Предмет правового регулирования спортивного права
(Нафикова Г. А.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 10)
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРАВА
Г. А. НАФИКОВА
Нафикова Гульнара Айдаровна, кандидат юридических наук, ведущий консультант сектора юридической работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Предмет правового регулирования является системообразующим элементом права, который включает в себя общественные отношения в разных сферах жизни общества, в том числе в сфере спорта. Правоотношения в любой сфере должны иметь четкую регламентацию. В случае наличия объекта научного познания выделяются в отдельную отрасль права.
Ключевые слова: право, предмет, структура, система, потребности, спорт, физическая культура, правоотношения, инвалиды, достижение.
Subject of legal regulation of sports law G. A. Nafikova
The subject of legal regulation is a strategic element of law. It includes social relations in different spheres of social life including sport. Legal relations in any sphere must be strictly regulated and they become a branch of law if there is a concrete object of scientific cognition.
Key words: subject, law, structure, system, needs, sport, physical culture, legal relations, disabled people, achievement.
Право является продуктом общественного развития, нормативным регулятором различных общественных отношений, в частности, в сфере спорта. Спортивная сфера занимает немаловажное значение в жизни общества. Предмет правового регулирования является одним из элементов выделения правовых норм в отдельную самостоятельную отрасль права <1>. Под предметом правового регулирования следует понимать область исследования, что находится в рамках, в границах объекта исследования, то есть часть научного знания, с которой исследователь имеет дело, благодаря чему можно отграничить одну сферу общественных отношений от другой. ——————————— <1> См.: Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 136.
Объектом правового регулирования в спортивной сфере выступают физическая культура и спорт (массовый (физкультурный), спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный). Следовательно, можно отметить, что предметом являются общественные отношения в сфере физической культуры и спорта. Так, Н. И. Матузов указывает, что в структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты — индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <2> См.: Матузов Н. И. Система права / Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 353.
Особое мнение относительно предмета правового регулирования высказывал В. Д. Сорокин, впервые предложив рассматривать в качестве предмета правового регулирования единый предмет для всей системы права в целом <3>. ——————————— <3> См.: Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет и метод: Учебное пособие / Под ред. И. Ф. Покровского. СПб., 2000. С. 16.
Л. С. Явич под предметом правового регулирования понимает не общественные отношения, а поведение субъектов <4>, усматривая главное назначение юридических норм в программировании поведения людей, а правовое регулирование понимает как результат реагирования субъектов на правовое воздействие <5>. ——————————— <4> См.: Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 26. <5> См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: основные институты и понятия. М., 1970. С. 88.
Категория «общественные отношения в сфере спорта» включает в себя различные направления отношений: «человек-спорт», «школа-спорт», «вуз-спорт», «спортсмен-спорт», «государство-спорт» и т. д. В отношениях в сфере спорта удовлетворяются различные потребности: — по объектам: массовый (физкультурный), спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный; — по субъектам: индивидуальные, групповые, массовые, общественные; — по видам спорта: футбол, баскетбол, хоккей, лыжный спорт, плавание и т. д. Вовлечение людей в регулярные занятия спортом положительно сказывается на борьбе с такими негативными социальными явлениями, как пьянство, наркомания, курение, детская и молодежная преступность. А это все вместе с другими важнейшими шагами, предпринимаемыми государством в социальной сфере, способствует решению и демографической проблемы <6>. ——————————— <6> См.: Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002 — 2008 гг.) / Авт.-сост. В. А. Фетисов, П. А. Виноградов. М., 2008.
А. В. Сердюков под предметом спортивного права рассматривает спортивные отношения — особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленными на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней <7>. К спортивным отношениям, считает А. В. Сердюков, ограничено применение принципа эквивалентности <8>. ——————————— <7> См.: Сердюков А. В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10. <8> Там же.
В. П. Васькевич в структуре общественных отношений, возникающих по поводу профессиональной спортивной деятельности, выделяет профессиональные спортивные отношения, которые в совокупности можно определить как систему (комплекс) общественных отношений, складывающихся между субъектами профессиональной спортивной деятельности. Данные отношения, по его мнению, имеют ряд специфических особенностей, позволяющих их охарактеризовать как особую сферу правового регулирования. Во-первых, сюда следует отнести субъектный состав данных отношений, включающий участников профессиональной спортивной деятельности. Во-вторых, это специальные объекты как непосредственно профессиональной спортивной деятельности, так и неразрывно связанных с ней областей. В-третьих, в указанных отношениях имеет место прямое (принятие нормативно-правовых актов, бюджетное финансирование) или косвенное (через Олимпийский комитет России, федерации по видам спорта, профессиональные спортивные клубы), опосредованное участие публично-правовых образований <9>. ——————————— <9> См.: Васькевич В. П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006.
