Институт таможенно-тарифных льгот в Российской Федерации

(Хрешкова В. В.) («Внешнеторговое право», 2008, N 2)

ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ХРЕШКОВА

Хрешкова В. В., аспирант Государственного университета — Высшей школы экономики.

В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке. В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующие ее росту. Различные льготы по уплате таможенных платежей повышают активность участников внешнеторговой деятельности и, таким образом, играют исключительно позитивную роль в решении данной задачи. Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А. Н. Козырин <1>, С. В. Халипов <2>, М. В. Миляков <3>, Е. В. Романова <4>, Т. Н. Трошкина <5>, И. В. Тимошенко <6>) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. В соответствии со ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее — НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины (далее — НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» А. Н. Козырина включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001. —————————————————————— <1> Козырин А. Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М.: Легат, 1997. С. 175. <2> Халипов С. В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры (Комментарий к Таможенному кодексу РФ и краткий словарь специальной терминологии). М.: ТАМОЖНЯ. РУ, 2004. С. 309. <3> Миляков Н. В. Таможенная пошлина. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 58. <4> Романова Е. В. Таможенные платежи. СПб.: Питер, 2005. С. 154. <5> Трошкина Т. Н., Шахмаметьев А. А. Правовое регулирование таможенных платежей. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 342. <6> Тимошенко И. В. Таможенное право России: Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Приоритет, 2003. С. 294.

Традиционно льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции <7>. В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» «под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Тарифная льгота, иными словами, представляет собой льготу по ставкам таможенного тарифа. ——————————— <7> См., например: Халипов С. В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2003. С. 79; Тимошенко И. В. Таможенное право России: Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Приоритет, 2003. С. 294.

Отличие тарифных льгот от преференции прежде всего состоит в том, что их предоставление осуществляется в разных формах. Также предоставление тарифных преференций прежде всего зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли и под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т. д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления. В Законе РФ «О таможенном тарифе» <8> закреплено законодательное (нормативное) определение тарифных льгот и преференций, установлены порядок, случаи и формы их предоставления. При регламентировании определенных случаев предоставления льгот в Законе содержатся ссылки на международные договоры и соглашения, законодательные акты РФ. Закон РФ «О таможенном тарифе» также установил исключительную прерогативу Правительства РФ по предоставлению тарифных льгот и преференций. Решения Правительства РФ по указанным вопросам оформляются принятием постановления или распоряжения. ——————————— <8> Статьи 34 — 37 Закона РФ «О таможенном тарифе».

К принципам предоставления тарифных льгот относятся следующие принципы: «предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона», «запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций», «предоставление льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке», «обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы». В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства.

——————————————————————