Политика Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений (1960 — 1970-е годы)

(Ростова О. С.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 5)

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1960 — 1970-Е ГОДЫ) <*>

О. С. РОСТОВА

——————————— <*> Rostova O. S. Policy of the Soviet state in the sphere of regulation of marriage-family relations (1960 — 1970-s).

Ростова Ольга Сергеевна, доцент кафедры истории государства и права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.

В статье анализируются приоритетные направления политики Советского государства в сфере регулирования брачно-семейных отношений в 1960 — 1970-е годы. Автор рассматривает механизм защиты семьи через укрепление последней как одно из направлений государственной политики.

Ключевые слова: история отечественного государства и права, политика в сфере брачно-семейных отношений, Конституция СССР 1977 г.

The article analyses the main trends of the Soviet state policy in the sphere of matrimonial and family relations in the period of 1960 — 1970. The author examines the mechanism of family protection by the means of its improvement as one of the State policy trends.

Key words: the history of state and law, matrimonial and family policy, USSR Constitution of 1977.

Одной из важнейших составляющих политики Советского государства явилось его стремление регулировать весь спектр общественных отношений, облекая их в установленные правовые нормы. В 1960 — 1970-е годы нормы брачно-семейного права представляли собой совокупность нормативно-правовых актов, принятых в различное время советской государственности, регулирующих отношения в данной сфере. В данный период, как и в первое послевоенное десятилетие, одним из направлений государственной политики было воспроизводство населения путем обеспечения благоприятных условий для рождения и воспитания детей, создание льготных условий труда женщины-матери. Политика государства была направлена на сохранение и укрепление советской семьи путем совершенствования законодательства. Усиление роли семейного воспитания диктовало необходимость принятия новых государственных мер регулирования брачно-семейных отношений. Советский законодатель охранял интересы семьи не только нормами, которые специально были направлены на регулирование отношений брака и семьи, — нормами семейного права, но и нормами других отраслей права: уголовного, гражданского, трудового и права социального обеспечения, административного. Таким образом, защита интересов семьи носила комплексный характер. Вместе с тем ни один нормативно-правовой акт, действующий на территории Советского государства, не содержал определения семьи. Данное определение не содержалось ни на уровне Основного Закона, ни в нормах кодифицированных актов, регулирующих брачно-семейные правоотношения. В научной литературе встречались различные точки зрения о сущности советской семьи. Так, например, Г. К. Матвеев рассматривал семью в широком смысле, т. е. как образованное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными или имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства <1>. В то же время В. А. Рясенцев выделял два понятия семьи: общее (социологическое) и специальное (юридическое). В первом понимании семья рассматривалась как «союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы». В юридическом смысле семья определялась ученым как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» <2>. Таким образом, предметом регулирования семейного права являлась не семья как таковая, а существующие между ее членами отношения (семейные отношения). ——————————— <1> См.: Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С. 46 — 48. <2> Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. С. 42 — 43.

При всей очевидности существования права на защиту семьи ни в Основах законодательства о браке и семье СССР 1968 г. <3> (далее — Основы), ни в Кодексе о браке и семье (далее — КоБС) РСФСР 1969 г. не упоминалось о таком праве, не содержалось конкретных нормативных положений о праве на защиту семьи со стороны государства. ——————————— <3> Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 39. Ст. 353.

КоБС РСФСР 1969 г. определял «заботу о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан», как одну из «важнейших задач Советского государства», через государственную помощь семье в воспитании детей, путем развертывания сети детских садов, яслей, школ-интернатов и других детских учреждений <4>. Кодексом устанавливались порядок и условия вступления в брак, регулировались личные и имущественные отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи; отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание; порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния. ——————————— <4> См.: преамбула Кодекса о браке и семье РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397.

Защита семьи со стороны общества и государства являлась общепризнанной нормой международного права. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., содержала норму о том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16) <5>. ——————————— <5> См.: Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. // Сборник нормативно-правовых документов. М., 2005. С. 16.

Декларация не была ратифицирована в СССР, однако отечественный законодатель закрепляет положение о защите семьи со стороны общества и государства на конституционном уровне с принятием Конституции 1977 г. Данное направление государственной политики нашло свое отражение в Основном Законе СССР 1977 г., где впервые в истории Советского государства и права в качестве органической ее части была включена специальная статья, посвященная защите семьи государством, вопросам семьи и брака, определявшая принципы их построения. Конституционное положение о защите семьи государством выражало бережное отношение к семье, принципиально иное, чем прежде, понимание ее роли в жизни социалистического общества <6>. Прежде всего данное положение предусматривало укрепление семейных отношений между супругами. ——————————— <6> См.: Нечаева А. М. Обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан советским семейным законодательством // Роль гражданского и семейного законодательства в обеспечении конституционных прав и обязанностей граждан СССР. М., 1983. С. 167.

Статья 53 Конституции СССР 1977 г. начиналась словами о защите семьи государством, закономерно и последовательно закрепляла принципы построения брака, заложенные Основами 1968 г. и КоБС РСФСР 1969 г. Принцип защиты семьи, закрепленный в Конституции СССР 1977 г., воплотил реализацию общих задач советского законодательства в области, касающейся семьи, распространялся на целый ряд отраслей права. В различных отраслях права использовались свои методы правового регулирования, которые не всегда отвечают специфике брачно-семейных отношений, тем не менее «каждая отрасль права вносила свой вклад в дело защиты семьи» <7>. ——————————— <7> Азарова Е. Г., Королев Ю. А., Кулагина Е. В. Право и защита семьи государством. М., 1987. С. 19.

