К вопросу о предмете изучения учебной дисциплины «Экономика физической культуры и спорта»
(Козлов А. В.)
(«Спорт: экономика, право, управление», 2009, N 3)
К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
А. В. КОЗЛОВ
Козлов А. В., старший преподаватель кафедры теории и практики физического воспитания ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук.
Современный этап развития нашей страны требует от специалиста по физической культуре не только знаний и умений, относящихся непосредственно к физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, основная цель которой — реализация содержания какого-либо вида физкультурно-спортивной деятельности, но и теоретических основ трансляции ценностей физической культуры в социум с позиции экономической и управленческой наук. Это обусловливает включение в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста и при повышении квалификации уже трудящегося в отрасли работника изучение основ экономики, права, управления.
Однако анализ научной литературы, собственный педагогический опыт, опрос специалистов физической культуры, работников органов управления отрасли позволили выявить низкий уровень их экономической компетенции, что обусловлено недостаточной для современного управления отраслью теоретико-методологической составляющей научных дисциплин по экономике, менеджменту, праву. Очевидно, что сложность изучения этих наук обусловлена слабой конкретизацией их объекта и предмета, целостности, отсутствием межпредметных и научных связей, в частности, с теорией физической культуры и спорта.
Данное положение, изучение научной литературы, исследовательская работа по проблеме формирования у специалиста по физической культуре экономических знаний позволили определить основную направленность и цель нашей исследовательской деятельности — определить предмет науки «Экономика физической культуры и спорта», систематизировать современные представления об этой отрасли познания общественной жизни.
В соответствии с современными воззрениями ученых спортивной науки предмет экономики физической культуры и спорта представляется в узком и широком значении.
В узком смысле предмет науки «Экономика физической культуры и спорта» представляется как вид познания, областью которого являются процессы предоставления населению физкультурно-спортивными организациями независимо от их организационно-правовой формы социокультурных услуг: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных. Так, М. И. Золотов, С. Г. Сейранов предмет экономики физической культуры и спорта представляют в виде проблемы выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам [4; с. 13]. А. Н. Попов считает, что экономика физической культуры и спорта изучает отношения и причинно-следственные связи, возникающие в процессе оказания физкультурно-спортивных услуг [5; с. 10].
Широкое понимание предмета науки определяет изучение всех отношений, имеющих место быть в отрасли. Например, с позиции В. В. Галкина, экономика — это наука, изучающая методы решения практических задач, возникающих в сфере спортивных отношений, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на уровне отдельных спортивных организаций и общества в целом [2; с. 20]. Б. С. Кузьмак предмет экономики физической культуры и спорта представляет в виде изучения экономических отношений, которые складываются между членами общества в сфере физической культуры и спорта, характера и механизма проявления законов общественного строя страны в физкультурном движении, специфических закономерностей, которые возникают в экономике отрасли, а также ее экономических взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства [3; с. 72].
Именно широкое понимание предмета науки нам наиболее импонирует. Это обусловлено тем, что экономика физической культуры и спорта является частью общей экономики, разновидностью отраслевой экономики. Предметом же экономической теории являются экономические отношения в обществе [1; 6]. Следовательно, предметом экономики физической культуры и спорта должны явиться именно экономические отношения в отрасли физической культуры и спорта.
Что касается конкретизации экономических отношений в отрасли физической культуры и спорта, то с учетом их интеграции в аспекте макро-, мезо — и микроэкономических положений их совокупность можно представить следующим образом:
1) экономические условия развития физической культуры и спорта: экономическое воздействие физической культуры на современное общество, климатогеографические особенности региона, демография страны, бюджет времени и доходы населения, корпоративный спорт, прогнозирование развития отрасли и т. д.;
2) управление экономикой физической культуры и спорта: государственное регулирование отраслью, саморегулирование физкультурно-спортивными организациями экономико-спортивных отношений, нормативно-правовые основы управления отраслью и т. д.;
3) экономика спортивного сооружения: включает определение оптимальных размеров и изучение путей более эффективного расходования средств на проектирование, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений, изучение основных фондов отрасли и т. д.;
4) финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивной организации: включает методы учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций, соответствующих специфике их работы и т. д.;
5) трудовые ресурсы: кадровое обеспечение различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, научное обоснование организации труда и заработной платы работников физической культуры и спорта, анализ экономических аспектов системы физкультурного образования и повышения квалификации физкультурных кадров и т. д.;
6) экономика спортивного соревнования: экономическое обеспечение спортивных соревнований различных уровней, финансирование спортивной, пропагандистской, организационной и других составляющих соревнования, билетный бизнес, безопасность при проведении соревнования и т. д.;
7) финансирование отрасли и отдельных звеньев физкультурного движения: инвестирование отрасли, государственное финансирование, внебюджетные источники финансирования, спонсорство, налогообложение, финансовое обеспечение спортивных школ, учебных заведений всех типов, органов управления, общественных и частных физкультурно-спортивных организаций и др.;
8) спортивное предпринимательство: спортивная индустрия, экономика профессионального спорта, букмекерский бизнес, тотализаторы и спортивные лотереи и т. д.;
9) спортивный маркетинг: предоставление населению коммерческими и некоммерческими физкультурно-спортивными организациями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, маркетинг-микс, реклама в спорте и работа с общественностью, товарные знаки и т. д.;
10) экономика международных спортивных связей: внешнеэкономическая деятельность, миграционная ситуация кадров, специалистов и спортсменов и т. д.
Этот перечень экономико-спортивных отношений, безусловно, неполный. Но даже их изучение уже может и должно явиться системообразующим фактором в генезисе экономической науки о физической культуре и спорте. А преподавание учебной дисциплины предметной подготовки «Экономика физической культуры и спорта» позволит целенаправленно формировать у будущих и действующих специалистов отрасли экономические знания в сфере физической культуры в виде системы, целостно и комплексно.
Литература
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 1999. 384 с.
2. Галкин В. В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 448 с.
3. Кузьмак Б. С., Осинцев А. А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1981. 280 с.
4. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. М.: ИЦ «Академия», 2004. 432 с.
5. Попов А. Н., Орехов Е. Ф., Куликов А. В. Экономика спорта: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 2004. 132 с.
6. Разнодежина Э. Н. Экономическая теория: Методические указания. Ульяновск: УлГТУ, 2005. 44 с.
——————————————————————