О возмещении расходов, связанных с проездом военнослужащих в отпуск за пределы Российской Федерации

(Мовчан А. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

О ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЕЗДОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОТПУСК ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. МОВЧАН

Мовчан А. Н., помощник судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, лейтенант юстиции.

Как показывает практика, в том числе судебная, нередко у воинских должностных лиц возникают вопросы, связанные с возможностью и порядком возмещения военнослужащим расходов, связанных с проездом к месту проведения основного (каникулярного) отпуска за пределы Российской Федерации и обратно. Военнослужащие, реализуя свое право на проезд на безвозмездной основе к месту проведения основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), в том числе за пределы Российской Федерации, обращаются в установленном порядке с рапортом к командованию с просьбой возместить понесенные расходы, связанные с приобретением билетов и нередко получают отказ по различным основаниям. Анализируя сложившуюся в последнее время судебную практику, следует отметить, что просматривается тенденция в сторону увеличения обращений военнослужащих в суды с заявлениями об оспаривании таких отказов. Данная проблема не нова, и многими авторами ей уделялось внимание, но представляется необходимым возвратиться к ней и дать подробную правовую оценку этому вопросу. Воинские должностные лица отказывают в выплате компенсации за проезд в отпуск за пределы Российской Федерации по различным причинам, которые не всегда носят законный характер. 1. Незаконно требование воинских должностных лиц о получении при каждом выезде военнослужащего за пределы Российской Федерации письменного согласования с органами безопасности. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке оформления разрешения на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» от 19 декабря 1997 г. N 1598 документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки по форме согласно приложению к вышеназванному Постановлению, выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Вопрос о выдаче военнослужащему заграничного паспорта согласовывается с территориальными органами безопасности, которые направляют в запрашивающую военную организацию письменное согласование. Выданное письменное согласование в соответствии с требованиями п. п. 2 — 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598 вместе с другими необходимыми документами направляется соответствующим воинским должностным лицам, которым предоставлено право принимать решение о выезде военнослужащих из Российской Федерации, в том числе с ходатайством об оформлении справки по форме согласно приложению к указанному Постановлению. В соответствии с п. 1 вышеназванного Постановления разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, дается Министром обороны Российской Федерации и руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или уполномоченными ими лицами. Пунктом 3 указанного Постановления Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, было предписано утвердить перечни должностных лиц, которым предоставлено право разрешать выезд военнослужащих из Российской Федерации. Для Вооруженных Сил Российской Федерации такой перечень предусмотрен приказом Министра обороны Российской Федерации 2006 г. N 250. Для органов ФСБ — приказом ФСБ России 2003 г. N 265. Для военнослужащих войск гражданской обороны — приказом МЧС России 2005 г. N 345. Срок действия письменного согласования органов безопасности распространяется на срок действия выданного в установленном порядке военнослужащему заграничного паспорта, за исключением случаев, предусмотренных указанными выше нормативными правовыми актами. Требование о получении каждый раз при выезде за пределы Российской Федерации разрешения от соответствующего воинского должностного лица обусловлено характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, ограниченным правом военнослужащих на свободу передвижения, которое реализуется ими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. 2. Незаконно ограничивать возмещение расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации и государств — участников СНГ. В п. п. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих и членов их семей на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год). Во исполнение ст. 20 указанного выше Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 20 апреля 2000 г. N 354. В данном Постановлении Правительство Российской Федерации установило, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом: военнослужащих (кроме того: членов семей военнослужащих; несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет; ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лиц, находящихся на иждивении военнослужащих, на основаниях, установленных для военнослужащих) к месту использования отпуска и обратно (один раз в год). Пунктом 6 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации предписано Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет. Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти. Для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. В соответствующих нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, закрепляются аналогичные положения <1>. ——————————— <1> См., например, Приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 300.

