Система законодательства Канады о спортивных единоборствах
(Соловьев А. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 1)
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАНАДЫ О СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ <*>
А. А. СОЛОВЬЕВ
——————————— <*> Solov’yov A. A. The system of legislation of Canada on combat sports.
Соловьев Андрей Александрович, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов РФ при Международной ассоциации спортивного права IASL, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области, мастер спорта России, доктор юридических наук.
Статья посвящена системе законодательства Канады о спортивных единоборствах. Автор выделяет федеральный, региональный и муниципальный уровни правового регулирования спортивных единоборств, обозначает основные нормативные правовые акты в указанной сфере, рассматривает правовой статус муниципальных спортивных комиссий, в чьи обязанности входит контроль за проведением мероприятий по спортивным единоборствам.
Ключевые слова: зарубежный опыт, спортивные единоборства, Канада, федеральный, региональный и муниципальный уровни правового регулирования спортивных единоборств, спортивные комиссии.
The article concerns the system of legislation of Canada on combat sports. The author points out federal, regional and municipal levels of legal regulation of combat sports, notes basic normative legal acts in the said sphere, considers the legal status of municipal sport commissions, that are responsible for combat sports events.
Key words: foreign experience, combat sports, Canada, federal, regional and municipal levels of legal regulation of combat sports, sport commissions.
В Канаде сложилась сложноструктурированная некодифицированная модель систематизации законодательства о спорте федеративных государств, реализующая основное регулирование на уровне субъектов федерации (с достаточной степенью вариативности по сравнению с федеральным уровнем) и рамочное регулирование на уровне федерации <1>. Значительный вклад в правовую регламентацию спортивной сферы Канады вносят и муниципальные образования. ——————————— <1> Подробнее о классификации моделей систематизации законодательства о спорте в различных государствах мира см.: Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: Монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011. С 126 — 128.
Данное утверждение вполне применимо и к характеристике канадской системы правового регулирования спортивных единоборств, которое в основном распространяется на такие наиболее популярные дисциплины, как различные виды бокса и кикбоксинга, а также смешанные боевые искусства <2>. ——————————— <2> Подробнее о североамериканском опыте правовой регламентации в рассматриваемой сфере см.: Соловьев А. А. Правовое регулирование спортивных единоборств: опыт США и Канады / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов; Федерация кикбоксинга России. М., 2013. 172 с.
Федеральный уровень правового регулирования спортивных единоборств. На федеральном уровне в Канаде отсутствует специальное профильное законодательство о спортивных единоборствах, отношения в этой сфере подпадают под общее регулирование в области спорта, осуществляемое Федеральным законом Канады о продвижении физкультурной деятельности и спорта от 19 марта 2003 г. <3>. ——————————— <3> Physical Activity and Sport Act, 2003 // URL: http://laws. justice. gc. ca/eng/acts/P-13.4/index. html; http://laws. justice. gc. ca/PDF/P-13.4.pdf. Перевод см.: Казаков Р. В. Законодательство о спорте и система государственного управления в области спорта в Канаде / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов. М., 2012. 128 с.
Этот Федеральный закон является частью запущенной в Канаде новой национальной стратегии развития спорта, подчеркивающей важную роль спорта в культуре и обществе Канады, направленной на содействие физкультурной деятельности в качестве важного аспекта общественного здоровья и благополучия, на то, чтобы поощрять население интегрировать физкультурную деятельность в свою повседневную жизнь, чтобы сделать физкультурную и спортивную деятельность более доступной для населения, свести к минимуму барьеры, мешающие людям участвовать в спортивной жизни и быть физически активными. Закон создал основы и механизмы эффективного сотрудничества между различными социальными группами, организациями и органами власти, в т. ч. федеральными, провинциальными и территориальными субъектами спортивной деятельности <4>. ——————————— <4> Banks S. Bill C-12: An Act to promote physical activity and sport / Law and Government Division. 10 October 2002. Revised 11 September 2003 / Parliamentary Research Branch // URL: http://www. parl. gc. ca/Content/LOP/LegislativeSummaries/37/2/c12-e. pdf. Цит. по: Казаков Р. В. Законодательство о спорте и система государственного управления в области спорта в Канаде / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов. М., 2012. С. 45 — 46.
