Обсуждение вопросов совершенствования российского законодательства в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований

(Пулов Е. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 1)

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ <*>

Е. А. ПУЛОВ

——————————— <*> Pulov E. A. Discussion of the questions on the Russian legislation improvement in the sphere of public order and public safety guarantees under official sports competitions.

Пулов Евгений Александрович, зам. исполнительного директора Общероссийского союза общественных объединений «Российский союз боевых искусств», член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL.

В статье исследуются вопросы совершенствования российского законодательства, предложенные проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». Целью статьи является определение возможных направлений совершенствования правового регулирования данных вопросов.

Ключевые слова: безопасность, регулирование, спорт, правопорядок, правила, органы.

The questions on the Russian legislation improvement in the sphere of public order and public safety guarantees under official sports competitions suggested by the draft Federal act «On amendments into certain legislative acts of the Russian Federation in regards to the public order and public safety guarantees under official sports competitions» are considered in the article. The purpose of the article is to define the possible ways of improvement of legal regulation in regards to the questions under consideration.

Key words: safety, regulation, sport, low and order, legal bodies.

Регулирование вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований и физкультурных мероприятий на законодательном уровне, безусловно, заслуживает внимания. Вместе с тем изучение положений проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее — законопроект) свидетельствует о необходимости его дополнительной проработки. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта относит к полномочиям Российской Федерации (п. 19 ст. 6). Законопроектом предлагается в целях совершенствования российского законодательства в данной сфере ввести понятие «контролер (распорядитель)». При этом контролером (распорядителем) может являться физическое или юридическое лицо, привлекаемое организатором спортивного соревнования и (или) собственником (пользователем) объекта спорта на договорной основе для обеспечения безопасности при проведении спортивного соревнования. Таким образом, предлагается вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта возложить на организатора и (или) собственника (пользователя) объекта спорта. При этом организатор и (или) собственник (пользователь) объекта спорта обязывается привлекать для выполнения указанных функций контролера (распорядителя) на условиях гражданско-правового договора, согласно которому данное лицо будет выполнять весь комплекс услуг, предусмотренный ст. 20.1 законопроекта. Заметим, что указанной категории лиц для выполнения таких функций необходимы знания из различных областей — это знание российского законодательства в спортивной сфере, знание норм административного, уголовного права, тактики предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных со спортивной деятельностью, знание психологии, физическая подготовка и т. д. В тексте законопроекта отсутствуют нормы, обязывающие таких лиц проходить специальную подготовку. При этом они обязываются информировать зрителей о правилах поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и осуществлять контроль за их соблюдением, требовать от зрителей соблюдения общественного порядка и общепринятых норм поведения, а также соблюдения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие соревнования. Неясно, каким образом и кем будет определяться квалификация и способность указанных контролеров осуществлять возлагаемые на них функции. Ясно только одно, что в соответствии с гражданским законодательством договор с такими лицами может быть расторгнут за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Фактически речь идет о лицах, которые должны выполнять функции билетеров, но при этом на них возлагается обязанность по контролю и обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Если бы не это, то и закона не потребовалось бы, поскольку иные вопросы вполне решаемы в рамках договорных отношений. Между тем согласно законопроекту (ст. 2) ответственность за нарушение правил по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований в соответствии со ст. 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будут нести собственники (пользователи) объекта спорта. Встает вопрос, а как же быть с организаторами, на которых законопроектом также возлагается обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта и которые вправе привлекать контролеров (распорядителей). На наш взгляд, такой подход к решению проблемы вряд ли правомерен. Считаем, что концепция законопроекта нуждается в дополнительной проработке. При определении концепции законопроекта авторам законодательной инициативы необходимо учитывать, что обеспечение безопасности — это прерогатива в первую очередь правоохранителей, а не организаторов спортивных мероприятий и (или) собственников (пользователей) объекта спорта. Кроме того, следует иметь в виду, что в необходимости обеспечения безопасности нуждаются все — организаторы, участники и зрители спортивных мероприятий, необходимо учитывать специфику организации и проведения спортивных мероприятий, которая связана с большим скоплением людей, скоростью возникновения различных эксцессов, ограниченным пространством спортивного мероприятия и др. Обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (ст. 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ). Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагается обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в т. ч. в местах проведения публичных и массовых мероприятий. Пунктом 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах и в других общественных местах. Следовательно, сегодня в рамках бюджетных средств, направленных на осуществление деятельности полиции, должна быть создана служба, призванная обеспечить безопасность граждан и общественный порядок при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта. Работники полиции такой службы в рамках повышения квалификации должны пройти подготовку по изучению российского законодательства в спортивной сфере, а также правил по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. В рамках действующего законодательства помощь сотрудникам полиции в обеспечении правопорядка на таких объектах могли бы оказывать такие общественные институты, как добровольные народные дружины. Возможно, также было бы целесообразно в данной работе применять различные формы общественного контроля. По нашему мнению, в перспективе данный вопрос следовало бы решать путем создания спортивной полиции. Необходимость создания спортивной полиции как самостоятельного подразделения органов внутренних дел или как структурного подразделения органов внутренних дел, о которой сегодня говорят ученые-правоведы, является наиболее приемлемой и оправданной формой. Подготовка специалистов правоохранительной деятельности в спортивной сфере должна осуществляться на образовательном уровне, с разработкой учебной программы подготовки специалистов в данной сфере с внесением изменений в государственный образовательный стандарт по специальности «юриспруденция». Конечно, введение такой структуры в систему правоохранительных органов потребует и дополнительные бюджетные расходы, но это будет вполне оправданно и соответствовать основным конституционным принципам — обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и правопорядка. Все указанные вопросы нуждаются в дополнительном обсуждении, но, безусловно, законопроект в представленном варианте не может быть поддержан.

——————————————————————