Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения

(Кирилловых А. А.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 1)

РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ <*>

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

——————————— <*> Kirillovy’kh A. A. Development of pension reform and problems of the legal support thereof.

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

В предлагаемой читателю статье показывается становление и развитие пенсионной системы, сущность преобразований в пенсионном обеспечении, проблемы и перспективы его современного нормативного регулирования в рамках существующих социально-экономических условий.

Ключевые слова: социальная политика, пенсионная реформа, накопительная система, инвестирование средств, пенсионные накопления, управляющие компании, социальное страхование.

This article deals with initiation and development of retirement benefit system, essence of retirement benefits reorganization, problems and opportunities for their regulation under existing social and economic conditions.

Key words: social policy, retirement benefit reform, accumulation system, investment of funds, pension accruals, managing companies, social security.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. <1> провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Такая норма в Основном законе закреплена впервые за всю историю конституционного строительства и отражает реконструкцию политической и экономической системы страны. ——————————— <1> Российская газета. 25.12.1993. N 237.

На фоне российского конституционализма развитие принципов социальной государственности проявляется в реформировании всех сфер жизни общества. И право на социальное обеспечение, которое составляет элемент прав и свобод человека и гражданина, — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность <2>. ——————————— <2> См.: Попова Г. В. Социальная защита населения в регионе. Екатеринбург: УРАГС, 1999. С. 57.

Взвешенная социальная политика государства должна следовать цели равномерного накопления благ всех граждан и распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу. Социальная политика одновременно выступает условием социальной стабильности и в конечном счете прочности конституционного строя, так как создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства <3>. ——————————— <3> См.: Выговская И. Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1.

В новом формате социально-защитных элементов намечен переход от «патерналистской» роли государства к делегированию выполнения отдельных социальных функций общественным институтам. Такая смена публичных приоритетов является практикой многих развитых стран. В достижении баланса публичных и частных интересов, по мнению западных специалистов по социальной политике, государство должно сосредоточиться лишь на выполнении задач, которые не может никому перепоручить, что предохранит механизм государства от перегрузок и облегчит достижение консенсуса <4>. ——————————— <4> См.: Роик В. Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую область // Российский экономический журнал. 2000. N 5. С. 100.

Правовая основа социальной политики должна определять гарантии ее реализации, которые закреплены в ст. 39 Конституции РФ и развивают положения о социальной сущности государства: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Основу социальной политики государства в сфере распределения и потребления составляет гарантированный минимум жизненных благ. Другим аспектом социальных начал является поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Надо сказать, что социальная защита в рыночных условиях диктует необходимость всемерного расширения добровольного страхования, в том числе и добровольного страхования через негосударственные пенсионные фонды, страхование дожития и другие частные институты <5>. ——————————— <5> См.: Калашников С. В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 120.

Поэтому в рамках развития социальной функции на уровне государства, существенную трансформацию испытывает пенсионная система страны <6>, являясь инструментом государственной политики в формировании и закреплении принципов социальной справедливости в сфере пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение — это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода <7>. ——————————— <6> Пенсионная система — это «объемное» отражение всех компонентов жизни любого государства, достигнутого уровня зарплат, применяемой системы налогов, демографической ситуации в стране, состояния рынка труда, культурных, национальных традиций, развитости структур гражданского общества и институтов власти. <7> См.: Локшина О. В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. 2003. N 4. С. 15.

Пенсионная реформа, начало которой положено еще в начале 90-х годов прошлого века, в значительной степени отражает накопленный мировой опыт в сфере пенсионного обеспечения и направлена на совершенствование механизмов распределения национально дохода. На протяжении 1990-х гг. наблюдалось постоянное увеличение социальной нагрузки на занятое население, обусловленное как экономическими (сокращение численности занятых), так и демографическими причинами (старение населения). Влияние последнего фактора, как показывают прогнозы, в перспективе будет возрастать. В 90-е годы дополнительной причиной увеличения социальной нагрузки явился рост числа пенсионеров, происходивший во многом за счет распространенности льготных пенсий. Следует выделить и основные причины возникновения потребности коренных изменений в пенсионной сфере: — тенденция интенсивного старения населения (демографический фактор); — сокращение численности занятого экономически активного населения (соотношение численности плательщиков и получателей); — низкий пенсионный возраст и широкое распространение системы досрочного выхода на пенсию; — финансово-экономическое положение страны (низкие доходы населения). К числу причин социально-экономического характера, обусловивших объективные предпосылки пенсионной реформы, следует также отнести девальвацию пенсионной системы советского периода, превратившейся в уникальную уравнительную систему, финансируемую на протяжении многих десятилетий по «остаточному принципу» <8>. Ученые справедливо констатировали на протяжении последних десятилетий снижение относительных и абсолютных размеров пенсий <9>. ——————————— <8> См.: Афанасьев С. А. Переходные положения: начальный пенсионный капитал // Пенсия. 2001. N 6. С. 38. <9> См., напр.: Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. К вопросу о концепции нового закона о пенсионном обеспечении трудящихся // Государство и право. 1987. N 8. С. 70.

