Нормативное правовое обеспечение и совершенствование государственной политики в сфере физической культуры и спорта

(Карякин В. В.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 1)

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В. В. КАРЯКИН

Карякин В. В., директор Департамента нормативного и правового обеспечения государственной политики Минспорттуризма России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

Текущий год можно охарактеризовать как период планомерной и последовательной работы по совершенствованию спортивного законодательства в Российской Федерации.

Направления этой работы закреплены в решениях Президента и Правительства Российской Федерации, обсуждаются в средствах массовой информации, являются предметом общественной дискуссии и потому хорошо известны профессиональному сообществу.

Тем не менее следует отметить, что содержание государственной политики в области физической культуры и спорта на современном этапе ее развития определяется двумя важнейшими стратегические ориентирами, которые заключаются в повышении конкурентоспособности спорта высших достижений и популяризации массового спорта.

В связи с итогами XXI Олимпийских зимних игр в г. Ванкувере вопросам спорта высших достижений уделено повышенное внимание. По результатам анализа выступлений Олимпийской сборной команды России и практики применения Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлены факторы, в том числе повлиявшие на ослабление спортивного потенциала страны. Речь идет о несовершенстве системы спортивной подготовки и об оптимизации правового регулирования отношений между субъектами физической культуры и спорта.

В целях исправления сложившейся ситуации предприняты следующие шаги. Минспорттуризмом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями подготовлен законопроект, конкретизирующий права и обязанности общероссийских спортивных федераций, уточняющий их ответственность за развитие соответствующих видов спорта, подготовку спортивных сборных команд России и достижение ими высоких спортивных результатов.

Законопроектом предусматривается также разграничение сфер ведения Минспорттуризма России и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, совершенствование подходов к решению вопросов кадровой политики в области физической культуры и спорта.

Данный законопроект направлен также на уточнение понятийного аппарата федерального закона, устранение иных пробелов в законодательстве Российской Федерации в области физической культуры и спорта, централизацию деятельности по ее управлению.

Проект федерального закона в настоящее время внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации о повышении эффективности системы подготовки спортсменов и олимпийского резерва и определении статуса организаций, осуществляющих такую подготовку, Минспорттуризмом России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с текстами обоих проектов можно ознакомиться на официальном сайте Минспорттуризма России).

Законопроектом предусматривается введение федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единые требования и нормативы при подготовке спортсменов. Также определен исчерпывающий перечень видов организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Российской Федерации. При этом спортивную подготовку возможно будет осуществлять как в соответствии с договором об оказании услуг по спортивной подготовке, так и в рамках государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, предполагается обеспечить единую систему подготовки спортсменов на территории Российской Федерации, вместе с тем учитывающую разнообразие целей и задач такой подготовки.

Что касается популяризации массового спорта, то результаты реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года фиксируют замедление темпов роста численности граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Это актуализирует вопросы о повышении эффективности пропаганды здорового образа жизни и изменении подходов к физкультурно-спортивному воспитанию населения.

В настоящее время пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни отнесена к полномочиям Российской Федерации. Вместе с тем Правительством Российской Федерации рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», внесенный Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан.

Законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом на участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни за счет собственных бюджетных средств.

Полагаем, что реализация данной инициативы позволит в большей степени адаптировать программы пропаганды здорового образа жизни к региональной специфике и особенностям психологии различных возрастных групп граждан, что в конечном итоге способствует улучшению качества знаний по вопросам ведения здорового образа жизни и достижению запланированных показателей развития физической культуры и спорта.

Законопроект поддержан Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и туризму и включен в примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на ноябрь 2010 г.

Параллельно Минспорттуризм России совместно с Минобрнауки России ведет работу над проектом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с целью учета особенностей прохождения спортивной подготовки при получении общего и профессионального образования, а также особенностей реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.

Положения проекта Федерального закона обсуждены на Межведомственной комиссии по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях, которая была образована в феврале текущего года для улучшения взаимодействия и разработки единой стратегии модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях.

В ближайшее время в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта Минспорттуризм России приступит к формированию системы по его реализации.

Заслуживает внимания и внесенный Минспорттуризмом России в инициативном порядке в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» по вопросу регулирования правоотношений, возникающих в сфере труда спортсменов и тренеров в части противодействия применению допинга в спорте.

Помимо законопроектной деятельности в 2010 г. приняты приказы, регламентирующие порядок реализации отдельных функций Минспорттуризма России и, таким образом, имеющие системное значение для сферы физической культуры и спорта.

Отметим наиболее важные из них: Приказ Минспорттуризма России от 25 января 2010 г. N 27 «Об утверждении Порядка разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта»; совместный Приказ Минспорттуризма России N 81 и Олимпийского комитета России N 12 от 8 февраля 2010 г. «Об утверждении Порядка расходования общей суммы вознаграждения для тренеров и специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта, обеспечивших подготовку спортсменов — победителей и призеров на чемпионатах мира и чемпионатах Европы»; Приказ Минспорттуризма России от 4 мая 2010 г. N 445 «Перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте».

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 марта 2010 г. проведена значительная работа по изучению законодательства и опыта подготовки к Олимпийским играм и иным соревнованиям высокого уровня стран — лидеров олимпийского движения. К настоящему времени Минспорттуризмом России сформированы выводы и рекомендации относительно целесообразности возможных преобразований в сфере нормативного правового обеспечения физической культуры и спорта.

Исследование данного вопроса составит основу научно-практических конференций, семинаров и круглых столов Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» в 2011 г., также они будут использованы для информационного сопровождения деятельности органов, осуществляющих управление физической культурой и спортом, учтены при определении перспективных направлений модернизации этой области.

——————————————————————