Развитие взглядов на формирование правосознания в 1917 — 1970-е годы

(Мигущенко О. Н.) («История государства и права», 2013, N 11)

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В 1917 — 1970-Е ГОДЫ <*>

О. Н. МИГУЩЕНКО

——————————— <*> Migushhenko O. N. Development of views on formation of legal conscience in 1917 — 1970s.

Мигущенко Олег Николаевич, профессор кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД РФ, доктор юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются основные проблемы, поднимавшиеся советскими исследователями правосознания в 1917 — 1970-е гг. Среди них: структура правосознания, его соотношение с иными элементами социальной системы и другие.

Ключевые слова: формирование нового человека, правовое государство, гражданское общество, интерес, ценность, право, правосознание.

The paper examines the main issues raised by the Soviet researchers justice in 1917 — 1970’s. Among them: the structure of justice, its relationship to other elements of the social system and others.

Key words: formation of the new man, the rule of law, civil society, interest, values, rights, legal awareness.

Первым шагом на пути становления теории правосознания в молодой Советской республике стало принятие Декрета о суде N 1 <1>. С этого времени термин «революционное правосознание» использовался достаточно широко, однако научных работ, посвященных проблеме правосознания, было немного <2>. Отсутствовало и единство в определении данного явления. ——————————— <1> СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50. <2> Чельцов-Бебутов М. А. Социалистическое правосознание и уголовное право революции. Харьков, 1924; Корнилов Ф. Д. Проблема права и пределы юридического мышления. Саратов, 1929; Строгович М. С. Право и правосознание: тез. докл. / Ин-т права АН СССР. М., 1940; Карева М. П. О соотношении права и нравственности в социалистическом обществе // Большевик. 1947. N 4.

М. А. Рейснер под революционным правосознанием понимал не только правовую форму классовой идеологии, но и конкретные требования, характерные именно для всякого права. По его мнению, эти требования были выражены в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) <3>. Наибольшее внимание вопросу теории правосознания уделял принимавший участие в разработке Декрета о суде N 1 П. И. Стучка. В 1922 г. им было дано определение правосознания как мировоззрения господствующего класса, как сознание классового интереса в правовой области, подчеркнута его историчность, сказано о правосознании как части общественного сознания «общего классового сознания» <4>. Он же высказал мысль о правосознании как интуитивной (идеальной — О. М.) форме права. П. И. Стучка выделял два этапа в понимании революционного правосознания: при подготовке Декрета о суде, согласно «теории Л. И. Петражицкого», а после его принятия — дополнение такого понимания теорией классового интереса. ——————————— <3> Рейснер М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л.; М., 1925. <4> Стучка П. И. Заметки о классовой теории права: Докл., чит. в заседании секции общ. теории права 10 октября 1922 г. // Советское право: журнал ин-та советского права. 1922. N 3.

Таким образом, можно говорить, что уже в первые годы Советской власти сложилось представление о структуре правосознания как имеющей две стороны: психологическую и идеологическую. В то же время эксцессы военного коммунизма, одной из причин которых выступало высвобождение творческой активности революционного правосознания, повторение этого в период сплошной коллективизации, а также необходимость единения народа для решения социально-экономических задач накануне войны вынуждали к некоторому пересмотру теории правосознания. Требовалось преодолеть противопоставление революционного правосознания позитивному праву. До середины 1930-х гг. основное внимание уделялось его «активной» стороне. Это вызывалось необходимостью решения социально-экономических задач. Достижение этих задач и возникновение новых вызвало необходимость обратить внимание на его «пассивную» сторону <5>. Отсюда развились взгляды на правосознание как на часть общественного сознания, прежде всего отражающего нормы действующего права. Эти взгляды оформились в теорию отражения <6>. Затем в условиях подготовки к войне, войны и восстановления народного хозяйства интерес к проблемам правосознания ослабел. ——————————— <5> С 1936 г. получил распространение термин «социалистическое правосознание». <6> Павлов Т. Теория отражения / Пер. с болг. М., 1949.