Региональный уровень правового регулирования спортивных единоборств. На региональном уровне (на уровне провинций и территорий) в Канаде эти отношения регулируются нижеследующими региональными актами: — провинция Манитоба: Закон провинции Манитоба «О боксе» от 27.07.1993 (в редакции от 14.06.2012) <5>. Этот Закон ранее носил название «О Комиссии по боксу» (Loi sur la Commission de la boxe) и «О Комиссии по боксу и борьбе» (Loi sur la Commission de la boxe et de la lutte); ——————————— <5> Loi du Manitoba sur la boxe du 27 juillet 1993 // URL: http://web2.gov. mb. ca/laws/statutes/ccsm/b080f. php; http://web2.gov. mb. ca/laws/statutes/ccsm/_pdf. php? cap=b80.
— провинция Новая Шотландия: Закон провинции Новая Шотландия «Об органе управления в сфере бокса» от 1989 г. (с последующими изменениями) <6>; ——————————— <6> Boxing Authority Act / Chapter 43 of the Revised Statutes, 1989 // URL: http://nslegislature. ca/legc/statutes/boxautho. htm.
— провинция Ньюфаундленд и Лабрадор: Закон провинции Ньюфаундленд и Лабрадор от 13.12.2001 «Об органе управления в сфере бокса» (глава B-6.1 Свода законов провинции Ньюфаундленд и Лабрадор) <7> и Регламент провинции Ньюфаундленд и Лабрадор от 06.06.2002 N 46/02 «Об органе управления в сфере бокса, согласно Закону «Об органе управления в сфере бокса» <8>; ——————————— <7> Boxing Authority Act / SNL2001 Chapter B-6.1 «An Act to establish the Boxing Authority of Newfoundland and Labrador» // URL: http://www. assembly. nl. ca/legislation/sr/statutes/b06-1.htm. <8> Newfoundland and Labrador Regulation N 46/02 «Boxing Authority Regulations under the Boxing Authority Act» // URL: http://www. assembly. nl. ca/legislation/sr/regulations/rc020046.htm.
— провинция Онтарио: Регламент провинции Онтарио N 52 Свода Пересмотренных Законов провинции Онтарио от 1990 г. (с последующими изменениями) <9>; ——————————— <9> URL: http:// www. search. e-laws. gov. on. ca/ en/ isysquery/ 9f85281e-620d-4189-ad1b-51a1cb5927a0/ 3/ doc/? search=browseStatutes&context;=#hit1.
— провинция Квебек: Регламент провинции Квебек «О лицензировании спортивных единоборств» (в редакции от 06.07.2012) <10>. ——————————— <10> Regulation respecting combat sports licensing // URL: http://www. canlii. org/en/qc/laws/regu/rrq-c-s-3.1-r-7/latest/rrq-c-s-3.1-r-7.html.
Муниципальный уровень правового регулирования спортивных единоборств представляет интерес и нормативное правовое регулирование спортивных единоборств на уровне муниципалитетов <11>. ——————————— <11> Согласно Закону Северо-Западных территорий Канады от 2003 г., муниципальный совет вправе своим актом (by-law) создавать советы или комиссии, управляющие оказанием или оказывающие коммунальные или инфраструктурные услуги, в качестве агента муниципальной корпорации. Аналогичные законы действуют и в большинстве других канадских провинций и территорий.