Из анализа нормативных правовых актов следует, что действующим законодательством не предусмотрено никаких ограничений (по территориальному признаку) на возмещение военнослужащему расходов, связанных с приобретением билетов для следования к месту проведения отпуска и обратно. 3. Незаконно требовать от военнослужащего проставления отметок в отпускном билете в месте проведения отпуска за пределами Российской Федерации. Абсурдность указанного требования очевидна. Ведь отметки в отпускном билете ставятся военными комиссариатами прежде всего в целях воинского учета военнослужащих, связанного с необходимостью поддержания боевой готовности, и лишь затем в качестве доказательства пребывания в месте проведения отпуска (Приказ Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 200). В соответствии с указаниями Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 314/1/7067/44 командирам (начальникам) всех степеней предписано исключить постановку военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на временный воинский учет в военных комиссариатах, комендатурах и местных органах власти иностранных государств при использовании отпуска за пределами Российской Федерации. Итак, любой военнослужащий, оформивший надлежащим образом заграничный паспорт, получивший разрешение соответствующего воинского должностного лица, может отправляться в отпуск за пределы Российской Федерации и рассчитывать на возмещение расходов по проезду.

——————————————————————

Вопрос: Офицер по БУ с выслугой 24 года признан ограниченно годным к военной службе, подлежу увольнению с военной службы по ОШМ. Могут ли меня уволить без предоставления жилой площади по последнему месту службы, если признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2004 г., занимаю однокомнатную квартиру в другом городе в ЗВГ, где проживает моя семья в составе трех человек? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Офицер по БУ с выслугой 24 года признан ограниченно годным к военной службе, подлежу увольнению с военной службы по ОШМ. Могут ли меня уволить без предоставления жилой площади по последнему месту службы, если признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2004 г., занимаю однокомнатную квартиру в другом городе в ЗВГ, где проживает моя семья в составе трех человек?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: В мае 2008 г. приватизировал 1-комнатную квартиру общей площадью 32,6 кв. м, полученную от Минобороны России. На момент приватизации был холост. В настоящее время женат, детей пока нет, увольняюсь по организационно-штатным мероприятиям. Имею ли я право на получение жилой площади от Минобороны России по нормам на момент увольнения? Выслуга лет в календарном исчислении 13 лет. («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: В мае 2008 г. приватизировал 1-комнатную квартиру общей площадью 32,6 кв. м, полученную от Минобороны России. На момент приватизации был холост. В настоящее время женат, детей пока нет, увольняюсь по организационно-штатным мероприятиям. Имею ли я право на получение жилой площади от Минобороны России по нормам на момент увольнения? Выслуга лет в календарном исчислении 13 лет.

Ответ: Для получения жилого помещения, в том числе по правилам ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Вы и члены Вашей семьи должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по правилам ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе и как военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебным жилым помещением. При этом не совсем понятно, как Вам было предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма, так как, исходя из содержания Вашего вопроса, Вы заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. и, соответственно, обеспечиваетесь на весь период службы служебным жилым помещением. Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» была изменена. Так, в соответствии с изменениями, вступившими на сегодняшний день в силу, военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие — граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Таким образом, Вы можете быть обеспечены жилым помещением только в случае, если Вы соответствуете требованиям, предъявляемым ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также органом местного самоуправления, на территории которого Вы проживаете.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Выслуга — 22 года, контракт закончился 8 октября 2008 г., подполковник. Стою в очереди на жилье, живу в комнате при штабе части (нас таких 10 семей), статуса общежития нет, за жилье платим. Если уволюсь по окончании контракта, останется ли комната за мной (можно далее жить до получения жилья и работать в другом месте)? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Выслуга — 22 года, контракт закончился 8 октября 2008 г., подполковник. Стою в очереди на жилье, живу в комнате при штабе части (нас таких 10 семей), статуса общежития нет, за жилье платим. Если уволюсь по окончании контракта, останется ли комната за мной (можно далее жить до получения жилья и работать в другом месте)?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Таким образом, жилищным законодательством подразумевается, что гражданин может проживать в помещении, пригодном для проживания, на условиях договора социального найма, специализированного найма и др. Наличие заключенного соответствующего договора является правовым основанием для проживания гражданина в жилом помещении и исполнения обязанностей по внесению платы за данное жилое помещение. На основании изложенного автору представляется, что правовые основания для проживания Вас в занимаемом Вами помещении отсутствуют, в связи с чем Вы не можете нести обязанности по внесению соответствующей платы за это помещение. Поэтому Вы можете быть выселены из занимаемого помещения, но можете взыскать уплаченные Вами денежные средства в порядке гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации («Обязательства вследствие неосновательного обогащения»).