Начало нового этапа в изучении правосознания было связано с принятием XXII съездом КПСС Третьей Программы партии (октябрь 1961 г.). В Программе предлагалось отойти от понимания движущих сил развития истории только как борьбы классов, т. к. достигнуто единство общественных и личных интересов граждан. Определялись задачи социально-экономической политики государства — повышение уровня материального благосостояния народа. Ставилась задача разработки проблем коммунистического воспитания в целях подготовки граждан к общественному самоуправлению. Главными направлениями этого становились укрепление сознательной дисциплины и повышение чувства ответственности всех граждан, укрепление законности и правопорядка. Важным фактором для разработки проблем правосознания стали общефилософские работы по проблемам сознания <7> и морали <8>. Но этого было недостаточно. Отсутствие философской теории сознания затрудняло работу юристов над теорией правосознания. ——————————— <7> Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1959; Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960; Уледов А. К. Общественное мнение советского общества. М., 1963; Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967; Уледов А. К. Структура общественного сознания. М., 1968; Демичев В. А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимодействия. Кишинев, 1972. <8> Кон И. С. Мораль коммунистическая и мораль буржуазная. М., 1960; Дробницкий О. Г. Природа морального сознания // Вопросы философии. 1968. N 2; Он же. Структура морального сознания // Вопросы философии. 1972. N 2, 6; Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А. Критика современных буржуазных этических концепций. М., 1967; Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Он же. Проблемы нравственности. М., 1977; Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974; Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

Установка Программы партии на формирование нового человека, человека-коллективиста, сочетающего идейность в труде с всесторонним и гармоничным развитием <9>, вызвала интерес к изучению системных связей правосознания с другими элементами общественной системы <10>. При этом внимание уделялось поиску системных связей правосознания с общественным сознанием, моральной системой, правом, правотворчеством, юридической ответственностью, преступностью, поведением, законностью, правовой культурой и правовым воспитанием. Были предприняты попытки изучать правосознание как элемент социальных отношений <11>. Рассмотрение системных связей правосознания со средой заострило внимание исследователей на проблеме структуры самого правосознания <12>. Однако сохранялись традиционные взгляды на правосознание как на совокупность правовой идеологии и правовой психологии. В то же время содержавшийся в Третьей Программе партии призыв к развитию индивидуальности личности вызвал интерес к проблемам индивидуального правосознания. Были предприняты первые попытки пересмотра традиционной структуры индивидуального правосознания. Вначале на основе его пятиэлементного состава: знание права; представления о праве; отношение к действующему праву; требования, предъявляемые к праву; отношение к исполнению правовых предписаний <13>. Тогда же получили распространение взгляды о классовом самосознании <14>, из которого И. Ф. Покровский выделил новое понятие — «ядро правосознания». Это ориентировало на создание трехэлементной структуры правосознания. В связи с этим особо необходимо отметить совместную работу В. И. Каминской и А. Р. Ратинова, в которой они достаточно близко подошли к пониманию правосознания как организационной системы. Ими выделялись три структурных элемента правосознания, производных от его функций: познавательной — юридические знания или правовая подготовка; оценочной — отношение к праву, практике его исполнения и применения; регулятивной — правовые ориентации и установки <15>. ——————————— <9> Гак Г. М. Формирование нового человека. М., 1962. <10> Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Анашкин Г. З. Роль правосознания при назначении наказания // Государство и право. 1967. N 1; Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. N 12; Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1969; Назаренко Е. В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. Киев, 1968; Потопейко Д. А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970; Хайкин Я. З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972; Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973; Кудрявцев В. Н. Социально-психологические аспекты антиобщественного поведения // Вопросы философии. 1974. N 1; Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974; Керимов Д. А. Право, правосознание, мировоззрение // Советское государство и право. 1975. N 7; Козюбра Н. И. Социалистическое правосознание. Ярославль, 1979. <11> Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968; Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1976. <12> Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания // Проблемы социологии права. Вып. 1. Вильнюс, 1970; Никитин В. Б. О структуре правосознания // Человек и общество. Л., 1973; Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. <13> Долгова А. И. Изучение правового сознания несовершеннолетних // Проблемы социологии права. Вып. 1. Вильнюс, 1970. <14> Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960. <15> Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сб. науч. тр. М., 1971.

