«Открытые» спортивные соревнования

(Овчинникова Н. А.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2011, N 4)

«ОТКРЫТЫЕ» СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Н. А. ОВЧИННИКОВА

Овчинникова Н. А., преподаватель Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

В настоящее время основным регламентирующим документом при проведении всех физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — ФЗ о спорте).

Ежегодно по каждому виду спорта на основании решений федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее — ЕКП) вносятся сотни соревнований различного уровня. Данный документ придает официальный статус всем соревнованиям, проводимым на территории Российской Федерации, а также всем спортивным соревнованиям, проводимым за рубежом с участием российских спортсменов и/или российских сборных команд спортсменов.

В пункте 18 ст. 2 указанного Закона дано определение спортивного соревнования, в соответствии с которым это состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Согласно п. 19 ст. 2 ФЗ о спорте спортивные соревнования являются разновидностью спортивных мероприятий, к которым также относятся учебно-тренировочные сборы и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов.

Каждое соревнование в зависимости от места проведения, состава участников и наличия необходимых документов имеет определенный статус. На сегодня всем известны такие статусы спортивных соревнований: международный, всероссийский, межрегиональный, региональный.

В последние несколько лет стали популярными соревнования, которые имеют сразу несколько статусов. В то же время практикуется добавлять к официальному наименованию спортивного соревнования слово «открытый», подразумевая под этим участие в соревновании иностранных команд и/или спортсменов.

Так что это за «открытые» соревнования и какими документами должен быть подтвержден статус данных соревнований?

Предлагаю в первую очередь рассмотреть примеры по так называемым открытым всероссийским спортивным соревнованиям. В настоящей статье специально не затрагиваются вопросы региональных и межрегиональных соревнований, т. к. соревнования с указанными статусами имеют свои особенности, которым, по мнению автора статьи, должно быть уделено отдельное внимание.

Во многих видах спорта, к примеру, в легкой атлетике, хоккее, гольфе, яхтовом спорте, теннисе, проводятся открытые чемпионаты России, открытые кубки России, открытые первенства России. Данные соревнования в соответствии с ЕКП являются всероссийскими, в которых наравне с российскими спортсменами (командами) принимают участие иностранные спортсмены (команды). В отдельных видах спорта международные спортивные федерации включают такие «открытые» соревнования в свой международный календарь, чтобы у спортсменов была возможность претендовать на специальные баллы (очки).

Всероссийские соревнования должны проводиться в соответствии с положениями (регламентами), утвержденными организаторами спортивных соревнований, в которых определяются порядок и условия проведения конкретного соревнования, определение победителя и призеров спортивного соревнования.

Безусловно, с включением в состав иностранных участников всероссийские соревнования повышают свой рейтинг, что соответственно увеличивает интерес со стороны поклонников спорта. Вместе с тем имеются определенные признаки, которые в связи с неурегулированностью на законодательном уровне являются отрицательными и могут иметь негативные последствия в процессе проведения соревнования. Первое, что необходимо отметить, это то, что участие иностранных спортсменов (команд) необходимо согласовывать с национальной федерацией той страны, которую они представляют при участии в соревновании, а также с международной спортивной федерацией (ассоциацией), курирующей определенный вид (виды) спорта. Хочу подчеркнуть, что данное условие необходимо закрепить на законодательном уровне, независимо от того, утверждено ли данное условие правилами международной спортивной федерации (ассоциации).

Представляется разумным, что данное согласование должно быть получено иностранным участником и впоследствии представлено организатору спортивного соревнования.

Второе, на что хочу обратить внимание, так это порядок определения победителя и призеров таких соревнований. К примеру, по итогам открытого чемпионата России иностранному участнику может быть присвоен статус чемпиона России. В период политического самоутверждения Российской Федерации на международном рынке, отстаивания государственных интересов за рубежом такая позиция в спортивном сообществе представляется нелогичной.

Какой выход? Ведь все участники должны находиться в равных условиях или необходимо рассчитывать на то, что иностранные участники окажутся слабее российских, а может быть, все же вводить ограничения для иностранных участников, чтобы у них не было шансов добраться до вершины победы? А как же тогда спортивный принцип? Много вопросов, вам не кажется?

Представляется, что чемпионаты России, первенства России и кубки России не должны быть «открытыми», данные соревнования должны проводиться только на территории Российской Федерации и в них должны принимать участие только российские участники.

Естественно возникает вопрос с такими соревнованиями, у которых по организационным признакам имеется сразу два статуса: и всероссийский, и международный. Как правило, это значимые соревнования, с большим интересом к ним со стороны государственных органов и общественности.

Учитывая те самые организационные признаки, такие, как состав участников, территория проведения, определение итогов соревнований, победителя и призеров, данные соревнования подходят под международный статус. Всероссийский статус такие соревнования приобретают (опять же как правило, т. к. допускаю исключения) на основе прав, полученных от общероссийских спортивных федераций, которым такие права принадлежат в силу ФЗ о спорте. Всероссийский статус позволяет представлять спортсменов и тренеров к официальным наградам и званиям. В основном именно под всероссийский статус данных соревнований организаторам и участникам выделяются бюджетные средства.

И все же считаю, что данные соревнования следует организовывать и проводить в рамках одного статуса — международного либо для соревнований, которые подходят под нижеприведенные признаки, ввести отдельный статус — транснациональный, т. е. выходящий за пределы национального соревнования:

— соревнования проводятся от имени Российской Федерации с привлечением иностранных участников;

— соревнование не включено в календарь международной спортивной федерации (ассоциации);

— соревнование не носит разовый характер, т. е. проводится в течение определенного периода;

— соревнование проводится как на территории России, так и за рубежом.

Все права на данные соревнования должны принадлежать организаторам таких соревнований. В качестве организаторов могут выступать юридические лица любых организационно-правовых форм.

Организаторам нужно предоставить возможность подавать заявку на включение таких соревнований в ЕКП на основании соглашения с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. И, соответственно, чтобы спортсмены и тренеры, принимающие участие в данных соревнованиях, могли быть представлены к заслуженным официальным наградам и званиям.

Инициаторы транснациональных соревнований для их организации и проведения должны получить соответствующие согласования от общероссийской спортивной федерации, федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и международной спортивной федерации (ассоциации). А иностранные участники должны представить организатору согласование от национальной спортивной федерации, чью страну они представляют.

В остальных случаях инициаторы международных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации, для организации и проведения должны получить соответствующие согласования от общероссийской спортивной федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких международных соревнований. В случае если спортивное соревнование не включено в международный календарь, то иностранные участники должны представить согласование от национальной спортивной федерации, чью страну они представляют.

Представляется, что форма согласования и порядок его получения и предоставления должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Отдельно считаю необходимым отметить, что тема, касающаяся статусов спортивных соревнований, является актуальной.

Поэтому предлагаю рассмотреть перечень изменений, которые могут лечь в основу статьи 20 ФЗ о спорте:

1. Всероссийские официальные спортивные соревнования должны проводиться только на территории Российской Федерации и при участии российских спортсменов и/или команд.

2. Ввести статус транснационального соревнования, проводимого от имени Российской Федерации с привлечением иностранных участников.

3. Установить критерии для транснациональных соревнований и международных соревнований с последующим включением изменений и дополнений во все нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

——————————————————————