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга — 26 календарных лет. Увольняюсь в 2009 г. по предельному возрасту. Получил в 2001 г. служебную квартиру от органов местного самоуправления, выплатил задолженность за нее. Имею ли я право при увольнении с военной службы приватизировать данную квартиру? Какими нормативными правовыми актами урегулирована данная ситуация? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Офицер Вооруженных Сил Российской Федерации. Выслуга — 26 календарных лет. Увольняюсь в 2009 г. по предельному возрасту. Получил в 2001 г. служебную квартиру от органов местного самоуправления, выплатил задолженность за нее. Имею ли я право при увольнении с военной службы приватизировать данную квартиру? Какими нормативными правовыми актами урегулирована данная ситуация?

Ответ: В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Таким образом, в настоящее время, пока данное жилое помещение является служебным (находится в фонде служебного жилья) и предоставлено Вам по договору найма служебного жилого помещения, Вы не можете его приобрести в собственность, в том числе в порядке приватизации. Советуем ознакомиться со статьей А. В. Молодых «Некоторые проблемы передачи жилых помещений в собственность военнослужащих» (Право в Вооруженных Силах. 2008. N 5).

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Уволен в 1999 г. из армии, где прослужил 9,6 календарных лет на Дальнем Востоке, где месяц засчитывается за 1,5. В период военной службы я стал инвалидом второй группы, не годен к военной службе ни в мирное, ни в военное время. Имею ли я право как инвалид второй группы на квартиру? Ведь инвалидом я стал в период военной службы. («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Уволен в 1999 г. из армии, где прослужил 9,6 календарных лет на Дальнем Востоке, где месяц засчитывается за 1,5. В период военной службы я стал инвалидом второй группы, не годен к военной службе ни в мирное, ни в военное время. Имею ли я право как инвалид второй группы на квартиру? Ведь инвалидом я стал в период военной службы.

Ответ: К сожалению, по правилам Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Вы не можете быть обеспечены жилым помещением. Согласно общим положениям жилищного законодательства Вы, при соответствии установленным условиям, можете быть признаны нуждающимся в жилых помещениях (ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательный акт органа местного самоуправления, на территории которого Вы проживаете) с последующим предоставлением жилого помещения по договору социального найма по месту Вашего жительства.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер, семья состоит из трех человек. Проживаем в служебной двухкомнатной квартире общей площадью 42 кв. м. Имею ли я право на улучшение жилищных условий? Каким образом реализовать это право? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Офицер, семья состоит из трех человек. Проживаем в служебной двухкомнатной квартире общей площадью 42 кв. м. Имею ли я право на улучшение жилищных условий? Каким образом реализовать это право?

Ответ: К сожалению, Вы не указали, к какой категории военнослужащих Вы относитесь: имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма или обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. Также Вы не указали, состоите или нет на учете нуждающихся в жилых помещениях. А. Если Вы относитесь к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, то подробный ответ на аналогичный вопрос дан в настоящем номере журнала С. В. Шанхаевым (вопрос 202260). Б. Если Вы относитесь к другой категории военнослужащих, то здесь необходимо отметить следующее: — если Вам давалась служебная квартира на троих, то Вы не могли быть сняты с учета нуждающихся на основании п. 31 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, так как служебное жилое помещение было предоставлено не по установленным нормам; — если Вам давалось жилье на двоих, то при увольнении с военной службы по льготным основаниям Вам необходимо написать рапорт о восстановлении в списках очередников с даты первоначальной постановки на основании ст. 51 ЖК РФ (такая практика существует, хотя нормативно и не предусмотрена).