Необходимость пенсионного реформирования была обусловлена сложившейся ситуацией в связи с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения. Пенсионная реформа изменила пенсионную систему, включая ее организационную структуру, экономические принципы формирования пенсионных прав застрахованных лиц, правовые основы ее функционирования. Первая официальная Концепция реформы системы пенсионного обеспечения была одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 <10>, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования. ——————————— <10> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3388.

В Концепции признавалась неэффективность действовавших принципов построения системы пенсионного обеспечения и наряду с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение в качестве основных целей выдвигались: — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; — адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в РФ; — рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий; — повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем совершенствования системы управления. Социальная значимость пенсионного обеспечения определялась тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. В числе основных проблем пенсионного обеспечения выделен низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения (29% фонда оплаты труда). В 1994 г. средний размер пенсии составил около 35% средней заработной платы против соответственно 34% в 1993 г. и 25 % в 1992 г. Усугублял положение заниженный максимальный размер пенсии при росте числа лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах, что определяло процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий. Предлагаемая пенсионная реформа предполагала рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. Оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна содействовать стабилизации и развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению материального обеспечения пенсионеров. В 1997 г. специально созданная рабочая группа Министерства труда и социального развития России, ориентируясь на успешный опыт чилийской пенсионной реформы и рекомендации Всемирного банка, разработала новую модель, получившую название трехуровневой концепции пенсионного обеспечения <11>. ——————————— <11> См.: Зурабов М. Ю. Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения // Пенсия. 2003. N 4. С. 24.

Основное отличие новой концепции состояло во внедрении обязательного накопительного компонента финансирования пенсий на основе индивидуальных счетов и с передачей управления накоплением частным компаниям. Согласно этой модели новая пенсионная система должна включать три уровня. 1. Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление и за счет инвестиционного дохода от их размещения. 2. Государственное пенсионное обеспечение — для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, а также для отдельных категорий граждан (госслужащие, военнослужащие и др.) за счет средств федерального бюджета. 3. Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), формируемое по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством РФ, — обязательных взносов на профессиональные досрочные пенсии по условиям труда. Таким образом, можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения: — государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели право на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное; — обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя; — негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение — негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования. Необходимо отметить, что новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили бы усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни. Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов. Реформирование включает в себя создание инфраструктуры пенсионной системы, модификацию распределительной модели пенсионного обеспечения и формирование накопительной составляющей пенсионной системы. При этом реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель — создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Основная цель пенсионной реформы — повысить уровень благосостояния граждан России после выхода на пенсию. Надо отметить новые возможности пенсионной системы России: — размер пенсии зависит от того, с какой доходностью инвестированы ваши пенсионные накопления, что позволяет ее существенно увеличить; — возможность самостоятельно выбрать управляющую компанию, которая будет инвестировать пенсионные накопления; — возможность перевода накопительной части пенсии из государственного в негосударственный пенсионный фонд — возможность выбрать тот фонд, который лучше относится к своим клиентам и эффективнее работает. Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии, которая финансируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, предусматривает три составляющие: — базовую — фиксированную часть, устанавливаемую Правительством РФ и единую для всех пенсионеров; — страховую — дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности; — накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ. В новой пенсионной системе единая базовая пенсия выполняет роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию. Основу доходов пенсионеров составляют фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права. При этом сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть) подлежит индексации. Накопительная же часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование. Накопительная часть пенсии — единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно. У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной — уравнительной системой: — накопительная система пенсионного обеспечения не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя зависит от темпов экономического роста; — обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений; — позволяет в отличие от распределительной системы «оживить» накопляемые пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны; — сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование; — позволяет каждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии. Кроме того, при распределительной системе все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для текущих выплат пенсий пенсионерам. Теперь часть этих средств (до 6% от размера зарплаты) будет ежегодно переводиться на личный накопительный счет, открытый каждому работающему в Пенсионном фонде. Деньги с этого счета не будут тратиться на выплату текущих пенсий, а будут инвестироваться с целью их приумножения. Следует обратить внимание на нормативную базу пенсионной реформы, хронология развития которой определяет несколько этапов. В мае — июне 2001 г. Президентом РФ был внесен пакет из пяти законопроектов — «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации налогах и сборах». С 1 января 2002 г. пенсионная система России действует в новых институциональных рамках, заданных следующими законами: — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» <12>. ——————————— <12> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» <13>; ——————————— <13> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

— Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <14>; ——————————— <14> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

Здесь следует упомянуть целый ряд законов, содержащих одну или несколько норм, составляющих регламентацию пенсионных отношений. К их числу можно отнести: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» <15>; Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» <16>, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» <17>, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <18> и некоторые другие. ——————————— <15> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738. <16> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1943. <17> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831. <18> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

Эти законы устанавливают круг участников российской пенсионной системы, порядок формирования пенсионных прав и величину тарифов, виды, основания и размер пенсии, а также источники их финансирования. Пенсионное обеспечение граждан в 2002 — 2003 гг. осуществлялось в соответствии с принятым пакетом законодательных актов по реформированию системы пенсионного обеспечения. В целях реализации пенсионной реформы соответствующими министерствами и ведомствами осуществлен большой объем нормотворческой работы. Принято более 70 нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты отношений в области обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения (назначение и выплата пенсий, информирование застрахованных лиц, инвестирование пенсионных накоплений, персонифицированный учет и т. д.). Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» <19> принят в развитие существующей базы нормативного обеспечения пенсионной реформы и представляет в пакете с вышеназванными законами блок современного пенсионного законодательства. ——————————— <19> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.

В рамках ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливаются правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Кроме того, Закон определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Особую роль в реализации пенсионной реформы, а также положений Закона об инвестировании средств пенсионных накоплений, призваны сыграть негосударственные пенсионные фонды <20>, паевые инвестиционные фонды и частные управляющие компании. Принципы инвестирования, заложенные в пенсионной реформе, аналогичны принципам инвестирования паевых инвестиционных фондов. ——————————— <20> На территории Российской Федерации работают более 300 негосударственных пенсионных фондов, из них 133 имеют право осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

У частной управляющей компании большой выбор инструментов для инвестирования — это государственные, субфедеральные и корпоративные облигации, а также акции российских предприятий (российские акции — мировые лидеры последних лет по величине роста). Государственная управляющая компания, инвестирует, как правило, пенсионные накопления в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Это максимально надежные инвестиционные инструменты. Однако их потенциальная доходность не очень велика — около 7 — 10% годовых. Таким образом, новая пенсионная система позволит увеличить зависимость пенсии от заработной платы и влиять на размер пенсионных накоплений путем выбора управляющей компании. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики. Когда речь идет о финансировании пенсионного обеспечения, понимаются не только государственные средства бюджета, но и дополнительные источники формирования пенсий. Дополнительный вклад (софинансирование), о чем все чаще указывают и в литературе, означает внешнее или «смешанное» финансировании пенсионных выплат <21>. ——————————— <21> Умурзаков Б. Роль и место пенсионного обеспечения в экономических отношениях людей в условиях углубления рынка // Трудовое право. 2006. N 7.

Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. Происходил процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии. План действий Правительства РФ по реализации в 2006 г. положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) <22> показал необходимость создания механизмов, стимулирующих добровольное участие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, и регламентирование порядка вступления в такие правоотношения. ——————————— <22> Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.

Это потребовало разработки дополнительных правовых регуляторов обеспечения этих процессов, которые получили право на жизнь в Федеральном законе 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» <23>, цель которого — стимулировать формирование пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. ——————————— <23> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1943.

