Финансирование спорта
(Каменков В. С.) («Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 1)
ФИНАНСИРОВАНИЕ СПОРТА
В. С. КАМЕНКОВ
Каменков В. С., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский союз юристов», председатель ОО «Белорусская федерация баскетбола», партнер Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России в Республике Беларусь.
Национальный Закон о спорте <1> установил прямую и очень общую демократичную норму о финансировании физической культуры и спорта: «Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта и иных источников, не запрещенных законодательством» (ст. 5). ——————————— <1> См.: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте» (в ред. от 20 декабря 2007 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 135. 2/1000.
Далее Закон о спорте в ст. 21 конкретизирует обязанность местных исполнительных и распорядительных органов в смысле финансирования. Они для обеспечения права граждан на занятие физической культурой создают и финансируют физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы) с широким набором физкультурно-оздоровительных услуг, определяют порядок предоставления детям, инвалидам, пенсионерам физкультурно-оздоровительных услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно в этих физкультурно-оздоровительных, спортивных центрах (комбинатах, комплексах). Финансированию спортивного резерва и спортсменов высокого класса посвящены нормы ст. 24 и 33 Закона о спорте. Закон о местном управлении и самоуправлении <2> также регулирует вопросы финансирования спорта. В пределах своих полномочий местные Советы самостоятельно: ——————————— <2> См.: Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. N 617-XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в ред. от 5 января 2008 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 8. 2/137.
1) определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение; расходуют бюджетные средства на финансирование мероприятий по социальному и экономическому развитию соответствующей территории; 2) увеличивают в пределах имеющихся у них средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, органов внутренних дел, охраны природы, историко-культурных ценностей; устанавливают доплаты и надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам работникам этих учреждений (ст. 43). Предусмотрено также, в частности, что из областных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: — физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации: — проведение областных спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с населением; — обеспечение функционирования областных учебно-методических центров физического воспитания населения, областных детско-юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства, центров физического воспитания и спорта учащихся (студентов), других государственных организаций физической культуры и спорта, подчиненных областным исполнительным комитетам, а также организаций, их обслуживающих; — поддержка областных спортивных клубов, а также других организаций, подчиненных областным исполнительным комитетам и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством; — государственные и областные программы и мероприятия в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (ст. 45). А из бюджетов базового (районного и городского) уровня финансируются следующие функциональные виды расходов: — физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации: — расходы на физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства, поддержку развития массовых видов спорта и физической культуры; — проведение районных, городских (городов областного подчинения) спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с населением; — обеспечение функционирования районных, городских (городов областного подчинения) детско-юношеских спортивных школ, других государственных организаций физической культуры и спорта, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам, а также организаций, их обслуживающих; — поддержка районных, городских (городов областного подчинения) физкультурно-спортивных клубов, а также других организаций, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) органам государственного управления и оказывающих услуги в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством; — государственные и районные, городские (городов областного подчинения) программы и мероприятия в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (ст. 46). В целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса создается система специализированных учебно-спортивных учреждений, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством. Право на бесплатную подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, имеют граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, прошедшие конкурсный отбор и не имеющие противопоказаний для занятий избранными видами спорта. Контрольные цифры приема (планы комплектования) без платы за подготовку в специализированных учебно-спортивных учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, определяет Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, а в учреждениях, финансируемых за счет средств местных бюджетов, — местные исполнительные и распорядительные органы. Специализированными учебно-спортивными учреждениями, финансируемыми за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, сверх контрольных цифр приема (планов комплектования) без платы за подготовку может осуществляться прием граждан, не прошедших конкурсный отбор и не имеющих противопоказаний для занятий избранными видами спорта, на подготовку за плату при условии соблюдения норм и правил организации учебно-тренировочного процесса. Специализированные учебно-спортивные учреждения, финансируемые за счет иных источников, не запрещенных законодательством, определяют по согласованию с собственником контрольные цифры приема (планы комплектования) без платы за подготовку, а также количество обучающихся за плату. Плата за подготовку устанавливается руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения в размере экономически обоснованных затрат по согласованию с собственником. По решению руководителя специализированного учебно-спортивного учреждения может устанавливаться размер платы за обучение, дифференцированный в зависимости от уровня спортивных достижений обучающихся. Материально-техническое обеспечение национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, финансирование их подготовки к международным спортивным мероприятиям и участия в них осуществляются за счет средств республиканского бюджета, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством. Конкретные нормы о финансировании спорта содержатся в правовых актах Президента Республики Беларусь: Указе Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. N 116 «О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных видов спорта» <3> (определен порядок оказания поддержки республиканским федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, клубам по виду (видам) спорта, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь); ——————————— <3> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. N 57. 1/11431.
Указе Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. N 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» <4> (в ред. от 24 марта 2010 г.) (безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям в целях поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений); ——————————— <4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 105. 1/6586.
