов к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этого государства — члена к ВТО. С учетом вышесказанного становится очевидным то обстоятельство, что при разработке комплекса мер таможенно-тарифной защиты необходимо руководствоваться принципом первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации, а также критериями применения таможенно-тарифных мер регулирования на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации. Определяющим документом в выявлении приоритетных направлений развития является Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. В Концепции определены следующие основные направления повышения национальной конкурентоспособности: — развитие высокотехнологичных отраслей; — развитие базовых отраслей промышленности; — развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре; — развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики; — развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов. В рамках высокотехнологичных отраслей выделены следующие: — авиационная промышленность и двигателестроение; — ракетно-космическая промышленность; — судостроительная промышленность; — атомный энергопромышленный комплекс; — радиоэлектронная промышленность; — информационно-коммуникационные технологии. В рамках приоритетных направлений внешнеэкономической политики выделено обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере и выход на рынки таких товаров, как: — высокотехнологичные товары и услуги; — ядерные технологии; — авиатехника; — судостроение; — космические услуги и космические аппараты; — программное обеспечение. Большинство ставок пошлин на товары отраслей приоритетного развития ограничиваются тарифными обязательствами, предусмотренными Протоколом о присоединении России к ВТО. В этой связи особое значение приобретают факторы применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Важным является их применение на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации. С целью развития высокотехнологичных, наукоемких производств, производств, необходимых для поддержания на приемлемом уровне национальной безопасности, меры таможенно-тарифного регулирования должны иметь стратегический характер, т. е. иметь долговременный характер, направленный на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Построение долгосрочного плана применения таможенно-тарифных мер регулирования возможно на основе критериев, учитывающих целый ряд факторов, влияющих на состояние, конкурентоспособность, долгосрочное развитие приоритетных отраслей. Критерии применения таможенно-тарифных мер регулирования на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации: 1. Определение уровня конкурентоспособности отрасли. 2. Текущий уровень государственной поддержки отрасли. 3. Наличие стратегических планов государства по поддержке данной отрасли в будущем. 4. Наличие и текущее состояние производственной базы отрасли. 5. Наличие собственных научных разработок в сфере функционирования отрасли. 6. Наличие научных разработок в сфере функционирования отрасли в мировом масштабе. 7. Наличие кадрового потенциала отрасли, в т. ч. достаточное количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов в данной отрасли. 8. Значение для обеспечения национальной безопасности государства. 9. Стратегическая значимость отрасли. 10. Дефицитность товаров отрасли. Учитывать указанные критерии при разработке мер необходимо комплексно. Концептуально процедура установления комплекса мер таможенного регулирования импорта может быть представлена в виде алгоритма, приведенного на рис. 1.

Этап 1. Оценка национальной потребности в товаре и состояние ее национального производства

> Да Этап 2. Выявление факта нарушения условий для производства конкурентоспособного товара отечественными производителями > Нет

Этап 3. Оценка приоритетности национального > Да производства товаров

> Нет Действующий комплекс мер оказывает положительное воздействие на развитие отрасли, его изменение не требуется <

Комплекс мер таможенного регулирования требует < пересмотра <

V

Этап 4. Определение спроса на товар и построение функции спроса на товар, исходя из изменения цены и ставки ввозной таможенной пошлины на товар

V

Этап 5. Установление (уточнение) цели государства

V

Этап 6. Определение размера ставки ввозной таможенной пошлины

V

Этап 7. Определение комплекса мер нетарифного регулирования

V

Этап 8. Установление рационального сочетания тарифных и нетарифных мер регулирования импорта

V

Этап 9. Утверждение комплекса мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности > Сохранение тенденций к V увеличению импорта Этап 10. Реализация комплекса мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности Увеличение доли V отечественного производства и Этап 11. Оценка эффективности внесенных предложений > сокращение импорта

Меры таможенного регулирования признаются целесообразными <

Рис 1. Алгоритм установления комплекса мер таможенного регулирования при импорте товара

Он основывается на применении следующих принципов: — системности государственного регулирования импорта и контроля за его осуществлением; — гласности в разработке, принятии и применении мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности; — комплексности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; — обоснованности и объективности применения мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности; — защиты отечественных производителей и отечественных потребителей; — исключения неоправданного вмешательства государств и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; — выбора мер таможенного регулирования импорта, необходимых для обеспечения эффективного достижения цели. Концептуальный подход к определению комплекса мер таможенного регулирования внешнеторговой деятельности отражает целесообразную последовательность действий государственных и предпринимательских организаций, объединенных единой организационной структурой и работающих на постоянной основе с целью обеспечения равных условий конкуренции на внутреннем рынке с помощью формирования и применения мер системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

——————————————————————