К вопросу о совершенствовании законодательной базы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований
(Изаак С. И., Аристова Л. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 1)
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ <*>
С. И. ИЗААК, Л. В. АРИСТОВА
——————————— <*> Izaak S. I., Aristova L. V. To the question of improvement of the legislative base ensuring public order and public security when carrying out of official sports competitions.
Изаак Светлана Ивановна, исполнительный директор Федерации спортивных менеджеров России, профессор кафедры истории и инновационного развития молодежи ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Аристова Людмила Вениаминовна, вице-президент Федерации спортивных менеджеров России, председатель комиссии по сертификации футбольных стадионов РФС, член Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат экономических наук, заслуженный экономист России.
В статье рассмотрены вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности на физкультурно-спортивных сооружениях. Представлены предложения и замечания к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, спортивные соревнования, физкультурные мероприятия, законопроект.
The article considers the issues of law enforcement and public security at the physical culture and sports facilities. Presented proposals and remarks to the project of the Federal law «On introducing amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with ensuring public order and public security when carrying out of official sports competitions».
Key words: public order, public safety, sports competitions, sports events, the draft law.
Проблема обеспечения правопорядка и общественной безопасности на физкультурно-спортивных сооружениях всегда была актуальной и обострилась в настоящее время. Первая попытка подготовки нормативно-правовых актов на эту тему была предпринята еще в 1983 г. после несчастного случая в Лужниках. В российский период также неоднократно органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и МВД России разрабатывались проекты: и федерального закона, и постановлений Правительства Российской Федерации, и соответствующих концепций и положений; предпринимались попытки их утвердить, но все упиралось в действующее законодательство. Согласно ему «обеспечение общественного порядка и безопасности» — прерогатива субъектов Российской Федерации. В ряде зарубежных стран приняты законы о безопасности при проведении массовых мероприятий (Великобритания, Португалия, Франция, Бельгия, Германия, Польша, Чехия и др.); действуют Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и рекомендации о недопущении расизма, ксенофобии и расовой нетерпимости в спорте. В настоящее время Минспорт России совместно с МВД России разработал проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» <1> (далее — законопроект). ——————————— <1> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: проект Федерального закона [Электронный ресурс]. Доступен на сайте Минспорта России.
Следует отметить, что основными задачами в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях являются: — распределение ответственности за обеспечение безопасности лиц, участников спортивных мероприятий; — координация деятельности всех субъектов организации и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на спортивных сооружениях; — разработка и реализация нормативных актов, устанавливающих порядок и правила проведения массовых мероприятий и поведения участников спортивных соревнований, технические требования, национальные стандарты к физкультурно-спортивным сооружениям, а также меры уголовной и административной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения; — пропаганда среди населения, в первую очередь среди молодежи, направленная на борьбу с насилием в спорте и хулиганством; — улучшение качества социально-профилактической работы с болельщиками; — создание эффективной системы связи с общественностью (предоставление информации в средства массовой информации, организация встреч с болельщиками и др.), координация обмена информацией с соответствующими ведомствами и организациями зарубежных стран; — обеспечение эксплуатационной надежности строительных конструкций физкультурно-спортивных сооружений. На решение этих задач и должен быть направлен подготовленный законопроект. В связи с этим целесообразно при его доработке учесть следующие предложения и замечания.
Общие положения
1. Представленный законопроект должен законодательно определять полномочия, мероприятия, положения и др. не только «в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий», но и при проведении массовых и физкультурных мероприятий. В Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» <2> в главе 1, ст. 2, п. 9, дано определение, что такое официальные мероприятия, а именно: «официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия — физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»; в главе 2, ст. 20, установлены требования и понятия по организации и проведению физкультурных, спортивных мероприятий. Как мы видим, даже в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований входят физкультурные мероприятия. ——————————— <2> О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
При этом следует отметить, что данный Единый календарь охватывает не все физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в России. Такие физкультурно-спортивные мероприятия, как школьные и вузовские соревнования, коммерческие, например, по легкой атлетике, фигурному катанию и др., в этом Едином календаре не учитываются. Нет в нем и массовых мероприятий типа спортивных праздников (открытие и закрытие крупнейших спортивных мероприятий: Олимпийских игр, чемпионатов мира, а также праздников и массовых мероприятий уровня субъектов Российской Федерации, городов и т. п.). В связи с изложенным обеспечением общественного порядка и общественной безопасности в обязательном порядке требуется заниматься и при проведении массовых и физкультурных мероприятий. Не следует вводить положения, которые могут дать возможность различного подхода к обеспечению безопасности людей на физкультурно-спортивных сооружениях. 2. Представленный законопроект не полностью прописывает порядок организации и проведения мероприятий, требований к мероприятиям, материально-техническое, финансовое и организационное их обеспечение, права и обязанности всех участников, основания и порядок приостановления мероприятия и др. Включение положений «по правам и обязанностям контролеров (распорядителей) при проведении официальных спортивных мероприятий» не обеспечивает полного комплекса этих прав и обязанностей; не отражена специфика при проведении мероприятий всех уровней, особенно соревнований повышенной степени риска. В изложенных требованиях к сотрудникам (контролерам (распорядителям)) не прописаны квалификационные критерии, которым они должны соответствовать. В законопроекте должны быть четко указаны права и обязанности зрителей, запреты для них, т. е. что запрещается зрителям делать и их ответственность за неисполнение. Для разрешения имеющихся противоречий существует два подхода. 1. В законопроекте все, что касается Порядка обеспечения общественного порядка и общественной безопасности и поведения зрителей, — исключить. Необходимые положения разработать в Правилах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых и физкультурно-спортивных соревнований и Правилах поведения зрителей на физкультурно-спортивных сооружениях с обязательным их утверждением Правительством Российской Федерации. Но здесь следует иметь в виду, что указанные Правила могут входить в противоречия с правами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (см. ФЗ-119 от 24.06.1999, ФЗ-184 от 06.10.1999 и др.). 2. Законопроект доработать с целью включения в него по возможности всех положений по порядку организации и проведения мероприятий, требованиям к мероприятиям, материально-техническому, финансовому и организационному их обеспечению, правам и обязанностям всех участников, основаниям и порядку приостановления мероприятия, квалификационным требованиям, правам и обязанностям зрителей и др. Второй вариант, на наш взгляд, в большей степени подходит для разрешения имеющихся противоречий.
Статьи законопроекта
1. Статья 1, п. 1, в), — исключить после слов «…по видам спорта» слова «перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта». Предполагается, что и на других физкультурно-спортивных сооружениях могут проводиться физкультурно-спортивные мероприятия и соревнования. 2. Статья 1, п. 2, — исключить добавляемое слово «зрители». Изложить этот пункт в следующей редакции: «2) в статье 5 добавить пункт «13) зрители». 3. Статья 1, п. 4, б), 1.1, — после слов «…устанавливается законодательством РФ в сфере физической культуры и спорта…» уточнить и другие законодательные акты или исключить, или изложить в следующей редакции: после слов «…устанавливаются…» изложить «в соответствии с действующим законодательством, а также…». 4. Статья 1, п. 6, а), — поскольку в настоящее время нет национальных стандартов по объектам спорта, в частности по физкультурно-спортивным сооружениям, то добавить в данный пункт второй абзац в следующей редакции: «пункт в части национальных стандартов вступает в силу с 1 января 2015 года».
Литература:
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований: проект Федерального закона [Электронный ресурс]. Доступен на сайте Минспорта России.
——————————————————————