Кто оплатит военнослужащим, направленным для выполнения служебного задания в другую местность на срок не более одних суток, расходы за проезд в общественном транспорте?

(Выскубин А. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 4)

КТО ОПЛАТИТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, НАПРАВЛЕННЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНОГО ЗАДАНИЯ В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ НА СРОК НЕ БОЛЕЕ

ОДНИХ СУТОК, РАСХОДЫ ЗА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ?

А. А. ВЫСКУБИН

Выскубин А. А., начальник юридической службы ФГУ «32-й Государственный научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России», майор юстиции.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) военнослужащие имели право на бесплатный проезд:

— железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

— на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси).

Приказом министра обороны Российской Федерации «О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части» от 10 августа 1999 г. N 355 (действовавшим до 1 октября 2006 г.) было предусмотрено, в частности, что военнослужащие направляются в служебные командировки по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу. Военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно к месту службы, а также выплачиваются суточные).

При этом вышеназванным Приказом предусматривалось, что не считаются командировками поездки военнослужащих, в частности:

а) имеющих по условиям сообщения возможность ежедневно возвращаться к месту военной службы или жительства, если выполнение служебного задания не требует непрерывного пребывания в пункте командировки, о чем должно быть указано в командировочном удостоверении, а также возвратившимся из командировки в день убытия;

б) временно направленных в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или состоящих в распоряжении соответствующих командиров (начальников).

Таким образом, из анализа указанных правовых норм в их взаимосвязи следовало, что выполнение военнослужащим по приказу командира (начальника) служебного задания в другой местности и в течение суток не являлась командировкой. Военнослужащий мог без труда и своих материальных затрат бесплатно проследовать в нужный ему населенный пункт. По нашему мнению, предусмотренное вышеназванным Законом право бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного, а также местного сообщения (за исключением такси) как раз и явилось причиной того, что министр обороны Российской Федерации в названном Приказе не отнес такие поездки военнослужащих к командировкам. Это логично, ведь военнослужащий не нес каких-либо затрат по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно к месту службы. Поэтому военнослужащие, например помощники командиров по правовой работе, для выполнения служебного задания могли бесплатно общественным транспортом добираться в суд, прокуратуру, службу судебных приставов и т. д.

В соответствии со ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в следующей редакции:

«Военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе:

железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы;

на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно».

Таким образом, с 1 января 2005 г. поездки на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения стали для военнослужащих платными.

Особенно острая ситуация сложилась в Московской области, когда военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, переводится к новому месту военной службы в пределах указанного субъекта Российской Федерации. Проходит три месяца и более, а ему и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение не предоставляется по причине отсутствия жилья. В результате военнослужащий вынужден удерживать жилое помещение по прежнему месту военной службы и тратить на поездку к месту службы и обратно несколько часов. В связи с систематическим ростом цен на проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения соответственно растут расходы военнослужащего, затрачиваемые на проезд к месту службы и обратно. Кроме того, военнослужащий вынужден за свой счет убывать в «местные поездки» (например, в тот же суд, прокуратуру и т. д.) для выполнения служебных заданий. Компенсация такого расхода действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с п. 6 ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно этим изменениям военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120% оклада по воинской должности. При этом Правительству Российской Федерации предоставлено право принимать решения о повышении размера данной надбавки отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Кроме того, исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также из абз. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», целью увеличенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. Изложенное подтверждается и содержанием Постановления Правительства Российской Федерации «О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» от 31 января 2005 г. N 47.

В отличие от ранее действовавшей редакции установлена не только возможность выплаты военнослужащим надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, но и основания ее производства. Исходя из буквального толкования правовых норм, на законодательном уровне четко определено, что выплата этой надбавки производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим, проходящим службу (военную службу по контракту) в Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах.

При этом военнослужащим надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается:

а) до 200% оклада по воинской должности — солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам;

б) до 160% оклада по воинской должности — младшим и старшим офицерам;

в) до 130% оклада по воинской должности — высшим офицерам.

Таким образом, законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий военнослужащих в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты.

Следует отметить, что до 1 января 2005 г. в п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» было предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы должна была выплачиваться в размере до 70% оклада по воинской должности в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Поэтому с учетом отмены натуральных льгот доходы военнослужащих, проходящих службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы возросли от 15 до 90%. Эта компенсация, конечно же, несоразмерна тем затратам, которые несут указанные военнослужащие, оплачивая проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения.

Согласно п. 331 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, не считаются командировками поездки, аналогичные перечню, ранее указанному в Приказе министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1999 г. N 355. Поэтому компенсация расходов, понесенных военнослужащими при выполнении служебных заданий, за проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения действующим законодательством не предусмотрена.

В то же время для лиц гражданского персонала установлены иные правила возмещения расходов, связанных с командировками. Так, в Трудовом кодексе Российской Федерации под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» от 2 октября 2002 г. N 729 установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в следующих размерах:

а) расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) — в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 руб. в сутки;

б) расходов на выплату суточных — в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке;

в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

— воздушным транспортом — в салоне экономического класса;

— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

— при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, — в размере минимальной стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

— водным транспортом — в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

— автомобильным транспортом — в автобусе общего типа.

Как видно из указанных норм, в законодательстве не содержится каких-либо ограничений для возмещения лицам гражданского персонала расходов, связанных с проездом на общественном транспорте в случае, когда командированное лицо имеет возможность по условиям сообщения ежедневно возвращаться к месту работы или жительства. С военнослужащими же, как указано выше, ситуация иная.

В связи с вышесказанным для решения проблемы оплаты расходов военнослужащим, направляемым для выполнения служебного задания на срок не более одних суток, необходимо принятие мер нормативно-правового характера. К числу таких мер следует отнести внесение в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 соответствующих изменений, которыми необходимо предусмотреть оплату расходов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и направленным для выполнения служебного задания на срок не более одних суток, за проезд в общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения.

——————————————————————