Государство всеобщего благоденствия: теория и практика — шведская модель развития
(Красавцев Л. Б.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 2)
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА — ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
Л. Б. КРАСАВЦЕВ
Красавцев Л. Б., доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск), кандидат исторических наук.
Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь…» <1>. До последнего времени это положение оставалось только пожеланием на будущее. Принятие в настоящее время приоритетных национальных проектов — первый шаг в этом направлении. Поэтому опыт построения социального государства в передовых странах мира заслуживает всяческого внимания и изучения. Как известно, больших успехов в этом достигли скандинавские страны — Швеция, Норвегия и Дания. Именно в Швеции была разработана теория государства благоденствия, автором которой является шведский экономист и государственный деятель Карл Г. Мюрдаль (1898 — 1967), автор книги «За пределы государства благоденствия». ——————————— <1> Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 7.
В своей книге Мюрдаль утверждает, что всеобщее благоденствие достигнуто в развитых странах Западной Европы. По его мнению, остальные страны также встанут на этот путь развития. Главное, чтобы «мирно и без революции, а фактически взамен революции» провести в государстве политику, в результате которой экономика страны соответствовала бы интересам большинства граждан. Мюрдаль определил общие признаки государства благоденствия: наличие смешанной экономики, сочетание рыночных отношений с государственным планированием, демократизация политической жизни, переход к децентрализации государства и передачи части его функций органам местного самоуправления и различным добровольным объединениям граждан, удовлетворение интересов всех слоев общества и их участие в распределении социальных благ. Мюрдаль ввел понятие «расширяющийся народный контроль», который регулирует политический процесс в развитых странах, создает условия полной гармонии и позволяет преодолеть идеологические разногласия. К практическому построению общества благосостояния приступили шведы в конце Второй мировой войны. Придя к власти в 1944 г., шведские социал-демократы выдвинули программу, автором которой также был Мюрдаль, реформистской работы «Послевоенная программа рабочего движения» <2>. Программа выдвинула две основные цели: 1 — заложить основу для всеобщей системы социального обеспечения для всех граждан и 2 — с помощью активной государственной политики и планового ведения хозяйства сделать более эффективной и отлаженной частнопредпринимательскую экономику. Социальная политика Программы была выполнена: введены всеобщее страхование по болезни, пособие на детей для всех граждан, принят новый закон о защите труда, увеличены оплачиваемые отпуска с двух до трех недель, введены школьные завтраки для детей, принят закон о всеобщей народной пенсии, введена безэкзаменационная система образования в школе. Для финансирования этих реформ в 1947 г. была проведена налоговая реформа, которая привела к значительному увеличению налогообложения высокооплачиваемых групп населения, а также был повышен налог на предприятия. ——————————— <2> Милин Я., Юхансон А. В., Хеденборг С. История Швеции / Пер. со швед. М., 2002. С. 258.
Еще с 1913 г. в Швеции существовала всеобщая народная пенсия, которая позволяла людям обеспечить себя экономически даже после того, как они по возрасту перестали работать и тем самым теряли источник дохода. Но рост зарплаты после войны и связанное с этим повышение жизненного уровня всех групп населения означали, что многие, уйдя на пенсию, ощущали резкое ухудшение своего материального положения. В 1957 г. социал-демократы вынесли законопроект о пенсиях на всенародный референдум. Избиратели в большинстве проголосовали за вариант «обязательной пенсии». Эта пенсия назначалась за выслугу лет для всех работающих по найму, зависела от дохода, финансировалась за счет взносов предпринимателей и управлялась фондом, правление которого назначалось государством, предпринимателями и фабрикантами. Своего расцвета «шведская модель» экономики достигла в 1960 — 1970-е годы. Было достигнуто сотрудничество между трудом и капиталом, проводилась либеральная экономическая политика, направленная на увеличение экономического роста. Все это способствовало созданию отношений доверия между сторонами на рынке труда. Жизненный уровень в Швеции стал одним из самых высоких в мире. Структурная перестройка прошла на уровне местного управления — коммун. Было проведено слияние коммун, превращение их в крупные единицы, которые предоставляли населению услуги в сфере образования и медицинского обслуживания на уровне, соответствующем обществу благосостояния. Произошло значительное расширение общественного сектора, что также было логическим следствием создания общества всеобщего благосостояния. В 1980-х годах в общественном секторе работало наибольшее число занятых. Инфраструктура — дороги, больницы, школы, коммуникации — все развивалось быстрыми темпами. Начало формироваться постиндустриальное общество, для которого характерно развитие знаний, информационных технологий, внедрение компьютеров и т. д. Социал-демократы Швеции выдвинули идею «сильного общества», что подразумевало сильную государственную власть, обладающую достаточными ресурсами и компетенцией, чтобы влиять на все сферы деятельности. Социал-демократический «дом для народа» отличался доброжелательной патриархальностью. От колыбели и до могилы человек