Правовой статус саморегулируемых организаций в области энергетического обследования

(Попондопуло В. Ф., Петров Д. А.) («Юрист», 2013, N 21)

ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В. Ф. ПОПОНДОПУЛО, Д. А. ПЕТРОВ

Попондопуло Владимир Федорович, заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета СПбГУ, доктор юридических наук, профессор.

Петров Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета СПбГУ, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье авторы рассматривают различные вопросы о создании и деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, требования законодательства по отношению к саморегулируемым организациям в сфере энергетического обследования, приводят правовой анализ проблемных аспектов деятельности данных организаций.

Ключевые слова: энергетическое право, энергетическое законодательство, саморегулируемые организации, энергетическое обследование.

Legal status of self-regulated organizations in the sphere of energy examination V. F. Popondopulo, D. A. Petrov

Popondopulo Vladimir Fedorovich, head of the department of commercial law of law faculty of Sankt-Petersburg state university, doctor of law, professor.

Petrov Dmitrij Anatol’evich, assistant professor of the department of commercial law of law faculty of Sankt-Petersburg state university, candidate of legal sciences, assistant professor.

In this article the authors examine different issues of foundation and functioning of self-regulated organizations in the sphere of energetic investigation, requirements of legislation regarding self-regulated organizations in the sphere of energetic investigation, make legal analysis of problem issues in the activity of such organizations.

Key words: energy law, energy legislation, self-regulation organizations, energetic investigation.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> (далее — Закон об энергосбережении) предусматривает ряд мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Одной из таких мер является энергетическое обследование, представляющее собой сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об их объеме, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. ——————————— <1> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ч. 4 ст. 15 Закона об энергосбережении (далее — СРО в области энергетического обследования)). Ведение государственного реестра СРО в области энергетического обследования осуществляет Минэнерго России <2>. Данные реестра открыты и в силу п. 4 ч. 3, ч. 5 ст. 23 Закона об энергосбережении включаются в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке размещаемую на официальных сайтах в сети Интернет уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. ——————————— <2> Пункт 4.4.12 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577 (далее — Положение о Минэнерго России).

По общему правилу энергетическое обследование проводится в добровольном порядке. Исключение составляют предусматриваемые ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении случаи, когда проведение энергетического обследования является обязательным для некоторых категорий лиц, в своей совокупности составляющих значительное число субъектов. Проведение энергетических обследований подкрепляется обязанностью СРО в области энергетического обследования направлять заверенные ею копии составленных ее членами энергетических паспортов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти <3> (ч. 2 ст. 17 Закона об энергосбережении) и установлением административной ответственности за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, требований о предоставлении копии энергетического паспорта и принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч. 8, 9, 10 ст. 9.16 КоАП РФ) <4>. ——————————— <3> Сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов осуществляет Минэнерго России (п. 4.4.13 Положения о Минэнерго России). Однако законодательством не предусмотрено возложение на Минэнерго России обязанности по оценке соответствия подготовленных энергетических паспортов требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (п. 3.1 разъяснений Минэнерго России «По отдельным вопросам применения законодательства Российской Федерации в части проведения энергетического обследования». приведен в соответствии с публикацией на сайте: http://minenergo. gov. ru/ по состоянию на 21.11.2012 // СПС «КонсультантПлюс»). <4> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с нормами Закона об энергосбережении и Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о СРО), по отношению к которому нормы Закона об энергосбережении являются специальными. Вместе с тем внимание законодателя при принятии Закона об энергосбережении привлек вопрос о потенциально возможной небольшой численности субъектов, которые могли бы осуществлять деятельность в области энергетического обследования. Поэтому, устанавливая довольно широкий перечень случаев, когда проведение энергетического обследования является обязательным, вводя незначительные пороговые значения минимальной численности членов таких СРО (в сравнении с численностью в иных сферах саморегулирования), законодатель предусматривает иные возможности (ч. 8 ст. 18 Закона об энергосбережении): а) не ограничивает право членов СРО в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований на осуществление иной предпринимательской или профессиональной деятельности, причем как той, которая подвергается саморегулированию и право на ее осуществление закреплено в ч. 3 ст. 5 Закона о СРО, так и иных видов деятельности; б) разрешает субъектам предпринимательской деятельности рассматриваемой сферы саморегулирования проводить энергетические обследования в отношении самих себя и принадлежащих им объектов; в) разрешает физическим лицам, осуществляющим деятельность в области энергетического обследования на основании трудового договора, заключенного с работодателем, проводить энергетические обследования в отношении работодателя и принадлежащих ему объектов. Проблемы выбора организационно-правовой формы. Статус СРО в области энергетического обследования может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве (ст. 18 Закона об энергосбережении). Этот Закон вслед за Законом о СРО не рассматривает саморегулируемую организацию в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации и не устанавливает организационно-правовой формы, в которой возможно создание саморегулируемой организации в сфере энергетического обследования. Тем не менее Закон об энергосбережении содержит ряд норм, предопределяющих выбор организационно-правовой формы некоммерческой организации, которая должна не только быть основанной на членстве, но и объединять в своем составе лиц, обладающих специальным статусом, — субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) и/или субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключенного с работодателем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). Последним критерием законодатель предопределил выбор организационно-правовой формы некоммерческих организаций, основанных на членстве, но имеющих законодательно установленные ограничения по принятию в ряды своих членов некоторых субъектов. Таковыми являются общественные организации и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Как известно, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <5>). При этом из них основаны на членстве только общественные организации. Общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности не имеют членства и, следовательно, не могут приобрести статус саморегулируемых организаций. ——————————— <5> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Политические партии хотя и имеют членство, но цели их создания (участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления <6>) не соответствуют целям создания саморегулируемых организаций. ——————————— <6> Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