Сегодня для государства вопросы развития физической культуры и спорта являются приоритетными, они постоянно находятся в поле зрения Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания РФ. Таким образом, учитывая потребности людей в сфере спортивных отношений, опосредованные в праве, предметом правового регулирования спортивного права являются общественные отношения: — массовый (физкультурный) спорт; — спорт высших достижений (олимпийский); — профессиональный спорт. Значительная работа за последнее время проводится по развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Впервые в истории развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями и инвалидов в 2007 г. в России была проведена Первая летняя Всероссийская спартакиада инвалидов. В программу Спартакиады вошли 18 видов спорта, в соревнованиях приняли участие спортсмены из 70 субъектов Российской Федерации общим числом 2722 человека, из них 2148 спортсменов (мужчин — 1590, женщин — 558 человек) и 574 официальных представителя. В 2008 году спортсмены-инвалиды приняли участие в зимней Спартакиаде <10>. ——————————— <10> См.: Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002 — 2008 гг.) / Авт.-сост. В. А. Фетисов, П. А. Виноградов. М., 2008.
Создание современных условий для развития физической культуры и спорта является приоритетным направлением государственной социальной политики, в частности, в Республике Татарстан. На 1 января 2010 г. численность занимающихся массовой физической культурой и спортом в Республике Татарстан составила 875507 человек, т. е. 23,15% от общей численности населения республики <11>. ——————————— <11> Материалы коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2010 год» / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ / Под ред. Р. Т. Бурганова. Казань, 2011.
В рамках подготовки к Универсиаде-2013 в Республике Татарстан уделяется особое внимание спорту. Подготовка к Универсиаде-2013 создала условия для совершенствования вопросов нормативно-правового регулирования в сфере спорта. Развитие спортивного права как отрасли права, выделение предмета правового регулирования приведут к более успешному организационно управленческому и информационному обеспечению в сфере спорта и, как следствие, к более грамотной реализации в жизни. Принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <12> создало необходимые предпосылки для перехода отрасли физической культуры и спорта на качественно новый уровень правовой регламентации складывающихся в ней общественных отношений. ——————————— <12> Российская газета. 2007. N 276.
Удельный вес населения Республики Татарстан, систематически занимающегося физической культурой и спортом (%), в динамике по годам
25 23,15
20,52 20 19,10 17,4 15,56 15
10
5
0 2006 2007 2008 2009 2010
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в городских округах Республики Татарстан
% 45
38,21 37,96 35,03 36 35,50 35,53 28,80 28,91 23,41 23,55 23,59 23,90
27 26,93 22,50
18,77
18
9
0 V V V V V V V Азнакаево Бавлы Буинск Заинск Лениногорск Нурлат Казань V V V V V V Альметьевск Бугульма Елабуга Зеленодольск Нижнекамск Чистополь V Набережные Челны
В качестве приоритетных направлений в развитии отрасли физической культуры и спорта является: создание эффективной системы государственного управления; регламентация понятийного аппарата; разграничение полномочий между различными уровнями государственной власти; законодательное закрепление институтов управления физической культурой и спортом; детальная проработка трудовых отношений со спортсменами; дополнительная разработка нормативно-правовых актов, подзаконных нормативных актов и механизма их реализации. Таким образом, развитие отрасли физической культуры и спорта, формирование необходимой правовой базы, современной организации и управления развитием физической культуры и спорта, а также механизма реализации позволит эффективно достичь поставленных задач.
Библиографический список
1. Васькевич В. П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006. 2. Материалы коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2010 год» / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ / Под ред. Р. Т. Бурганова. Казань, 2011. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— 3. Матузов Н. И. Система права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. 4. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. 5. Сердюков А. В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 6. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет и метод / Под ред. И. Ф. Покровского. СПб., 2000. 7. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002 — 2008 годы) / Авт.-сост. В. А. Фетисов, П. А. Виноградов. М., 2008. 8. Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961.
References (transliteration)
1. Vas’kevich V. P. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnosheniy v oblasti professional’nogo sporta: Avtoref. dis. na sois. uchen. st. kand. yur. nauk. Kazan’, 2006. 2. Marksistsko-leninskaya obshchaya teoriya gosudarstva i prava: osnovnye instituty i ponyatiya. M., 1970. S. 88 — 89. 3. Materialy kollegii «Itogi raboty Ministerstva po delam molodezhi, sportu i turizmu Respubliki Tatarstan za 2010 god» / M-vo po delam molodezhi, sportu i turizmu RT; Pod red. R. T. Burganova. Kazan’, 2011. 96 s. 4. Matuzov N. I. Sistema prava // Teoriya gosudarstva i prava: Kurs lektsiy / Pod red. N. I. Matuzova i A. V. Mal’ko. M., 1997. S. 353. 5. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva / Pod red. V. V. Lazareva. M., 1994. 6. Serdyukov A. V. Sportivnoe pravo kak kompleksnaya otrasl’ zakonodatel’stva: Avtoref. dis. na sois. uchen. st. kand. yur. nauk. Moskva, 2010. 7. Sorokin V. D. Pravovoe regulirovanie: predmet i metod: Uchebnoe posobie / Pod red. I. F. Pokrovskogo. SPb., 2000. 8. Fizicheskaya kul’tura i sport v Rossiyskoy Federatsii: normativnoe pravovoe, organizatsionno-upravlencheskoe, nauchno-metodicheskoe, material’no-tekhnicheskoe i informatsionnoe obespechenie: Dokumenty i materialy (2002 — 2008 gody) / Avt.-sost. V. A. Fetisov, P. A. Vinogradov. M.: Sovetskiy sport, 2008. 9. Yavich L. S. Problemy pravovogo regulirovaniya sovetskikh obshchestvennykh otnosheniy. M., 1961.
——————————————————————