К вопросу о реализации права на социальное обеспечение

(Серебрякова Е. А.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 1)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Е. А. СЕРЕБРЯКОВА

Серебрякова Е. А., доцент кафедры ИБМ-5 МГТУ им. Н. Э. Баумана, кандидат юридических наук.

А. Глобальный финансовый кризис влечет за собой изменение роли государства в рыночной экономике. Следствием этого, по нашему мнению, должен стать пересмотр подходов к базовым аспектам функционирования системы пенсионного обеспечения. Действующая модель пенсионной системы ориентирована на эффективно функционирующий финансовый рынок, обеспечивающий свободное движение капитала при максимальном уровне надежности осуществленных вложений. При этом застрахованному лицу, далекому от знакомства с законами финансового рынка, предложено воспользоваться на выбор услугами государственных или частных операторов. Эта модель была внедрена в ходе реформы системы пенсионного обеспечения. Ранее нами были сформулированы условия, без которых эта действующая пенсионная система не может функционировать <1>: ——————————— <1> См.: Серебрякова Е. А. К вопросу о предпосылках реформы социального законодательства в России // Реформирование права: зарубежный и российский опыт: Материалы круглого стола по теоретическим аспектам модернизации права и сравнительному правоведению. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. С. 249.

1. Принятые правила должны оставаться неизменными в течение значительного промежутка времени. 2. Государству должен быть возвращен кредит доверия со стороны граждан. 3. До момента начала реализации реформы должна быть создана инфраструктура, необходимая для обеспечения ее реализации. 4. Граждане должны доверять национальной валюте. 5. Риск возможной неудачи реформы должен быть застрахован государством и за его счет. 6. Действие на протяжении длительного периода неизменной структуры государственного управления и на случай реформы этой структуры существование реальных гарантий преемственности функций и ответственности органов власти. Экономический кризис, в дополнение к другим объективно существовавшим причинам, сделал невозможным реализацию названных условий. Декларированный в ежегодном Послании Президента РФ <2> курс в интересующей нас области сводится: ——————————— <2> Российская газета. 2008. 6 ноября.

1) к повышению пенсий; 2) к вовлечению в инвестиции застрахованных лиц. При этом сколько бы средств ни вкладывалось застрахованными лицами и государством, участвующим в процессе соинвестирования, отсутствуют гарантии сохранности этих средств. Условий для эффективного управления этими инвестициями нет. Профессионализм частного или государственного оператора также не является гарантией инвестиций. Это касается не только пенсионной системы, но и других сегментов финансового рынка. Процесс носит глобальный характер. Придя к закономерному выводу о том, что источником помощи рынку является государство, мы должны признать, что альтернативы государственному пенсионному обеспечению тоже нет. При таких условиях единственной возможностью остается переход к государственно гарантированным пенсиям, прекращение спекуляций на страховании. Социальное государство предполагает государственные гарантии на социальное обеспечение. B. Представляется, что одним из факторов, сдерживающих создание достойной человека системы пенсионного обеспечения, является нормативно закрепленное и политически поощряемое неравенство в подходах к социальному обеспечению различных категорий населения. Государство должно оказывать социальную помощь в период кризисного состояния индивидуума. При этом объективно возникают как обязательные в жизни каждого человека кризисные периоды, обусловленные природными причинами, так и факультативные кризисы, носящие индивидуальный характер. Поэтому социально несправедливым является дифференциация государственной помощи в зависимости от отношения нуждающегося лица к государственной службе <3>. Провозгласив равенство всех видов собственности и равную их защиту, государство не должно обладать преференциями по сравнению с другими работодателями, а государственные служащие — по сравнению с другими занятыми гражданами. ——————————— <3> См.: ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46. Ст. 4437; 2004. N 19 (ч. 1). Ст. 1835; N 35. Ст. 3607; 2006. N 48. Ст. 4946; N 52 (ч. 3). Ст. 5505; 2007. N 16. Ст. 1823; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3612.

За заслуги в труде и службе следует награждать в период трудовой деятельности, а не после ее окончания. Уравнение государственных служащих в правах на пенсионное обеспечение как в части размеров обеспечения, так и в части источников его получения с иными гражданами будет являться сильным мотивирующим фактором для повышения эффективности деятельности государственного аппарата, поиска источников и способов решения социальных задач. C. С сожалением приходится констатировать разрыв отраслевой науки и практики. Опыт науки, ее знания в настоящее время фактически не востребованы. Результат — появление законов, которые критикуются большинством специалистов. Решение проблемы видится в объединении усилий разных специалистов и создании механизмов внедрения научных разработок. В противном случае уделом науки права социального обеспечения останется выполнение двух важных, но не основных функций: комментирование действующего законодательства и обучение. D. Неравномерное экономическое развитие регионов Российской Федерации, размер территории страны обусловливают миграцию трудоспособного населения в поисках рабочих мест. Вместе с тем возникает проблема, которая, возможно, не затронет некоторые народы Российской Федерации, в которых традиционно остается сильным институт семьи. Эта проблема — необходимость социального обслуживания людей, которые по различным причинам остались без ухода, но нуждаются в нем. Решением этой проблемы может явиться создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность соответствующих видов социального обеспечения для человека. Создание такой инфраструктуры возможно с привлечением частного капитала. При этом соответствующая инфраструктура должна быть высокоразвита независимо от степени экономического развития того или иного региона. Без государственной поддержки и государственного внимания к этой проблеме решить ее на местном уровне невозможно. Следовательно, необходимо принятие нормативных правовых актов, закрепляющих преференции для частных инвесторов, обязанности для ответственных за соответствующую инфраструктуру государственных служащих, механизм финансирования, конкретные сроки и мероприятия (решения).

——————————————————————