В этой связи представляется неверным как мнение о возможности создания некоммерческой организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, в организационно-правовой форме общественной организации (объединения) <7>, так и игнорирование возможности использования для этих целей организационно-правовой формы общественной организации <8>. ——————————— <7> Кайль А. Н., Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2009. Комментарий к ст. 3. <8> Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // ИПС «КонсультантПлюс», 2008. Комментарий к ст. 3.

Общественная организация как организационно-правовая форма не предоставляет возможности членства в ней юридических лиц, поэтому саморегулируемые организации в области энергетического обследования потенциально могут использовать данную организационно-правовую форму только в случае объединения в своем составе не менее чем 40 субъектов профессиональной деятельности, являющихся физическими лицами. Более того, в силу абз. 1 п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. По нашему мнению, нематериальные потребности у членов саморегулируемых организаций вторичны, а духовные отсутствуют. Первичны именно материальные потребности — получение права на осуществление приносящей доход деятельности в области энергического обследования и соблюдение установленных правил под страхом утраты указанного права. С принятием Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» <9> возможности использования организационно-правовой формы ассоциаций (союзов) расширились. До этого наиболее оптимальной организационно-правовой формой являлось некоммерческое партнерство, представляющее собой основанную на членстве некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности в области энергетического обследования (абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <10>). ——————————— <9> СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 609. <10> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Требования, которым должна соответствовать некоммерческая организация, имеющая намерение приобрести статус СРО в области энергетического обследования, являются стандартными и предъявляются при создании всех саморегулируемых организаций, что вытекает из ч. 3 ст. 3 Закона о СРО. В их числе: 1) требования к составу и статусу членов; 2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности; 3) требования к обеспечению саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена. Для внесения в государственный реестр СРО в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, подтверждающие соблюдение указанных требований, а также документы, предусмотренные Законом о СРО. Тем не менее применительно к разным сферам деятельности указанные требования получают различное правовое наполнение, и деятельность в области энергетического обследования не является в этом смысле исключением. Во-первых, в составе некоммерческой организации в качестве ее членов должно быть определенное количество субъектов предпринимательской и/или профессиональной деятельности. В качестве субъектов предпринимательской деятельности выступают индивидуальные предприниматели и/или юридические лица. Учитывая, что не все юридические лица имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность (ряд некоммерческих организаций вправе осуществлять приносящую доход деятельность или лишены права осуществлять предпринимательскую деятельность), то не все они смогут стать членами СРО в области энергетического обследования. Субъектами профессиональной деятельности выступают физические лица, осуществляющие деятельность в области энергетического обследования либо самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора, заключенного с работодателем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В любом случае эти лица должны обладать специальными познаниями в области энергетического обследования, подтвержденными документами о соответствующем образовании. В количественном отношении некоммерческая организация, претендующая на получение статуса СРО в области энергетического обследования, должна объединять в своем составе в качестве членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности, либо 40 субъектов профессиональной деятельности, либо 15 субъектов предпринимательской деятельности и 10 субъектов профессиональной деятельности. В члены СРО в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие как требованиям, установленным Законом