В решениях XXII съезда КПСС указывалось, что в условиях научно-технической революции возросло значение человека как главной производительной силы. В связи с этим ставилась задача: на основе марксистско-ленинского мировоззрения воспитать у граждан коммунистическое отношение к труду, развивать их индивидуальность и ответственность. Это сосредоточило внимание исследователей на разработке теорий идеологии <16>, интереса <17> и ценности <18>. Работы философов и социологов по этим проблемам создавали предпосылки для нового взгляда на правосознание, но стремление не выходить за общепринятые рамки не позволило реализовать такую возможность. ——————————— <16> Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961; Социология и идеология. М., 1969; Москвичев Л. Н. Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность. М., 1971. <17> Князев Б. В., Куфтырев А. И., Фетисов А. С. О природе интереса как социального явления // Вестник МГУ. 1968. N 4; Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., 1964; Глезерман Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М., 1967; Кулиев Т. А. Проблема интересов в социалистическом обществе. М., 1967; Егиазарян Г. Интерес, коллектив, производство. М., 1970. <18> Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968; Курылев А. К. Коммунизм и равенство. М., 1971.

Задача воспитания нового человека актуализировала изучение проблем правового воспитания и формирования правосознания <19>. Однако понятия формирования правосознания и правового воспитания фактически рассматривались как равнозначные <20>. При этом определение правового воспитания было сформулировано, а формирования правосознания — нет. Некоторые попытки в этом направлении были предприняты И. Ф. Покровским, который ввел понятие «процесс формирования правосознания», что фактически являлось углублением понятия правового воспитания. Несколько ранее И. Ф. Рябко дал определение понятия «сфера правового воспитания». В то же время высказывались отдельные мнения о нетождественности понятий «правовое воспитание» и «формирование». Позднее эти взгляды были обобщены П. П. Барановым. Но он также не дал определение понятия «формирование правосознания», ограничившись введением новых определений понятий «механизм правового воспитания патриотизма» и «механизм правового формирования патриотизма личности» <21>. ——————————— <19> Кикнадзе Д. А. Потребности, поведение, воспитание. М., 1968; Ковалев С. М. Формирование нового человека. М., 1971; Покровский И. Ф. Формирование правосознания личности. Л., 1972; Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов н/Д, 1976; Столовский В. М. Профессиональное правосознание следователей. М., 1978; Оксамытный В. В. Правовое воспитание — важнейший фактор формирования социально-активной личности. Киев, 1979; Бельский К. Т Социалистическое правосознание (диалектика формирования и развития). Ярославль, 1979. <20> Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание в советском обществе: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1969. <21> Баранов П. П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1983.

Установка на воспитание марксистко-ленинского мировоззрения граждан и убеждение в том, что благоприятная среда для этого уже создана, привели к преувеличению значения правовой информации как фактора формирования правосознания. Такое понимание отразилось на практике правового воспитания, преобладающими стали «пассивные», «аудиторные» методы. Опыт 1920 — 1930-х гг. по формированию правосознания через «пробуждение» социально активного поведения объектов правового воспитания оказался не востребован. В то же время в теоретических работах содержались общие указания на необходимость этого. И. Ф. Покровский прямо требовал выявлять и использовать формы стимулирования позитивной правовой активности личности. Установка на воспитание индивидуальности граждан способствовала корректировке теории, отходу от понимания правосознания только с позиций отражения им правовой действительности. Характерным для этого периода стало развитие взглядов на соотношение политического и правового сознаний. Ряд авторов придерживались традиционных взглядов, указывали на решающую роль политического сознания <22>. Однако убежденность в достижении единства общественных и личных интересов граждан, становление новой социальной общности «советский народ» оформила вывод о слиянии в правосознании политического (классового) и общечеловеческого моментов, о преодолении противоречий между ними. В определенной степени произошло переосмысление взглядов М. А. Рейснера. Все это, вместе взятое, создавало реальные условия для становления «гражданского общества» и «правового государства». Однако участие СССР в «холодной войне» и ряд серьезных внутри — и внешнеполитических ошибок советского руководства в период с 1987 по 1991 гг. сделали невозможным достижение всех целей социально-экономической политики государства. Это не замедлило сказаться на содержании работ, посвященных проблемам правосознания и советской истории. ——————————— <22> Лукашева Е. А. Указ. соч.

——————————————————————