Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования комплекса мероприятий, необходимых для подготовки конкурентоспособных спортивных сборных команд Российской Федерации (по материалам заседания Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России 15 марта 2010 г. в Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина)

(Карякин В. В.)

(«Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ

ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ

ПО СПОРТИВНОМУ ПРАВУ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ

15 МАРТА 2010 Г. В МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ ИМ. О. Е. КУТАФИНА)

В. В. КАРЯКИН

Карякин В. В., директор Департамента нормативного и правового обеспечения государственной политики Минспорттуризма России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

Итоги выступления российских спортсменов на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в г. Ванкувере (Канада) показали необходимость серьезных преобразований в спортивной сфере, в том числе комплексного совершенствования нормативно-правовой базы.

Всесторонний анализ причин, следствием которых стало не вполне успешное 11-е место в общекомандном зачете, позволил сформулировать основные направления совершенствования нормативного правового регулирования государственной политики при осуществлении подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи.

Одной из главных причин невысоких результатов российских спортсменов на Олимпийских играх является снижение качества работы по подготовке спортивного резерва. Недостатками существующей в настоящее время системы работы с резервом сборных команд является отсутствие многолетнего планирования подготовки молодых спортсменов, устаревшая система отбора, отсутствие сформированного заказа на подготовку спортсменов высокого класса.

В этой связи Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России совместно с Комиссией Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, Минспорттуризмом России подготовлен законопроект, направленный на установление статуса организации спортивной подготовки, закрепление этапов и стандартов спортивной подготовки, а также регламентацию самого процесса спортивной подготовки и определение статуса лиц, в ней задействованных. Законопроект одобрен 15 марта 2010 г. на расширенном заседании Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России в Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина. В ближайшее время законопроект будет направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Следующей причиной, затрудняющей достижение высоких спортивных результатов, является устаревшая модель управления спортом высших достижений. По сути, она дошла до сегодняшнего времени лишь с небольшими отличиями от модели 80-х годов прошлого века и не отвечает современным тенденциям государственного управления.

Ассоциация юристов России совместно с Государственной Думой, Советом Федерации, Минспорттуризмом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Олимпийским комитетом России и общероссийскими спортивными федерациями с учетом международного опыта ведет разработку мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений, совершенствованию деятельности спортивных федераций, кадровой политики в отношении назначения тренеров, по установлению персональной ответственности тренеров и руководителей спортивных федераций за результаты выступлений сборных команд России на международных соревнованиях.

Одновременно Ассоциацией юристов России совместно с Государственной Думой и Минспорттуризмом России прорабатывается вопрос применения механизма контроля за деятельностью общероссийских спортивных федераций, в том числе возможность внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в части конкретизации прав и обязанностей спортивных федераций, установления ответственности за их невыполнение, введение контроля за их деятельностью со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Еще одной причиной, влияющей на формирование олимпийской сборной команды, являются вопросы борьбы с допингом. Следует отметить, что выступления в Ванкувере показали правильность выбранного министерством направления по ужесточению ответственности за применение допинговых средств и методов. Ни одного допингового скандала в отношении российских спортсменов в Ванкувере не было.

В настоящее время Минспорттуризмом России совместно с Комитетом Государственной Думы по физической культуре и спорту доработан ко второму чтению проект Федерального закона N 216472-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в части усиления мер по противодействию использования допинговых средств и (или) методов в спорте и установления правового статуса национальной антидопинговой организации) (далее — законопроект).

Законопроект приводит действующее законодательство в соответствие с положениями международных договоров Российской Федерации, конкретизирует полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в части осуществления противодействия использованию допинговых средств и (или) методов, а также определяет правовой статус национальной антидопинговой организации, целями деятельности которой являются разработка, осуществление и обеспечение допингового контроля в Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время Минспорттуризм России совместно с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а также иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает вопрос о возможности установления административной ответственности за применение допинга в спорте.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Приказом Минспорттуризма России N 293 от 13 мая 2009 г. утвержден Порядок проведения обязательного допингового контроля, направленный на определение необходимых мероприятий и утверждение процедуры его проведения в спорте (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2009 г. N 14790).

Также федеральными органами исполнительной власти разработан План действий, направленных на усиление ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и (или) методов в спорте (Приказ Минспорттуризма России от 8 декабря 2009 г. N 1187), включающий основные направления по совершенствованию нормативно-правовой базы, осуществлению международного сотрудничества и взаимодействия с заинтересованными организациями, реализации просветительских программ с использованием средств массовой информации, проведению образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» утверждены Перечни допинговых средств и методов, запрещенных к использованию в спорте в 2010 г., в соответствии с поправками, вносимыми в установленном порядке в список, включенный в приложение I к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (Приказ Минспорттуризма России от 22 декабря 2009 г. N 1245), и направлены на применение во все заинтересованные спортивные организации.

Безусловно, остается серьезной проблемой, не способствующей подготовке высококлассных спортсменов, размер оплаты труда и материального стимулирования за результаты труда спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, тренеров и специалистов. В этой связи Минспорттуризмом России совместно с Минздравсоцразвития России и Минфином России ведется разработка предложений по совершенствованию оплаты труда членов спортивных сборных команд России в течение всего периода подготовки, предусматривающих дифференциацию оплаты их труда в зависимости от достигнутых спортивных результатов.

Кроме того, Минспорттуризмом России совместно с Минрегионом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации прорабатывается вопрос о разграничении полномочий между уровнями государственной власти в области подготовки резерва сборных команд России, вопросы определения отдельных субъектов Российской Федерации как «точек роста» по конкретным видам спорта и в связи с этим установление порядка поддержки данных субъектов Российской Федерации в целях достижения наибольшей эффективности при подготовке спортивного резерва.

Реализация всех обозначенных инициатив будет способствовать централизации управления спортом в Российской Федерации и позволит поставить на качественно новый уровень подготовку спортсменов сборных команд Российской Федерации, в том числе к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи.

——————————————————————