об энергоснабжении, так и дополнительным требованиям, установленным в соответствии с указанным Законом самой саморегулируемой организацией. Квалификационным требованием для приема в члены СРО в области энергетического обследования является требование к индивидуальному предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или гражданско-правовой договор, к работникам юридического лица, а равно и к физическому лицу — субъекту профессиональной деятельности о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований. Членами СРО в области энергетического обследования могут стать: 1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области; 2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор; 3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области. Во-вторых, некоммерческая организация, претендующая на получение статуса СРО в области энергетического обследования, должна разработать и утвердить в установленном порядке ряд документов: 1) стандарты и правила, обязательные для выполнения всеми членами СРО в области энергетического обследования; 2) порядок приема в члены СРО в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации; 3) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее — стандарты и правила); 4) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов СРО в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил; 5) стандарты раскрытия информации о деятельности СРО в области энергетического обследования и о деятельности ее членов. Этот перечень документов следует из п. 2 ч. 3, ч. 4, 5 ст. 18 Закона об энергоснабжении и не является исчерпывающим. Необходимо разработать и утвердить иные стандарты и правила, не только предусмотренные Законом о СРО, но и те, которые, по мнению членов некоммерческой организации, могут понадобиться после приобретения статуса саморегулируемой организации. К ним следует, в частности, отнести: порядок и основания применения мер дисциплинарного воздействия; порядок рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации; условия членства в саморегулируемой организации; порядок рассмотрения жалоб лиц, исключенных из членов саморегулируемой организации; порядок и основания осуществления контроля за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности, и пр. В-третьих, некоммерческая организация, претендующая на получение статуса СРО в области энергетического обследования, должна обеспечить наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов ее членов. Формирование такого фонда выступает в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования перед потребителями услуг, возникающей в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию (п. 3 ч. 3 ст. 18 Закона об энергосбережении). Этой нормой Закон об энергосбережении сужает возможности выбора саморегулируемой организацией способов обеспечения имущественной ответственности ее членов, делая факультативным такой предусматриваемый ч. 3 ст. 13 Закона о СРО способ, как создание системы личного и (или) коллективного страхования. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации. Размер взносов членов саморегулируемой организации в целях создания компенсационного фонда составляет не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена, что вытекает из ч. 2 ст. 13 Закона о СРО. Учитывая, что членство в саморегулируемой организации в области энергетического обследования является обязательным условием для проведения энергетических обследований, обоснованность размера взноса в компенсационный фонд вызывает особый интерес. Высокие пороговые значения размеров компенсационного взноса могут служить препятствием к входу на рынок услуг по проведению энергетических обследований, в силу чего установление размера взноса в компенсационный фонд в размере большем, чем три тысячи рублей в отношении каждого члена, требует определенного экономического обоснования и оценки возможных последствий для членов <11>. Факт установления вступительного членского взноса, направляемого на формирование компенсационного фонда, не будет считаться нарушением антимонопольного законодательства в отличие от установления размера этого взноса, необоснованно высокий размер которого вполне способен создать препятствия доступу на рынок. ——————————— <11> К такому выводу подталкивают правовые позиции, сформулированные в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2009 г. N 09АП-18519/2009-АК по делу N А40-49507/09-149-318 // СПС «КонсультантПлюс».