Для примера укажем следующие акты: — Муниципальный закон города Йеллоунайф <12> «О спортивных единоборствах» от 27.03.2006 N 4396 (с последующими изменениями) <13>; ——————————— <12> Город Йеллоунайф — административный центр канадских Северо-Западных территорий. <13> By-law of the City of Yellowknife N 4396 «Combative Sports» («Combative Sports By-law») // URL: http:// www. yellowknife. ca/ Assets/ City+Clerks/ By-laws/ Consolidated+By-laws/ ConsolidatedCombativeS-portsBy-lawNo.4396January2012.pdf.
— Муниципальный закон города Эдмонтон <14> «О спортивных единоборствах» от 09.11.2011 N 15594 <15>; ——————————— <14> Эдмонтон — административный центр канадской провинции Альберта. <15> Bylaw of the City of Edmonton N 15594 «Combative Sports» («Combative Sports Bylaw») // URL: http://www. edmonton. ca/city_government/documents/15594.pdf.
— Муниципальный закон города Калгари <16> «О спортивных единоборствах» от 13.11.2006 N 53M2006 <17>; ——————————— <16> Калгари — город в канадской провинции Альберта. <17> Bylaw of the City of Calgary N 53M2006 «Combative Sports Commission» («Combative Sports Commission Bylaw») // URL: http:// www. calgary. ca/ PDA/ DBA/ Documents/ licence/ combative_sports_commission/ combative_sports_bylaw_53M2006.pdf.
— Муниципальный закон города Саммерсайд <18> «О Комиссии по спортивным единоборствам» от 16.02.2010 N SS-28 <19>; ——————————— <18> Саммерсайд — канадский город на островах Принца Эдварда. <19> Bylaw of the City of Summerside N SS-28 «Combative Sports Commission» // URL: http://city. summerside. pe. ca/cache/files/11/Bylaws/SS-28_Combat-ive_Sports_Commission_Bylaw_.pdf.
— Муниципальный закон города Гранд-Прери <20> «О контроле и регулировании спортивных единоборств» от 12.07.2010 N C-1173A <21>; ——————————— <20> Гранд-Прери — город в канадской провинции Альберта. <21> Bylaw of the City of Grande Prairie N C-1173A «Control and Regulate Combative Sports Events» // URL: http://www. cityofgp. com/Modules/ShowDocument. aspx? documentid=1810; http://www. cityofgp. com/index. aspx? recordid=119&page;=788.
— Муниципальный закон города Тайбер <22> «Об учреждении Комиссии по спортивным единоборствам» от 17.08.2009 N 8-2009 <23>; ——————————— <22> Тайбер — город на юге канадской провинции Альберта. <23> Bylaw of the City of Taber N 8-2009 «Establish a Combative Sports Commission» // URL: http://www. taber. ca/DocumentView. aspx? DID=198.
— Муниципальный закон города Пенхольд <24> «О спортивных единоборствах» от 21.11.2011 N 669/11 <25>; ——————————— <24> Пенхольд — город в центральной части канадской провинции Альберта. <25> Bylaw of the City of Penhold N 669/11 «Combative Sports» («Combative Sports Bylaw») // URL: http://www. townofpenhold. ca/assets/Council/2011_Packages/Nov_28_Part_2_Council_Package. pdf.
— Муниципальный закон города Медисин-Хат <26> «Об учреждении Комиссии по регулированию и контролю спортивных единоборств в городе Медисин-Хат» от 03.05.2011 N 4048 <27>; ——————————— <26> Медисин-Хат — город на юго-востоке канадской провинции Альберта. <27> Bylaw of the City of Medicine Hat N 4048 to establish a commission to regulate and control combative sports in the City of Medicine Hat // URL: http://www. medicinehat. ca/modules/showdocument. aspx? documentid=816.
— Муниципальный закон города Монктон <28> «О боксе и борьбе в городе Монктон» от 02.04.2002 N H-502 <29>; ——————————— <28> Монктон — город на юго-востоке канадской провинции Нью-Брансуик. <29> By-law of the City of Moncton N H-502 — A By-law relating to boxing and wrestling in the city of Moncton // URL: http://www. moncton. ca/Assets/Residents+English/By-Laws/H-502+-+Boxing+$!26+Wrestling. pdf.
