Роль спортивного права в жизни спортсменов и специалистов физической культуры и спорта

(Феоктистова О. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2008, N 3)

РОЛЬ СПОРТИВНОГО ПРАВА В ЖИЗНИ СПОРТСМЕНОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

О. А. ФЕОКТИСТОВА

Феоктистова О. А., соискатель кафедры СМЭиП имени В. В. Кузина Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

За последние годы правовые отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: во многом расформировалась система управления физической культурой и спортом, по-новому выстраиваются финансовые отношения между государством и спортивными организациями, на иных принципах производится государственное регулирование физкультурно-спортивных отношений на федеральном и региональном уровнях. Происшедшие де-факто изменения требуют своего законодательного оформления в различных аспектах на международном, межгосударственном уровнях, на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. В то же время прогресс физкультурно-спортивных отношений в нашей стране идет весьма динамично, что, в свою очередь, требует постоянной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы существующего законодательства, по созданию принципиально новых законодательных актов, закрепляющих достижения российский физической культуры и спорта. Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать выпускникам физкультурных вузов. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономико-правовых отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования могут только высококвалифицированные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь знаний правовой базы массового и профессионального спорта РФ и зарубежных стран, особенностей правового регулирования по созданию и юридическому обслуживанию спортивных организаций в области физкультурного и спортивного предпринимательства, так как именно эта сфера является определяющей для процветания физкультуры и спорта в целом. Все вышеперечисленные аспекты включает в себя программа предмета «Правовые основы физической культуры и спорта» <1>, изучаемого во многих вузах Российской Федерации, в том числе и в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (далее — РГУФКСиТ). ——————————— <1> Кузин В. В., Кутепов М. Е. Примерная программа дисциплины «Правовые основы физической культуры и спорта» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 521900 «Физическая культура» и специальностям 022300 «Физическая культура и спорт», 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». М.: Редакционно-издательский отдел РГУФКиТ, 2003. 18 с.

Данный предмет, как и любой другой предмет, изучаемый в рамках программы РГУФКСиТ, состоит в тесной взаимосвязи с другими предметами. Следует отметить, что пробелами в знаниях правовых основ страдают как действующие спортсмены, так и студенты, которые закончили спортивную карьеру. При этом сами студенты не могут ликвидировать свои пробелы, надеясь, что преподаватели не проконтролируют уровень знаний той или иной темы. Поэтому на кафедре СМЭиП имени В. В. Кузина была разработана (2006 г.) и апробирована (2007 — 2008 гг.) методика оценки знаний студентов ГРУФКиТ правовых основ физической культуры и спорта в форме тестовых методик. В эксперименте принимали участие студенты 2-х и 5-х курсов игровых видов спорта (хоккей, футбол, гандбол, волейбол, теннис и др.), циклических видов спорта (плавание, лыжный спорт, легкая атлетика, конькобежный спорт и др.), факультета спортивных единоборств и прикладных видов спорта (бокс, спортивная борьба, тяжелая атлетика и др.) и факультета сложно-координационных видов физкультурно-спортивной деятельности (акробатика, гимнастика, фигурное катание и др.), всего протестированы 370 человек. Перед изучением предмета «Правовые основы физической культуры и спорта» студентам РГУФКСиТ было предложено анкетирование (табл. 1), которое позволило выявить заинтересованность в изучении предмета и значимость спортивного права.

Таблица 1

Вопросы анкеты Результаты

1. Оцените уровень своих знаний Высокий Средний Низкий российского законодательства в уровень — 9% уровень — 50% уровень — 41% области физической культуры и спорта перед изучением курса

2. Оцените значимость изучения Высокая — 53% Средняя — 46% Низкая — 1% спортивного законодательства (спортивного права)

3. Считаете ли Вы, что изучение Да — 91% Нет — 9% Не знаю — 0% курса «Правовые основы физической культуры и спорта» способно повлиять в положительную сторону при разрешении жизненных ситуаций?

Таким образом, большинство студентов готовы изучать курс (91%) и понимают значимость изучения предмета (53%), но уровень их знаний недостаточно велик (9%). Такая диагностика позволяет получить информацию об исходном уровне познавательной деятельности обучаемого, о понимании им целей изучения спортивного законодательства, об уровне и качестве имеющихся у него знаний. Далее было проведено тестирование, которое включает 8 тестов, соответствующих программе предмета «Правовые основы физической культуры и спорта»: «Понятие и источники российского спортивного права» (тест N 1); «Нормативно-правовые основы развития физической культуры и спорта на международном, национальном и региональном уровне» (тест N 2); «Правовое регулирование деятельности физкультурно-спортивных организаций» (тест N 3); «Система законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте» (тест N 4); «Правовое регулирование деятельности коммерческих/некоммерческих физкультурно-спортивных организаций» (тест N 5); «Договорные отношения в сфере физической культуры и спорта» (тест N 6 — 7); «Правовое регулирование отдельных аспектов спортивной деятельности/Защита прав потребителей» (тест N 8). В результате эксперимента: 196 студентов (53%) выполнили все тесты на «отлично» и «хорошо», 148 человек (40%) ответили удовлетворительно и лишь 26 человек допустили большое количество ошибок в тестах (7%) (рис. 1).