Видимо, этим руководствовались разработчики изменений, внесенных в ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ <12> и установивших дифференцированные показатели минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации в зависимости от величины стоимости выполняемых ее членами работ. ——————————— <12> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Компенсационный фонд обособляется от иного имущества саморегулируемой организации и имеет строго целевой характер. Пункт 3 ч. 3 ст. 18 Закона об энергосбережении допускает возможность обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования только перед потребителями услуг, в силу чего невозможно осуществление выплат в пользу иных лиц, например, которым причинен вред некачественным оказанием услуг (хотя Закон о СРО, наоборот, допускает такую возможность). Государственный контроль за деятельностью СРО в области энергетического обследования осуществляется Минэнерго России (п. 4.3.6 Положения о Минэнерго России). В отличие от ст. 23 Закона о СРО, ограничивавшейся указанием на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в порядке, установленном федеральными законами, ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <13> (далее — Закон о защите прав предпринимателей) устанавливает, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами. ——————————— <13> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Закон об энергосбережении детализирует процедуры осуществления государственного контроля за деятельностью СРО в области энергетического обследования (ч. 9 ст. 18). С юридико-технической точки зрения структура ч. 9 ст. 18 вызывает много нареканий, так как представляет собой набор особых правил разной смысловой направленности, отличающихся от норм Закона о защите прав предпринимателей. И хотя это допустимо с точки зрения ч. 4 ст. 1 Закона о защите прав предпринимателей, но вряд ли целесообразно. Часть 9 ст. 18 Закона об энергосбережении, устанавливая основания проведения внеплановой проверки деятельности СРО в области энергетического обследования, не содержит указания на необходимость согласования ее проведения с органом прокуратуры, как предусмотрено ст. 10 Закона о защите прав предпринимателей, тем не менее проводить такое согласование считаем необходимым, несмотря на то что в области энергоснабжения порядок проведения проверок регламентируется особо. В заключение необходимо отметить, что стратегической целью региональной энергетической политики в России является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (п. 7 Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики») <14>. ——————————— <14> Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 512-р // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1739.

Этим в отличие от уже отмененной Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» <15> подчеркивается роль механизмов саморегулирования. Но оценить в полной мере эффективность деятельности СРО в области энергетического обследования пока сложно. ——————————— <15> Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р «Об утверждении Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 622.

Недостатком указанных программ является недооценка возможностей саморегулируемых организаций, их роли как проводника между публичной властью и профессиональным сообществом. Поэтому для выработки мероприятий по государственной поддержке энергосбережения и повышения энергетической эффективности следовало бы привлечь саморегулируемые организации. Но такая возможность в указанных программах не отражена. Не может быть пока услышан в полной мере голос саморегулируемых организаций и в силу того, что Закон об энергосбережении не содержит норм, касающихся создания единого национального объединения СРО в области энергетического обследования, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимались. 27 ноября 2010 г. на заседании Координационного научно-технического совета саморегулируемых организаций в области энергетического обследования <16> приняты решения, имеющие целью создать единое национальное объединение такого рода и внести в Закон об энергосбережении соответствующие изменения. ——————————— <16> URL: http://maenrf. ru/index. php? option=com_content&task;=view&id;=17&Itemid;=34.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2008. Комментарий к ст. 3. 2. Градостроительный кодекс РФ, ст. 55.16 // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16. 3. Кайль А. Н., Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2009. Комментарий к ст. 3. 4. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. N 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577. 5. Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 512-р «Об утверждении Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1739. 6. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р «Об утверждении Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 622. 7. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950. 8. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711. 9. Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711; 2013. N 7. Ст. 609. 10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. 11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. 12. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

——————————————————————