Правовые основы применения антидемпинговых пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: особенности их применения в переходный период

(Денисова А. Ю.) («Таможенное дело», 2013, N 2)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС: ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД <*>

А. Ю. ДЕНИСОВА

——————————— <*> Denisova A. Yu. Legal fundamentals of application of anti-dumping duties in the Customs union within the framework of the EurAsEC: peculiarities of application thereof during the transitional period.

Денисова Александра Юрьевна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Автором статьи поднимаются вопросы об особенностях применения антидемпинговых мер в ТС, на основе анализа правовой основы регулирования антидемпинговой пошлины в ТС. Освещаются основные проблемы, касающиеся применения данных мер на практике. Также автором выделяются основные особенности переходного периода.

Ключевые слова: Таможенный союз, ЕврАзЭС, внешнеторговая деятельность.

The author of the article raises the issues of peculiarities of application of anti-dumping measures in the Customs union on the basis of analysis of legal fundamentals of regulation of the anti-dumping duty in the Customs union; reveals the main problems related to application of these measures in practice. The author also stresses the basic peculiarities of the transitional period.

Key words: Customs union, EurAsEC, external trade activity.

Применение антидемпинговых пошлин во внешнеторговой деятельности нацелено прежде всего на борьбу с демпинговым импортом. Легальным противодействием демпинговым внешнеторговым поставкам являются принимаемые в установленном порядке антидемпинговые меры, одной из разновидностей которых и является антидемпинговая пошлина. Понятие «антидемпинговые защитные меры» шире понятия «антидемпинговая пошлина». Антидемпинговые защитные меры включают в себя: предварительные антидемпинговые пошлины; антидемпинговые пошлины; ценовые обязательства, принятые экспортером. Введение специальной, компенсационной и антидемпинговой пошлин происходит через процедуру, отличающуюся от установления таможенных пошлин, при соблюдении определенных условий. Например, в ТС ЕврАзЭС специальная, компенсационная или антидемпинговая пошлины могут быть введены, только если импорт товаров наносит существенный (материальный, серьезный) ущерб или создает угрозу причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики и только после проведенного расследования (ст. 3 Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств — участников Таможенного союза). Единого документа, аналогичного таможенному тарифу, содержащего все ставки специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин, не существует. Отличием между таможенными пошлинами и иными видами пошлин является основная цель, которая достигается путем их установления. Д. И. Менделеев, характеризуя таможенные тарифы зарубежных стран, отмечал, что «…большинство стран Европы соединяют в таможенных своих тарифах интересы фискальные с охранительными, и этой комбинации нельзя отказать в целесообразности». Проводя анализ структуры доходов бюджета Российской Федерации, можно с уверенностью утверждать, что фискальные интересы доминируют над охранительными интересами, когда речь идет о таможенных пошлинах. При введении специальных, компенсационных и антидемпинговых пошлин охранительные интересы, как было указано выше, ставятся на первое место. Проанализировав правовые основы регулирования антидемпинговой пошлины в ТС ЕврАзЭС, выделим две, на наш взгляд, наиболее существенные проблемы. Одна из них связана с тем, что Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам было принято в самом начале 2008 г., когда еще не было сформировано представление об институциональной структуре будущего Таможенного союза. Отсюда — такое большое количество в тексте Соглашения не до конца формализованных правовых норм, наделяющих полномочиями в сфере антидемпингового регулирования на тот момент еще не установленный орган Таможенного союза. Закрепление правовой базы антидемпингового регулирования Таможенного союза задолго до оформления его институциональной структуры неизбежно приводит к снижению эффективности нормативно-правового регулирования. Вторая проблема связана с отсутствием единой согласованной концепции правового регулирования нетарифных мер торговой политики Таможенного союза. Об этом весьма убедительно свидетельствует тот факт, что одновременно с принятием уже упоминавшегося Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, в тот же день, 25 января 2008 г., было принято Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В нем были закреплены все основные современные инструменты нетарифной политики Таможенного союза в отношении третьих стран, кроме защитных мер, в том числе мер антидемпингового регулирования. В Соглашении о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран было сформулировано определение мер нетарифного регулирования, отличающееся от аналогичного определения, которое содержится в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В действующем российском законодательстве используется подход к определению нетарифного регулирования через понятие таможенно-тарифного регулирования: нетарифные меры представляют собой такие меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые не относятся к таможенно-тарифным мерам, т. е. к ввозным и вывозным таможенным пошлинам. При таком подходе антидемпинговые меры, очевидно, становятся одной из разновидностей нетарифных мер торговой политики, что и нашло свое отражение в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В ст. 20 Закона, определяющей понятие нетарифного регулирования, содержится закрытый список нетарифных мер, к числу которых законодатель однозначно отнес специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры. Что же касается Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, то в нем под мерами нетарифного регулирования понимается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. При этом в закрытом списке нетарифных мер, содержащихся в этом Соглашении, антидемпинговые и иные защитные меры не значатся. Такие концептуальные нестыковки между наднациональным и национальным уровнями законодательного регулирования, несомненно, будут порождать различного рода коллизии, столкновения норм, усложнять применение нормативных правовых актов и в конечном счете снижать эффективность правового регулирования торговой политики. Как особенности переходного периода можно выделить следующие моменты. Новые расследования временно проводятся уполномоченными органами государств — членов Таможенного союза в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 339 такими уполномоченными органами определены Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан. Меры защиты внутреннего рынка, которые были ранее введены и применяются в соответствии с национальным законодательством государств — членов Таможенного союза, сохраняются в действии. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, применяемые в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза в отношении импорта товаров из третьих стран на территории государств — членов Таможенного союза, пересматриваются на предмет установления доли производства национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследования) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования), для которых был установлен ущерб либо угроза ущерба, в общем объеме производства государств — членов Таможенного союза. Проведение повторного специального защитного, антидемпингового или компенсационного расследования в отношении меры, введенной на единой таможенной территории Таможенного союза по результатам пересмотра, осуществляется уполномоченным органом государства — члена Таможенного союза, проводившим пересмотр соответствующей национальной меры. Порядок обращения заявителей в уполномоченные на проведение расследований органы определен решением от 19 ноября 2010 г. N 59 «О международных договорах в сфере применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС». Полномочия по принятию решений по их результатам осуществляет Комиссия Таможенного союза. Создание эффективного инструментария применения мер защиты внутреннего рынка призвано обеспечить полноценную защиту интересов товаропроизводителей Таможенного союза после вступления государств-членов в ВТО, в рамках которой использование повышения ставок ввозных таможенных пошлин в качестве средства временной защиты национальных отраслей Таможенного союза будет существенно затруднено.

——————————————————————