53%

&&& &&& 40% &&& &&& +++ &&& +++ &&& *** неудовлетв. +++ &&& +++ &&& +++ &&& +++ удовлетв. +++ &&& +++ &&& 7% +++ &&& &&& хорошо/отлично +++ &&& *** +++ &&& *** +++ &&& *** +++ &&&

Рисунок 1

При этом наиболее прочными навыками являются навыки выполнения тестов N 7 — 8 (правильно ответили 94% студентов). Средний уровень знаний (около 85%) показали студенты при решении тестов N 1 — 4, 6. А по таким важным темам, как «Правовое регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций» (тест N 5), уровень знаний оказался самым низким — 52,5% (рис. 2).

120%

П Р О Ц 100% Е Н @ — 2 курс Т (220 человек) Н * О * * х х — 5 курс Е * х х @ (150 человек) * х @ * @ С х @ * х * — всего студенты О 80% @ х @ (370 человек) О @ Т Н О Ш Е Н И Е 60%

В Ы П О Л * Н х Е @ Н 40% И Я

Т Е С Т А 20%

% 1 2 3 4 5 6 7 8

Номер теста

Рисунок 2

Таким образом, мы видим, что понятие и источники российского спортивного права; нормативно-правовые основы развития физической культуры и спорта; вопросы спортивного законодательства Российской Федерации и ее субъектов, а также вопросы правового регулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций весьма актуальны. Для подтверждения данной теории в начале 2008 г. было проведено исследование, связанное с определением уровня правовой компетентности специалистов физической культуры и спорта в современном обществе в форме социологического опроса. Опрос проводился в спортивных школах города Москвы: ГОУ ДОСН ДЮСШ N 48; ГОУ МСС УОР N 2; СДЮШОР «Юность Москвы»; СДЮШОР N 27 «Сокол». В качестве респондентов выступали тренеры-преподаватели, специалисты сферы физической культуры и спорта, руководители спортивных школ и секций. Средний возраст респондентов — 30 лет. Общее количество опрошенных — 50 человек. На первый вопрос «Какие источники чаще всего позволяют Вам получить полную информацию об издании новых законов и ознакомиться с ними?» 70% ответили, что это Интернет и компьютерные системы («Гарант», «КонсультантПлюс»); 20% — средства печати и 10% — другие источники (средства теле — и радиовещания). На второй вопрос «Помогают ли Вам приобретенные знания правовых основ в разрешении жизненных ситуаций?» 90% ответили «да» и 10% ответили «нет». В ответах на третий вопрос «Знание каких нормативных законов Вам приходилось (приходится) применять в своей работе?» мнения респондентов распределились следующим образом: 10% — Конституция РФ; 20% — Трудовой кодекс РФ; 60% — Федеральный закон «О физической культуре и спорте»; 10% — «не применяю». На четвертый вопрос «Какие законы, на Ваш взгляд, требуют изменений (дополнений)?» 25% ответили, что это Трудовой кодекс РФ; 30% — Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и 45 % — Закон РФ «Об образовании». При этом на пятый вопрос «Удовлетворены ли Вы организационно-правовой работой в вашем коллективе (организации)?» 95% ответили, что удовлетворены полностью, и лишь 5% — удовлетворены частично и думают, что есть возможность улучшить эту работу. При ответе на шестой вопрос «Как часто Вам приходится применять Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в своей сфере деятельности?» 50% согласились, что часто; 20% — что применяют иногда; 30 % — редко. На вопрос «На какие главы и статьи Федерального закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» необходимо обратить особое внимание?» большинство ответили, что на спорт высших достижений, договорные отношения, спонсорство, финансирование. В восьмом вопросе «На что, по Вашему мнению, необходимо обратить внимание в первую очередь (область усовершенствования законодательства)?» к единому мнению пришли, что это права и обязанности спортсменов; договорные отношения в спорте; спонсорство; спортивная подготовка; страхование жизни и здоровья спортсменов. На девятый вопрос «Степень влияния спортивного законодательства в Вашем виде спорта?» 80% респондентов ответили, что достаточно высокая; 15% — средняя; 5% — незначительная. В этой связи очевидна необходимость более глубокой законодательной проработки целого ряда актуальных вопросов, касающихся: — детской ранней спортивной специализации, участия детей в спортивных соревнованиях; — спонсорской деятельности, т. е. привлечения в спорт внебюджетных источников путем внесения поправок в соответствующие законы Российской Федерации; — создания благоприятных условий в первую очередь для организаций, реализующих программы развития физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот, способствующих формированию здорового образа жизни; — уточнения порядка спонсирования и права инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд России для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх. Требуются новые законодательные инициативы, в т. ч. через созданное для обусловленного лоббизма интересов спорта в институтах власти Всероссийское добровольное общество «Спортивная Россия». Важно повышать гражданскую активность участия в спортивном движении. Именно здесь заложен основной резерв. С одной стороны, волей власти, а с другой — детально проработанным правовым механизмом можно будет полноценно интегрировать спорт в общественную жизнь России.

——————————————————————