Предоставление отпуска офицеру, призванному на военную службу, в году призыва: вопросы и порядок разрешения

(Глухов Е. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2006, N 3)

(«Военно-юридический журнал», 2006, N 4)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТПУСКА ОФИЦЕРУ, ПРИЗВАННОМУ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, В ГОДУ ПРИЗЫВА: ВОПРОСЫ

И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ

Е. А. ГЛУХОВ

Е. А. Глухов, помощник командира войсковой части 58147 по правовой работе, капитан юстиции.

Всем известно, что прохождение военной службы осуществляется в добровольном порядке (по контракту). В настоящее время на военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте до 27 лет. Кроме «привычной» категории молодых людей, призываемых в армию рядовыми (матросами), существует и относительно небольшая категория призывников, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, которые призываются на военную службу в качестве офицеров. Ежегодно в воинские части прибывают для дальнейшего прохождения службы офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Так, например, Указом Президента Российской Федерации «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000 — 2005 годах» от 10 апреля 2000 года N 660 определено, что количество таких призываемых составляет до 15 тыс. в год, в том числе до 5 тыс. — непосредственно после окончания вуза. И конечно, у многих командиров (начальников) возникают вопросы по некоторым особенностям прохождения службы гражданами этой категории. В настоящей статье автор выскажет свою точку зрения на вопрос о предоставлении основного отпуска лейтенанту, прибывшему в воинскую часть сразу после окончания гражданского вуза.

Прежде всего выясним момент начала военной службы в рассматриваемой категории граждан. В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы считается:

— для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы указанный в предписании военного комиссариата;

— для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждении высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений.

Остановимся подробнее на второй категории граждан — призванных непосредственно после окончания вуза. Статус военнослужащего такой гражданин приобретает еще до прибытия его в воинскую часть. И соответственно с этого момента на данного военнослужащего распространяются специальные права и обязанности. Например, право на бесплатный проезд к местам использования основного (каникулярного) отпуска. В предыдущем абзаце указано, что военный комиссар предоставляет отпуск лейтенанту после окончания им учебного заведения. Вот как разъясняется порядок предоставления отпуска данной категории граждан (уже военнослужащих) в Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» от 6 сентября 1999 г. N 400:

«Пункт 38. Офицер запаса, призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, должен прибыть в военный комиссариат района не позднее трех суток после окончания учебного заведения за получением отпускного билета и предписания на убытие к месту службы.

Если в течение месяца после окончания учебного заведения гражданин, на которого поступила выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации, не откомандирован к месту военной службы по различным причинам, его личное дело с выпиской из приказа о его призыве направляется в течение 5 дней в военный комиссариат района по месту жительства офицера. Данный офицер откомандировывается к месту военной службы военным комиссаром района по месту его жительства в установленном порядке. Указанные офицеры, не откомандированные в течение месяца после окончания высших учебных заведений к месту службы без уважительной причины, теряют право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы. Уважительными причинами служат нахождение на излечении, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призванного на военную службу офицера запаса (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился офицер запаса, пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника офицера запаса».

Таким образом, исходя из смысла указанной Инструкции, можно сделать два вывода:

— отпуск перед откомандированием военнослужащего в воинскую часть предоставляет именно военный комиссар (причем в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 января 1999 г. N 19 продолжительность данного отпуска составляет 30 суток без учета времени проезда);

— гражданин, своевременно не явившийся в военный комиссариат без уважительных причин (ими являются только упомянутые в названной Инструкции), теряет право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы.

Считаю, что формулировка положений данного пункта неоднозначна и вызывает несколько вопросов.

Во-первых, вышеназванным Приказом введен новый вид отпуска военнослужащих перед откомандированием к месту службы. Является ли этот вид отпуска основным, который ежегодно предоставляется всем военнослужащим? Или в соответствии с п. 2 ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы этот вид отпуска не является основным, и его следует расценивать как отпуск, предоставляемый по другим основаниям (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 400)? Также возможно предположить (по аналогии с курсантами военных учебных заведений, которым по окончании указанных заведений предоставляется именно основной отпуск), что нормы данного Приказа следует расценивать как предоставление именно основного отпуска военнослужащему.

Во-вторых, военнослужащий может быть лишен указанного отпуска. Но лишение основного отпуска в Вооруженных Силах Российской Федерации не предусмотрено даже в качестве наказания. Тем более что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту. Если данный вид отпуска все же не является основным, то уже потом в воинской части, куда прибудет молодой офицер, ему обязаны предоставить еще и основной отпуск в году призыва, который рассчитывается пропорционально отслуженному в году призыва времени по аналогии с расчетом отпуска военнослужащему в год поступления на военную службу по контракту (п. 3 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). Получается, что у лейтенанта, закончившего гражданский вуз, отдых большей продолжительности, чем у такого же лейтенанта — выпускника военного вуза.

В-третьих, об отпуске «перед откомандированием к месту службы» ничего не сказано в Приказе Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 6 июня 2001 г. N 200. Военкоматы выписывают проездные документы только от места жительства к месту службы. Проездные к месту проведения отпуска и обратно (либо к месту службы от места проведения отпуска) в Руководстве не предусмотрены. Получается, что повсеместно нарушаются права военнослужащих данной категории на бесплатный проезд к местам использования основного (каникулярного) отпуска (одни раз в год), гарантированные п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В настоящей статье поставлены, по мнению автора, вопросы, которые требуют разрешения как минимум путем внесения изменений в приказы Министра обороны Российской Федерации.

——————————————————————