Указе Президента Республики Беларусь от 4 сентября 1996 г. N 351 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты именных стипендий Президента Республики Беларусь выдающимся белорусским спортсменам и тренерам» <5> (в ред. от 2 апреля 2009 г.). ——————————— <5> Сборник действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (1994 — 2000).
Важным правовым актом для финансирования игровых видов спорта является Постановление Правительства Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. N 2040 <6>. ——————————— <6> См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2000 г. N 2040 «Об утверждении Положения о порядке частичного финансирования спортивных клубов по игровым видам спорта за счет средств бюджета» (в ред. от 10 февраля 2009 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 6. 5/4970.
Утвержденным им Положением определен порядок частичного финансирования за счет средств бюджета спортивных клубов по баскетболу, волейболу, водному поло, гандболу (ручному мячу), мотоболу, хоккею на траве, хоккею с мячом, хоккею с шайбой и футболу, созданных и действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставами соответствующих республиканских спортивных федераций и международных спортивных объединений. Расходы спортивных клубов по игровым видам спорта, финансируемые за счет средств бюджета, не могут превышать 40 процентов от суммы расходов спортивных клубов, исчисленных по нормам, установленным для бюджетных организаций в соответствии с актами законодательства. Частичное финансирование спортивных клубов по игровым видам спорта за счет средств бюджета осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами на основании смет расходов на очередной финансовый год. Спортивные клубы по игровым видам спорта, частично финансируемые за счет средств бюджета, обязаны ежеквартально представлять государственным органам, осуществляющим их финансирование, отчет об исполнении сметы расходов. Сметы расходов спортивных клубов по игровым видам спорта, финансируемых за счет средств бюджета, составляются исходя из необходимости обеспечения их деятельности. Указанные сметы расходов утверждаются по согласованию с государственными органами, осуществляющими частичное финансирование спортивных клубов по игровым видам спорта за счет средств бюджета. Планирование расходов спортивных клубов по игровым видам спорта, финансируемых из средств бюджета, осуществляется в соответствии со следующими особенностями: — заработная плата и начисления на заработную плату планируются в соответствии с республиканскими тарифами оплаты труда, рассчитанными на основе тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, а также тарифных разрядов и коэффициентов должностей руководителей спортивных клубов по игровым видам спорта, должностей тренеров и спортсменов-инструкторов команд по игровым видам спорта, устанавливаемых Министерством труда; — расходы на питание тренеров, спортсменов-инструкторов и спортсменов-стажеров, участвующих в республиканских соревнованиях и учебно-тренировочных сборах по подготовке к ним, планируются исходя из норм, утверждаемых Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством финансов и предусмотренных для участников республиканских соревнований (чемпионаты, соревнования на кубки Республики Беларусь), а на учебно-тренировочных сборах по подготовке к международным соревнованиям, в том числе к играм Восточноевропейской лиги по хоккею с шайбой, Балтийской, Северной лиг по баскетболу, — исходя из норм, предусматриваемых для участников международных соревнований; — обеспечение спортсменов-инструкторов и спортсменов-стажеров — участников учебно-тренировочных сборов и соревнований фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными и белково-глюкозными препаратами планируется на основе норм, утверждаемых Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством финансов; — компенсация затрат на командирование и служебные разъезды: — для участия в спортивных мероприятиях на территории Республики Беларусь с выездом к местам их проведения суточные расходы за время нахождения в пути планируются исходя из норм, устанавливаемых Министерством финансов; — для участия в международных соревнованиях на территории Республики Беларусь расходы на бытовое и культурное обслуживание планируются на основе норм, устанавливаемых Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством финансов; — для участия в спортивных мероприятиях в Российской Федерации и других странах Содружества Независимых Государств суточные расходы планируются исходя из норм, устанавливаемых Министерством финансов; — для участия в международных соревнованиях за рубежом суточные расходы планируются исходя из норм командировочных расходов, устанавливаемых Министерством финансов, и особенностей, определенных Положением об условиях труда работников Республики Беларусь за границей <7>; ——————————— <7> См.: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 55 «Об утверждении Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу» (в ред. от 14 декабря 2007 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 116. 8/4462.
— приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, спортивного имущества планируется на основе табеля спортивной одежды и обуви специального назначения, утверждаемого Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством финансов, и исходя из действующих цен; — затраты на арендную плату за места проведения учебно-тренировочных занятий, сборов и спортивных соревнований в зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, планируются в соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности, Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду торговых мест на рынках и торговых объектах в торговых центрах государственной и частной форм собственности, Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности <8>; ——————————— <8> См.: Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. N 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 261. 1/11073.