В настоящий период реформа пенсионной системы идет полным ходом, совершенствуется пенсионное законодательство. Оттачивается государственный надзор за деятельностью банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых и управляющих компаний. Особое место занимает в этом процессе формирование института регулирования в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений. Сегодня установлены жесткие требования к субъектам и участникам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Назначены контролирующие и надзорные органы как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. Обязательным является страхование профессиональной ответственности управляющих компаний. Указом Президента утвержден Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, в состав которого входят представители профсоюзов, работодателей. Кроме того, законодателем предусмотрено обязательное страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний. По прогнозам специалистов, к 2012 г. (начало выплат накопительной части трудовой пенсии) величина финансовых ресурсов накопительной пенсионной системы составит 12 — 14% ВВП. При этом достаточно устойчивый рост инвестиционных ресурсов гарантирует возможность на продолжительный период, в среднем на 30 — 40 лет, обеспечить распоряжение средствами пенсионных накоплений для финансовых агентов <24>. ——————————— <24> См.: Роик В., Иваненко С. Пенсионная реформа в России и развитие финансовых рынков // Пенсионные фонды и инвестиции. 2004. N 5 (17). 65.

Однако на сегодня с точки зрения обеспечения защиты прав застрахованных лиц не все учтено. Следует иметь в виду, что законодательная база новой пенсионной системы еще окончательно не сформирована. Реализация положений пенсионной реформы, в рамках действующего законодательства в части инвестирования средств пенсионных накоплений требует принятия закона, которым должен быть определен порядок подсчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости. До принятия такого закона величина накопительной части может быть подсчитана лишь приблизительно. Основу пенсионной реформы составляет экономический базис, требующий правовой надстройки, соответствующей преобразованиям экономической формации. Развитие экономики рыночного типа определяет перспективу сближения российского законодательства с элементами иностранных правовых систем и их постепенную гармонизацию. Инвестирование в сфере пенсионных накоплений развивается под общим фоном инвестиционных механизмов, которые определяются нормами не только внутреннего (национального) права, но и международными правовыми инструментами, а также правопорядками иностранных государств. Наднациональное право все чаще вплетается в национальную правовую базу. Соответствие и следование нормативных актов в социальной сфере нормам международного права находят все большую поддержку ученых. Показательным является пример Всеобщей декларации прав человека, положения которой, по мнению И. Тиунова, стали благодаря практике государств восприниматься как обычно-правовые эталоны, согласно которым следует устанавливать национальное законодательство <25>. Необходимо адаптировать этот опыт и на российской правовой почве. ——————————— <25> Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. М., 1998. С. 5.

В настоящий период разрабатывается Концепция социального государства Российской Федерации в рамках Европейской конвенции <26> о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ратифицированной Государственной Думой в 1998 г. Концепция предполагает закрепление и развитие принципов социального строительства на ближайшую и долгосрочную перспективу. ——————————— <26> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Кроме того, на разных стадиях подготовки находятся законопроекты еще нескольких федеральных законов из пакета пенсионной реформы. Предстоит принятие законодательных актов об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации, о страховом взносе на финансирование названных систем, о финансировании выплат накопительной части трудовой пенсии, ряд иных нормативных актов.

Список использованной литературы

1. Попова Г. В. Социальная защита населения в регионе. Екатеринбург: УРАГС, 1999. 2. Выговская И. Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1. 3. Роик В. Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую область // Российский экономический журнал. 2000. N 5. 4. Калашников С. В. Становление социального государства в России. М., 2003. 5. Локшина О. В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. 2003. N 4. 6. Афанасьев С. А. Переходные положения: начальный п енсионный капитал // Пенсия. 2001. N 6. 7. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. К вопросу о концепции нового закона о пенсионном обеспечении трудящихся // Государство и право. 1987. N 8. 8. Зурабов М. Ю. Об актуальных вопросах пенсионного обеспечения // Пенсия. 2003. N 4. 9. Умурзаков Б. Роль и место пенсионного обеспечения в экономических отношениях людей в условиях углубления рынка // Трудовое право. 2006. N 7. 10. Роик В., Иваненко С. Пенсионная реформа в России и развитие финансовых рынков // Пенсионные фонды и инвестиции. 2004. N 5 (17). 11. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. М., 1998.

——————————————————————