Если говорить о международных стандартах защиты семьи, то, возвращаясь к Декларации, следует отметить, что она содержала запрет на произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 12) <8>. Данная норма не получила своего закрепления в отечественном законодательстве. Государство, как и в первые годы своего существования, по-прежнему оставляло за собой право вмешательства в личные семейные правоотношения, но теперь уже с целью их укрепления. ——————————— <8> Декларация была ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Советским союзом данный документ ратифицирован не был.

Приоритетные задачи в сфере защиты семьи были определены Основами 1968 г., а именно: «…укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали; воспитание у советских граждан чувства высокой ответственности перед семьей; всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку; окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях; воспитание чувства ответственности перед семьей» (ст. 1 раздела I). Таким образом, защита семьи была направлена на сохранение и укрепление последней. Сущность понятия «укрепление семьи» рассматривалась как специфическое состояние семейных отношений, характеризующееся рядом позитивных моментов, а именно: уменьшением числа разводов и конфликтных семей, улучшением качества семейного воспитания и содержания несовершеннолетних, увеличением заботы о нетрудоспособных членах семьи, совершенствованием личных и имущественных связей между всеми участниками семейных отношений <9>. Одновременно высказывались мнения о том, что нельзя воздействовать на волеизъявление людей при вступлении в брак или при его расторжении путем принятия жестких юридических норм, с помощью правовых средств невозможно создавать новые семьи, поощрять вступление в брак, влиять на формирование духовной основы брачного союза <10>. ——————————— <9> См.: Жилинкова И. В. Правовые гарантии укрепления семьи: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Харьков, 1986. <10> См.: Ершова Н. М. Семья и право // Советское государство и право. 1982. N 3. С. 43.

Конституционный принцип защиты семьи получил свое развитие в решениях XXVII съезда КПСС, в новой редакции Программы КПСС, где в разделе III «Социальная политика партии» говорилось: «Партия считает необходимым проводить линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций, воспитании детей, на улучшение материальных, жилищных и бытовых условий семей с детьми и молодоженов» <11>. ——————————— <11> Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986. С. 154.

Таким образом, защита интересов семьи явилась приоритетным направлением политики государства в сфере брачно-семейных отношений, которая предполагала всемерную — материальную, идеологическую, правовую — поддержку института семьи и брака, направленную на создание благоприятных условий для образования, развития и стабилизации семьи, охраны ее от негативных явлений и процессов. Согласимся с мнением Ф. О. Дзгоевой, что традиционно в нашей стране все семейные заботы лежали на плечах женщин <12>, именно поэтому большинство мероприятий было направлено на создание условий для облегчения положения женщины в семье и в обществе. ——————————— <12> См.: Дзгоева Ф. О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями. М., 2003. С. 3.

На XXVII съезде КПСС отмечалась необходимость направленности практической работы государственных и общественных организаций на укрепление семьи и ее устоев. Речь шла о создании условий для совместного проведения общественных праздников, культурных, спортивных мероприятий, семейного отдыха <13>. ——————————— <13> См.: Материалы XXVII съезда КПСС. С. 51 — 52.

В стране стали создаваться службы защиты семьи. В 1977 г. Московский горком партии и исполком Моссовета постановили создать консультации по вопросам семьи и брака с возложением на них обязанностей по профилактике рождения детей и консультированию населения по медицинским и социально-психологическим вопросам брачно-семейных отношений, прогнозированию совместимости вступающих в брак <14>. Подобные консультации по роду своей деятельности стали продолжением социально-правовых кабинетов, действовавших с 1925 г., оказывавших женщине-матери необходимую правовую помощь, разъясняя ее права и права ребенка. ——————————— <14> См.: Данченко Н. И. Правовая охрана труда женщин в СССР. Киев, 1985. С. 137.

Следует отметить, что в данный период правовому воспитанию населения уделялось большое внимание со стороны государства. Принятое в декабре 1971 г. совместное Постановление коллегии Министерства юстиции СССР и Министерства просвещения СССР «Об улучшении изучения основ советского права в общеобразовательных школах, педагогических училищах и институтах» было направлено на повышение уровня правовой культуры населения с раннего детства. Результаты политики государства в области правового воспитания и просвещения школьников постоянно освещались в периодической печати <15>. ——————————— <15> См., например: Иваненко А. Семья, школа, кино и воспитание несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1970. N 7. С. 55 — 56; Соколов Н. Правовое просвещение школьников // Социалистическая законность. 1974. N 2. С. 38 — 39; Правовое воспитание рабочих подростков // Социалистическая законность. 1974. N 6. С. 74; Правовое воспитание и предупреждение правонарушений молодежи // Социалистическая законность. 1975. N 10. С. 5 — 6; Правовое воспитание школьников // Социалистическая законность. 1975. N 11. С. 68.

В Конституции СССР 1977 г. содержалось более десяти статей, регулировавших деятельность государственных институтов и общественных организаций в области воспитания детей, прав и обязанностей граждан в этом отношении. Так, в ст. 8, 25 и 66 были закреплены важнейшие установки, связанные с организацией воспитания детей, однако предпочтение отдавалось теперь семейному, а не общественному (как в первые годы существования Советского государства) воспитанию детей. Таким образом, политика Советского государства в сфере брачно-семейных отношений была направлена на укрепление семьи, уменьшение числа разводов, семейное воспитание детей. Для достижения этого предусматривался комплекс правовых, нравственных мер, экономических и культурных мероприятий, проводимых государством и обществом в направлении, определенном государственной политикой в сфере брачно-семейных отношений.

——————————————————————