— Муниципальный закон города Принс-Джордж <30> «О комиссии по спорту города Принс-Джордж» от 2007 г. N 7952 <31>. ——————————— <30> Город Принс-Джордж — город в северной части канадской провинции Британская Колумбия. <31> Prince George Athletic Commission Bylaw N 7952, 2007 // URL: http://princegeorge. ca/cityhall/legislativeservices/citybylaws/Bylaw%20Documents/ BL7952_Merged. pdf.
Помимо города Принс-Джордж, еще в ряде муниципалитетов провинции Британская Колумбия имеются спортивные комиссии, в чьи обязанности в том числе входит осуществление контроля за проведением мероприятий по спортивным единоборствам <32>. ——————————— <32> News release // URL: http://www2.news. gov. bc. ca/news_releases_2009-2013/2012CSCD0034-000615.htm.
Так, были учреждены муниципальные комиссии по спорту: — Муниципальным законом города Нанаймо <33> «Об учреждении Комиссии по спорту» от 27.02.2006 N 7019 <34>; ——————————— <33> Нанаймо — город в канадской провинции Британская Колумбия. <34> Bylaw of the City of Nanaimo 2006 N 7019 to establish an Athletic Commission // URL: http://www. nanaimo. ca/UploadedFilesPath/Bylaws/7019Cons. pdf.
— Муниципальным законом города Вернон <35> «О Комиссии по спорту» от 2005 г. N 4910 <36>; ——————————— <35> Вернон — город в канадской провинции Британская Колумбия. <36> Bylaw of the City of Vernon N 4910 «Athletic Commission» // URL: http://www. vernon. ca/images/uploads/council/bylaws/Athletic_Commission_Bylaw_1.pdf; http://www. vernon. ca/index. php/council/bylaws/athletic-commission-bylaw-4910.
— Муниципальным законом города Ванкувер <37> «О Комиссии по спорту» от 30.04.1945 N 2875 (в редакции на 18.05.2010) <38>; ——————————— <37> Ванкувер — город в канадской провинции Британская Колумбия. <38> Bylaw of the City of Vancouver N 2875 «Athletic Commission» // URL: http://former. vancouver. ca/bylaws/2875c. PDF.
— Муниципальным законом города Крэнбрук <39> «О Комиссии по спорту» от 15.08.2011 N 3723 <40>; ——————————— <39> Крэнбрук — город в канадской провинции Британская Колумбия. <40> Bylaw of the City of Cranbrook N 3723 «Athletic Commission» // URL: https://cranbrook. civicweb. net/Documents/DocumentList. aspx? ID=1689.
— Муниципальным законом города Кокуитлам <41> от 21.04.2008 N 3917 (об учреждении Комиссии по спорту) <42>; ——————————— <41> Кокуитлам — город в канадской провинции Британская Колумбия. <42> Bylaw of the City of Coquitlam N 3917, 2008 // URL: http://e-civic. coquitlam. ca/cybercedms/getdoc. asp? doc=634714.
— Муниципальным законом города Ричмонд <43> «О Комиссии по спорту» от 10.10.2006 N 8035 <44>; ——————————— <43> Ричмонд — город в канадской провинции Британская Колумбия. <44> Bylaw of the City of Richmond N 8035 «Athletic Commission» // URL: http://www. richmond. ca/shared/assets/102306_bylaw803515280.pdf.
— Муниципальным законом города Террэс <45> «Об учреждении Комиссии по спорту» от 28.04.2008 N 1916 <46>. ——————————— <45> Террэс — город в канадской провинции Британская Колумбия. <46> Bylaw of the City of Terrace N 1916, 2008 to establish an Athletic Commission // URL: http://www. terrace. ca/documents/bylaws-general/Athletic-Commission-Bylaw-1916.pdf.