пользовался системой обеспечения, которая гарантировала ему безбедное существование! Основой этой системы, имеющей целью создание благосостояния, была политика полной занятости. Все работоспособные должны быть обеспечены работой, а это облегчало нагрузку на систему социального обеспечения. В 1970-х годах были проведены важные реформы в области трудового права: расширены гарантии при найме на работу, отменено положение Устава объединения работодателей Швеции об их праве единолично решать вопросы найма и увольнения рабочей силы. Это укрепило положение трудящихся на рынке труда и означало развитие экономической демократии. В 1960 — 1970-е годы был увеличен оплачиваемый отпуск до четырех недель, введена 5-дневная неделя в школах, уменьшена рабочая неделя до 40 часов, все аптеки стали только государственные, созданы государственные адвокатские бюро, введен закон о всеобщем страховании лечения зубов, снижен пенсионный возраст с 67 до 65 лет. Одновременно упразднены все привилегии королевского дома по налогам и пошлинам. Кстати, по новой Конституции Швеции 1974 г. король лишался всякой политической власти. Его роль в основном была чисто символической и церемониальной. Для Швеции характерно проведение всенародных референдумов по важнейшим вопросам жизни общества. Так, в 1980 г. был проведен референдум по атомной энергетике. Победили сторонники осторожного использования атомных станций, что привело к росту их удельного веса в энергетике страны. В 1980-е годы Швеция вступила в стадию «безбедного состояния» <3>. Политика социал-демократов в 80-е годы становится все либеральнее, появились прагматические черты в стремлении удовлетворить интересы средних слоев, возникла благожелательность по отношению к предпринимателям. В этот период богатые стали заметно богаче, но бедные не стали беднее. ——————————— <3> Там же. С. 296.
Шведская модель «общества благосостояния» подверглась серьезному экзамену в начале 1990-х годов, когда к власти пришли буржуазные партии. Считалось, что политическая и идеологическая активность социал-демократов была исчерпана после европейских событий 1990 г. Буржуазное правительство решило изменить многолетнюю политику: планировалось сократить расходы на социальные нужды, снизить налоги, дерегулирование, т. е. пыталось изменить систему распределения в шведском обществе и отношение между предпринимателями и трудящимися. Однако ослабление экономики не привело к достижению эффекта от изменения налоговой политики. Безработица быстро увеличилась, нагрузка на систему социального обеспечения значительно выросла, возник дефицит бюджета и вырос государственный долг. Пропаганда свободы выбора стала центральным политическим лозунгом времени. Считалось, что отдельный человек не должен зависеть от коллективной организации школьной системы, здравоохранения и жилищно-коммунальных услуг. Также стало считаться, что общество благосостояния создает пассивных, зависимых от системы пособий, безответственных людей. Стала поощряться индивидуальная самодеятельность и самоорганизация. Значительно выросла иммиграция, возникли на этой почве враждебные настроения к иностранцам, возник национализм в виде движения «скинхедов». В обществе стало нарастать недовольство. Люди возмущались тем, что пока буржуазное правительство снижало для простого народа выплаты по болезни, безработице и по причине травматизма, малокомпетентные представители экономической сферы могли легко обогащаться. Возникла так называемая новая алчность. Деятельность буржуазного правительства в эти годы характеризовалась лихорадочным стремлением успеть до смены власти изменить как можно больше. Распродавались государственные предприятия, рыночные отношения получили распространение в государственных учреждениях. Почта и телефон стали частными предприятиями. Бурная деятельность наблюдалась в других областях, но конкретный политический результат был ограниченным. Сокращение расходов на социальное страхование встретило противодействие в профсоюзах и в самом правительстве, некоторые члены которого выступили в защиту государства всеобщего благосостояния. Это, естественно, привело на выборах 1994 г. к победе социал-демократов. Новое социал-демократическое правительство провело определенные корректировки в области страхования по безработице и трудового права. Для оздоровления бюджета снова повысили налоги и отчисления. В ЕС Швеция остается страной с наивысшими налогами, составляющими 55% валового национального продукта. И это не мешает Швеции, как и ее соседям — Норвегии и Дании, занимать первые места по жизненному уровню среди государств мира. Так, размер ВВП на душу населения в долларах составил в 2000 г. в Норвегии — 35527, в Швеции — 25641, в Дании — 30392 и в России — всего 1639 долларов <4>, или в 15 — 20 раз меньше, несмотря на низкий уровень налогообложения, причем одинаковый для всех слоев населения. ——————————— <4> Даниельсен Р., Дюрвик С., Гренм Т. и др. История Норвегии. От викингов до наших дней / Пер. с англ. М., 2003. С. 485.
Опыт Швеции, как и других скандинавских стран, правительства которых длительное время возглавляли социал-демократы, показывает, что общество всеобщего благоденствия, или социальное государство, что близко по смыслу, можно реально построить и добиться существенного улучшения жизни населения. Несмотря на разговоры о кризисе общества всеобщего благосостояния и государственного регулирования в 1990-е годы, многие сложные проблемы общества возможно решить путем активного, но разумного государственного вмешательства и расширением прав местного самоуправления.
——————————————————————