— приобретение памятных призов для победителей соревнований и их тренеров планируется на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 марта 1996 г. N 224р «Об установлении стоимости памятных призов и размеров вознаграждений (материальной помощи) для победителей спортивных соревнований и их тренеров»; — компенсация затрат на прием и обслуживание команд — участниц Еврокубков, Евролиг и других международных соревнований на условиях безвалютного обмена планируется исходя из норм, предусмотренных для спортсменов, участников и судей международных спортивных мероприятий, утверждаемых Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством финансов, а на условиях валютного покрытия расходов международными организациями — исходя из норм, установленных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. N 676 <9>. ——————————— <9> См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. N 676 «О нормах расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц» (в ред. от 4 августа 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 49. 5/5944.
Контроль за целевым использованием средств бюджета, выделяемых спортивным клубам по игровым видам спорта, возлагается на государственные органы, осуществляющие частичное финансирование спортивных клубов по игровым видам спорта. Это почти все, что имеется о финансировании спорта. А что можно предложить еще для совершенствования системы финансирования спорта? Как у других? Интерес представляет модельное законодательство СНГ. Так, в Модельном законе о студенческом спорте <10> указано следующее. ——————————— <10> См.: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 219 «О Модельном законе «О студенческом спорте» (принято в г. Санкт-Петербурге 16 июня 2003 г.) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2003. N 31.
«Основными источниками финансирования студенческого спорта являются бюджеты государств-участников. Дополнительными источниками финансирования могут быть: — средства предприятий, организаций, общественных объединений и фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей образовательного учреждения; — собственные средства образовательных учреждений, студенческих спортивных общественных объединений, в том числе валютные, являющиеся доходами от физкультурно-спортивной, консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами; — доходы от депозитных вкладов; — средства, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями, общественными фондами, частными лицами и другими спонсорами; — кредиты; — другие источники, не противоречащие законодательству» (ст. 18). Не менее важные нормы содержатся и в следующей ст. 19: «1. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого обучающегося, исходя из принципа оптимального последовательного увеличения фактических расходов на одного студента. Государство гарантирует выделение средств на нужды подготовки спортсменов в размере, обеспечивающем ее приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции. Привлечение дополнительных источников не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного и местных бюджетов. В целях привлечения инвестиций в систему студенческого спорта государство, региональные органы власти предусматривают: — специальную систему налоговых льгот для образовательных учреждений, юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в любой форме в развитие студенческого спорта. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются действующим законодательством; — льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду учреждениям и организациям. Финансирование образовательных учреждений, включая расходы на укрепление и создание материальной базы, проведение спортивных мероприятий, участие в международных соревнованиях, осуществляется за счет бюджетов всех уровней по разделу «Образование». Образовательные учреждения, работающие в режиме эксперимента, пользуются правом дополнительного финансирования в соответствии с законодательством. Орган государственной власти в области физической культуры может заключать договор (оформлять государственный заказ) с общественными объединениями на подготовку спортивного резерва для сборных команд, проведение спортивно-массовых соревнований среди студентов с финансированием мероприятий в полном объеме. Интересен и опыт других государств, например соседней Литвы. «Наряду с Законом о физической культуре и спорте в последнее время было принято немало изменений законов, чрезвычайно актуальных для развития спорта. Одним из важнейших является Закон о поддержке и благотворительности. После увеличения коэффициента освобождения от государственных налогов для подателя поддержки (спонсора) с 1 до 2 сложились куда более благоприятные условия для поддержки спорта. Уже обсуждены изменения Закона о подоходном налоге с физических лиц. После вступления в силу этих изменений спорт будет приравнен к индивидуальной деятельности. Это означает, что налоги с контрактов спортсменов составят не 33, а 15%. Кроме того, не подлежат налогообложению присуждаемые спортсменам призы, получаемые за участие в национальных соревнованиях, а также вручаемые спортсменам подарки. Согласно данному Закону каждый житель 2% от своего подоходного налога может направить на поддержку выбранной жизненной сферы, а значит, и спорта. Для спортивной общественности актуален также Закон об общественных организациях, который стимулирует создание спортивных клубов. В ближайшее время Сейм предполагает обсудить проект Закона о налоге на недвижимое имущество. В соответствии с ним недвижимое имущество общественных спортивных организаций налогом облагаться не будет. В Законе о местном самоуправлении спорт должен быть определен как необходимая деятельность. В Законе о просвещении спорту также уделяется недостаточно внимания: спорт отнесен к неформальному воспитанию, статут высших школ позволяет каждому вузу выбирать, сколько часов отвести на физическое воспитание, поэтому возникает опасность того, что физвоспитание может оказаться вообще вычеркнутым из их программы» <11>. ——————————— <11> Теснесите К. Законы, оказывающие влияние на литовский спорт: их развитие и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2006. N 2.
Так что запись в Законе о спорте, что финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта и иных источников, не запрещенных законодательством, можно и нужно наполнять новым содержанием.
——————————————————————