Для примера рассмотрим статус и деятельность Комиссии по спортивным единоборствам города Калгари (Calgary Combative Sports Commission). Согласно пункту «g» ч. 1 ст. 2 Муниципального закона города Калгари «О спортивных единоборствах» от 13.11.2006 N 53M2006 <47>, «спортивные единоборства» [«combative sports»] означают вид спорта, основанный на физическом контакте, основной целью которого является набор очков, и включают бокс, кикбоксинг, смешанные боевые искусства и муай-тай. ——————————— <47> Bylaw of the City of Calgary N 53M2006 «Combative Sports Commission» («Combative Sports Commission Bylaw») // URL: http:// www. calgary. ca/ PDA/ DBA/ Documents/ licence/ combative_sports_commission/ combative_sports_bylaw_53M2006.pdf.
Комиссия по спортивным единоборствам города Калгари призвана управлять и контролировать организацию и проведение профессиональных мероприятий по спортивным единоборствам, а также контролировать участников таких спортивных мероприятий. Комиссия по спортивным единоборствам города Калгари разрабатывает и публикует правила, регулирующие проведение этих мероприятий <48>. ——————————— <48> Calgary Combative Sports Commission // URL: http:// www. calgary. ca/ PDA/ DBA/ Pages/ Business-licences/ Calgary-Combative-Sports-Commission/ Calgary-Combative-Sports-Commission. aspx.
Комиссия по спортивным единоборствам города Калгари, в соответствии со ст. 4 Муниципального закона города Калгари «О спортивных единоборствах» от 13.11.2006 N 53M2006, состоит из: — 7 членов, которые отвечают критериям, изложенным в ст. 6 ч. II Муниципального закона города Калгари «О спортивных единоборствах», и назначаются решением Муниципального совета Калгари; — главного инспектора по вопросам лицензирования (или его представителя), который является членом Комиссии без права голоса. Члены Комиссии, назначенные решением Муниципального совета Калгари, имеют право на повторное назначение до 4 сроков подряд. Каждый срок не может превышать 2 лет. Член Комиссии вправе уйти в отставку в любое время, письменно уведомив Комиссию. Муниципальный совет Калгари вправе своим решением лишить полномочий любого члена Комиссии (ст. 5 указанного Муниципального закона). Члены Комиссии должны достичь возраста 18 лет и быть жителями города Калгари. Кроме того, лицо, претендующее на включение в состав Комиссии, не должно быть: — промоутером на момент и в течение одного года до даты подачи заявления на включение в состав Комиссии; — участником соревнований на момент и в течение одного года до даты подачи заявления на включение в состав Комиссии; — спортивным агентом или менеджером на момент и в течение одного года до даты подачи заявления на включение в состав Комиссии; — спортивным тренером или инструктором на момент и в течение одного года до даты подачи заявления на включение в состав Комиссии; — членом Совета города Калгари по стандартам, лицензированию и рассмотрению апелляций; — близким родственником любого лица, которое не вправе претендовать на включение в состав Комиссии по указанным выше основаниям (ст. 6 указанного Муниципального закона). Перед назначением на должность член Комиссии обязан дать подписку по установленной форме, в которой он обязуется соблюдать Кодекс поведения членов Комиссии по спортивным единоборствам города Калгари и правила поведения в случае возникновения конфликта политических интересов (ст. 7 указанного Муниципального закона). Член комиссии также обязан: — сообщать о любом изменении своего положения, применительно к ограничениям, установленным для членов Комиссии, в течение 14 дней с момента такого изменения; — при наличии оснований сложить с себя полномочия члена Комиссии с даты указанного уведомления (ст. 8 указанного Муниципального закона). Решение или результаты голосования Комиссии являются недействительными, если не были приняты на заседании Комиссии, проводимом публично, при наличии кворума. Кворум составляют не менее чем четыре члена Комиссии с правом голоса (ст. 14 указанного Муниципального закона). В заключение отмечу, что опыт Канады по правовому регулированию спортивных единоборств может быть эффективно использован и в нашей стране.
——————————————————————