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Выпускник 2005 г. С 2005 г. являюсь участником военной ипотеки. В 2008 г. уволился из Вооруженных Сил Российской Федерации по собственному желанию. После этого поступил на военную службу в ФСБ России. Имеется ли возможность продолжить участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих? Какова судьба моих прежних накоплений по накопительно-ипотечной системе? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Выпускник 2005 г. С 2005 г. являюсь участником военной ипотеки. В 2008 г. уволился из Вооруженных Сил Российской Федерации по собственному желанию. После этого поступил на военную службу в ФСБ России. Имеется ли возможность продолжить участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих? Какова судьба моих прежних накоплений по накопительно-ипотечной системе?

Ответ: Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в случае, если при досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы отсутствуют следующие основания: 1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более; 2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; 4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, — его именной накопительный счет закрывается, а сумма накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете участника поступлений возвращается в федеральный бюджет. Таким образом, Ваш именной накопительный счет должен был быть закрыт, а сумма накопленных взносов и иных учтенных на именном накопительном счете поступлений подлежит возврату в федеральный бюджет. Вы имеете право на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. В случае изъявления Вами желания на участие в накопительно-ипотечной системе для Вас должен быть открыт новый именной накопительный счет.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер. При получении отцом-офицером в 2003 г. ГЖС я сдал оригинал справки (копию КЭЧ не приняла), хотя первый контракт на тот момент я не выслужил. На ГЖС моим отцом приобретена квартира, в которой моя доля в праве 1/4. Позднее я женился, родился сын (2006 г. р.). Стою на учете в той же КЭЧ, что и отец. Выслуга — 13 календарных лет. В случае увольнения по ОШМ имею ли я право на получение жилья? Если имею, то разъясните порядок моих действий. Имею ли я право на улучшение жилищных условий с последующим получением ГЖС? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Офицер. Училище закончил в 2000 г. Прохожу службу в г. Нижний Новгород. Мой отец-офицер в 2003 г. получил ГЖС. При его получении я сдал оригинал справки (копию КЭЧ не приняла), хотя первый контракт на тот момент я не выслужил. На ГЖС моим отцом приобретена квартира, в которой моя долевая собственность 17,05 кв. м — доля в праве 1/4 (1/4 — отца, 1/4 — матери, 1/4 — сестры). Позднее я женился, у нас родился сын (2006 г. р.). Сейчас нахожусь на учете в той же КЭЧ, что и отец. Выслуга — 13 календарных лет. В случае увольнения по ОШМ имею ли я право на получение жилья? Если я такое право имею, то разъясните порядок моих действий. Имею ли я право на улучшение жилищных условий с последующим получением ГЖС?

Ответ: Вы имеете право на улучшение жилищных условий только в том случае, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена Вашей семьи менее учетной нормы (подп. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). Вам сле дует учесть, что в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилых помещений, и предоставления жилья регламентирован Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. При этом, в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме и получение жилья с помощью ГЖС имеют только военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 вышеназванного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, для того, чтобы Вы имели право на получение жилья, Вам необходимо быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, после чего Вас должны включить в список очередников для предоставления жилья (улучшения жилищных условий). При этом, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер, выслуга лет более 23. Семья — я, жена, сын 13 лет. 1. Имеют ли право предоставлять жилье мне и семье менее 54 кв. м, и кто корректирует это? Кому-то дают 54 кв. м на троих, а кому-то — 75 кв. м (без права на дополнительную площадь). 2. Как я могу исправить свою жилищную ситуацию: требовать предоставления жилья общей площадью не менее 54 кв. м, либо Минобороны России выплачивает рыночную стоимость недостающих метров? Куда лучше обратиться и реально ли исправить данную ситуацию? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Офицер, выслуга лет более 23. Семья — я, жена, сын 13 лет. 1. Имеют ли право предоставлять жилье мне и семье менее 54 кв. м, и кто корректирует это? Кому-то дают 54 кв. м на троих, а кому-то — 75 кв. м (без права на дополнительную площадь). 2. Как я могу исправить свою жилищную ситуацию: требовать предоставления жилья общей площадью не менее 54 кв. м, либо Минобороны России выплачивает рыночную стоимость недостающих метров? Куда лучше обратиться и реально ли исправить данную ситуацию?

Ответ: Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон «О статусе военнослужащих» дополнен ст. 15.1, согласно которой норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в п. 1 названной статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 названной статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. Более подробно см.: Кудашкин А. В. Новые изменения в порядок жилищного обеспечения военнослужащих носят антикоррупционный характер // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 1. С. 9 — 16.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер, выслуга более 23 лет. Семья — я, жена, сын 13 лет. 1. Имеют ли право предоставлять жилье не в городе, а в области, за 80 км дальше избранного места жительства? 2. Имеет ли военнослужащий право отказаться от жилья, если место предоставления не то, что он просил, т. е. не город, а область? В части сказали: если отказываешься — вообще уволим без жилья. («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Офицер, выслуга более 23 лет. Семья — я, жена, сын 13 лет. 1. Имеют ли право предоставлять жилье не в городе, а в области, за 80 км дальше избранного места жительства? 2. Имеет ли военнослужащий право отказаться от жилья, если место предоставления не то, что он просил, т. е. не город, а область? В части сказали: если отказываешься — вообще уволим без жилья.

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жилое помещение должно быть предоставлено именно в избранном месте жительства, которое именно Вы избрали, поэтому предоставление жилого помещения в месте, отличном от указанного Вами в соответствующем рапорте, нельзя считать правомерным. При этом Вы вправе отказаться от предоставления жилого помещения на данных условиях. Увольнение без предоставления жилого помещения будет прямым нарушением п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Я работаю в военкомате старшим помощником начальника 4-го отделения. Замещаю начальника в течение шести месяцев (на майорской должности), при этом должность начальника вакантная. Отдана приказом по военкомату о выполнении обязанностей начальника. Положена ли мне соответствующая доплата за выполнение обязанностей начальника? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Я работаю в военкомате старшим помощником начальника 4-го отделения. Замещаю начальника в течение шести месяцев (на майорской должности), при этом должность начальника вакантная. Отдана приказом по военкомату о выполнении обязанностей начальника. Положена ли мне соответствующая доплата за выполнение обязанностей начальника?

Ответ: В вопросе не указано, относитесь ли Вы к гражданскому персоналу или к военнослужащим, а указано, что Вы работаете, что создает неопределенность. Если Вы относитесь к военнослужащим (проходящим военную службу по контракту), то Вы должны были быть назначены приказом полномочного начальника временно исполняющей должность (врид). В этом случае на Вас бы распространялось положение п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (далее — Порядок). В соответствии с п. 44 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на которых в установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям (врид), со дня вступления в исполнение обязанностей по этим воинским должностям и по день освобождения от их исполнения включительно, но не более шести месяцев (непрерывного срока) выплачиваются оклады по временно исполняемым воинским должностям. Судя же по вопросу, Вас неправомерно назначили временно исполняющей обязанности (врио), что предусмотрено ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы только для невакантной воинской должности. В случае назначения врио выплачивается оклад по штатной воинской должности.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Военнослужащий, имеющий право на внеочередное обеспечение жилой площадью, дает согласие на свое увольнение по одному из льготных оснований до предоставления жилья. Сохраняется ли у него право на внеочередное обеспечение жилой площадью после увольнения с военной службы, т. е. при его нахождении в запасе? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4)

Вопрос: Военнослужащий, имеющий право на внеочередное обеспечение жилой площадью, дает согласие на свое увольнение по одному из льготных оснований до предоставления жилья. Сохраняется ли у него право на внеочередное обеспечение жилой площадью после увольнения с военной службы, т. е. при его нахождении в запасе?

Ответ: В соответствии с п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, увольняемые с военной службы по льготным основаниям и имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы. Поэтому и Ваша очередность, и Ваше право на внеочередное обеспечение сохранятся. Пункт 12 вышеназванной Инструкции определяет момент возникновения права на внеочередное обеспечение жильем.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

——————————————————————